Административное право как отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы будет являться подробное рассмотрение, что же представляет собой административное право как отрасль права, каковы его особенности, система, источники, кто является субъектами административного права.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Административное право как отрасль права 5
1.1. Понятие, предмет и метод административного права 5
1.2. Система административного права 8
1.3. Источники административного права 11
Глава 2. Административно-правовые отношения 17
2.1. Понятие и особенности административно-правовых отношений 17
2.2. Административно-правовые нормы и институты 20
2.3. Субъекты административно-правовых отношений 24
Глава 3. Административное право как отрасль российского права 28
Заключение 34
Библиографический список 36

Файлы: 1 файл

Курсовая. Административное право как отрасль права.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

3) правового режима осуществления  права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного  положения права граждан могут  быть ограничены);

4) результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации — субъекты административного права — приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).

Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах44.

Таким образом, субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. То есть, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

 

Глава 3. Административное право как отрасль российского права

 

Административно-правовые отношения отличаются, прежде всего, от правоотношений гражданского, трудового, финансового и других отраслей российского права. Например, если административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возникать без согласия другой стороны, а споры между ними разрешаются преимущественно в административном порядке, то гражданско-правовым отношениям присущи иные признаки.

Административно право – важнейшая отрасль в правовой системы России45. Особенно учитывая такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объём государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества.

Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно – правовых норм. В 90-х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и быстро расширять систему административно – правового регулирования. Были закреплены демократические начала, организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона в регулировании отношений с властью.

Административное право является одной из основополагающих, базовых отраслей правовой системы России46. Коренные изменения, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, не могут не затронуть содержания административного права. На современном этапе в изучении этой правовой отрасли можно выделить ряд важных направлений: организация и деятельность исполнительной власти, формы и методы государственного управления, государственно-служебные отношения, управленческие отношения в системе государственного и муниципального права. Конституция РФ закрепила приоритет прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности. В этой связи особую значимость в административно-правовом регулировании приобретает принцип взаимной ответственности личности и государства.

Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения47. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.)48. Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.

В связи с этим огромное значение имеют цели, достижению которых служит административное право49:

1. целенаправленное управленческое воздействие органов исполнительной власти, государственного управления на те или иные объекты и процессы в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах с целью приведения их в упорядочение, согласованное состояние в противоположность хаосу, дикости, невежеству;

2. создание системы и структуры  федеральных и иных органов  исполнительной власти, устанавливая  сферу их деятельности, задачи, функции, полномочия, права, внутреннюю организацию, имея в виду повышение их  эффективности, устранение дублирующих, излишних, коррупционных элементов компетенции;

3. рамки правовых стандартов, внутри  которых должно осуществляться  управление государством и обществом. Это значит, что органы исполнительной  власти и их должностные лица  осуществляют свою деятельность только в рамках установленных законом общих правил, полномочий, и выход за их пределы недопустим;

4. оптимальный уровень управления  государством и обществом с  использованием административно-правовых  институтов, например, государственной службы, административной ответственности. Это значит, что хорошее администрирование должно осуществляться эффективно и экономно. Оно достижимо только при открытости, прозрачности, обоснованности, участии сторон, создании механизма подотчетности, возможности обжалования при принятии и исполнении принимаемых решений;

5. законное и справедливое обращение  с гражданами, создание необходимых  условий для реализации прав, свобод и законных интересов  личности в управлении, создание  условий для правомерного поведения, для того, чтобы граждане не становились правонарушителями. Органы исполнительной власти и их должностные лица обладают большой властью в отношении граждан. Получение многих благ (лицензии, социальные льготы, компенсации, пенсии, право заняться бизнесом и т.д.) зависит от администрации. Основная здесь цель - государство, органы исполнительной власти, должностные лица должны обращаться с людьми справедливо, уважать их права, свободы и законные интересы50.

Изменения сущности административного права в современных условиях связаны, прежде всего, со становлением Российской Федерации как демократического федеративного правового государства51.

В нормативных правовых актах, например, Федеральных законах «О милиции», «О безопасности», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации», отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, государственно-правовых и общественных институтов, которые в прошлых подобных правовых документах служили фиктивным прикрытием тоталитарного государства. Сейчас конституционно закреплены многопартийность и идеологическое разнообразие52.

Реорганизация федеративного устройства России связана с закреплением новых принципов Федерации, которые призваны обеспечить целостность и суверенитет России в целом и одновременно необходимый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса проблем развития территорий с учетом их национальных, экономических и иных интересов и особенностей. Роль административного права в этом процессе также коренным образом меняется, поскольку Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено административное и административно-процессуальное законодательство, т.е. все субъекты Федерации могут создавать необходимую им собственную административно-правовую законодательную базу, не противоречащую федеральному законодательству, для успешного функционирования органов исполнительной власти своего уровня, исполнительных органов местного самоуправления, обеспечения прав и свобод граждан на своей территории.

Переход к рыночным отношениям в экономике повлиял и на сущность административного права53. Возникновение многообразия форм собственности потребовало и равной защиты со стороны государства всех ее видов, государственного регулирования новых экономических процессов. Между тем на первом этапе экономических реформ государство вместе со сложившимся ранее правовым механизмом «ушло» из экономики, предоставив право решать возникшие в экономике совершенно новые проблемы рыночным механизмам, в частности конкуренции. Однако все это привело к возникновению дикого рынка, дикой приватизации и другим тяжелым последствиям.54 Государство с помощью административного права стало усиливать свое воздействие на экономику, облекая экономические механизмы - цена, прибыль, налог, пошлина, квота, кредит и т.д. - в административно-правовую форму, т.е. пошло по пути, по которому идут все развитые страны.

Формирование правового государства, правовая реформа на основе верховенства Конституции РФ, приоритета закона во всех сферах жизни общества не оставили в стороне и административное право55. Суть изменений, здесь происходящих, состоит в том, что ранее административное право представляло собой совокупность в основном подзаконных актов, т.е. постановлений правительства, актов министерств и ведомств - приказов, инструкций, наставлений, уставов, положений, которые нередко не только подменяли закон, но и дополняли, изменяли, а подчас и сводили его на нет, т.е. создавали почву для произвола, ограничения, стеснения прав и свобод граждан, а в итоге для коррупции. Теперь основные вопросы функционирования исполнительной власти регулируются на основе законов, нормативных указов Президента РФ56. Уже приняты Налоговый, Бюджетный, Водный, Воздушный, Внутреннего водного транспорта, Земельный, Жилищный, Градостроительный и другие кодексы, носящие во многом административно-правовой характер.

Таким образом, административное право представляет собой, прежде всего, совокупность норм права, регулирующих определенные общественные отношения, являющиеся предметом отрасли. Из теории права мы знаем, что отрасль права является не механической совокупностью норм, а полноценной самостоятельной системой, характеризующейся единством предмета, метода, принципов правового регулирования и некоторыми другими особенностями. Административное право не является исключением из этого правила. Однако систематизация норм административного права в значительной степени осложнена ролью и местом отрасли в правовой системе России. Дело в том, что административное право, как это отмечается большинством специалистов, является одной из центральной отраслей системы российского права. Выше уже говорилось о том, что нормы, принципы, метод административного права являются базой для большинства современных отраслей права Российской Федерации. Кроме того, административное право имеет наиболее обширный круг регулируемых отношений. Указанные обстоятельства приводят к тому, что из всех отраслей российского права именно административное право является наиболее сложно организованной отраслью.

 

Заключение

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Административное право представляет собой самостоятельную отрасль  российского права, имеющую важное значение в системе средств правового регулирования общественных отношений. Административное право регулирует управленческие отношения, складывающиеся в сфере функционирования,  прежде всего исполнительной власти. Но административное право выполняет важные регулятивные и охранительные функции во всей сфере публично-правового регулирования, регламентируя отношения органов власти и иных участников правоотношений. Нормы  и институты административного права, равно как и административные правоотношения, имеют определенные особенности по своей юридической природе, структуре, применению и сфере воздействия. По объему нормативного материала административное право является одной из наиболее крупных отраслей права. Все эти обстоятельства требуют  внимательного и  ответственного отношения курсантов и слушателей к изучению административного права.

Развитие административного права России прошло длительный исторический путь развития. Истории развития административного права было свойственны определенные процессы государственно-правовых явлений. Отсюда следует, что административное право в целом вне государственно-правовых явлений не существовало.

Административное право – это одно из важнейших отраслей права. При помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций.

Административное право тесно связанно с другими ветвями древа юридической науки. Она активно использует положения и понятия, выводы и предложения общей теории государства и права, конституционного (государственного) права и в свою очередь обогащает их своими творческими достижениями. В исследовании правовых институтов административное право как сравнительно молодая наука опирается на достижения более старых, более специализированных наук. Так, в решении вопросов административной ответственности используются положения науки уголовного права, вопросов метода регулирования, административного договора — науки гражданского права, вопросов административного процесса — наук уголовного и гражданского процессов. Административно-правовые исследования способствуют развитию наук финансового, экологического, муниципального права. Следует также упомянуть о полезном взаимодействии административно-правовых исследований с исследованиями по трудовому, семейному праву и другим отраслям юридической науки.

Если административное право как отрасль права, система юридических норм регулирует действия разных субъектов, то наука административного права изучает, анализирует, систематизирует нормы, выявляет их роль. Итоги научных исследований отражаются не в нормах административного права, а в научных выводах, классификациях, предложениях. Формами реализации научных достижений являются научные доклады, статьи, книги.

В заключении необходимо отметить, что административное право часть нашего общества. Общество и административное право взаимосвязаны и постоянно взаимодействует. Спектр деятельности административного права очень широк, поэтому и его роль и значение для регулирования общественных отношений тоже велико.

 

Библиографический список

КНИГИ

  1. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации. Ч. 1 / М.: Юрист, 2006г., 594с.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право: Д.Н. Бахрах – М.: Бек, 2007г., 343с.
  3. Бородин С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций, СПб.: ГУАП, 2007. — 432 с. 
  4. Воронин А.Г. Основы административного права. Учебное пособие. – М.: Дело, 2007г., 427 с.
  5. Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации, М.: система ГАРАНТ, 2008г., 587с.
  6. Звоненко Д.П. Административное право. М.: Юстицинформ, 2007. — 416 с. 
  7. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. — 256 с. 
  8. Коренев А.П. Административное право России: Учебник. Часть 2. Административно-правовое регулирование в сферах и отраслях управления / М.: Московская академия МВД России; Щит, 2002. – 340 с.
  9. Лапина М.А.  Административное право. Курс лекций. М.: Консультант Плюс, 2009. — 149 с. 
  10. Макарейко Н.В. Административное право. Конспект лекций. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2009. - 189 с.
  11. Максимов И.В. Административные наказания.   - М.:Норма, 2009г., 464с.
  12. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009. - 617 с.
  13. Новиков С.А. Административное право: Конспект лекций. – М.: "Приор-издат", 2003. - 110 с.
  14. Попов Л.Л. Административное право России. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. — 752 с. 
  15. Попов Л.Л. Административное право России / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Спарк, 2010г., 752 с.
  16. Розенфельд В.Г. Административная ответственность. Учебное пособие: Издательство «Истоки», 2003г., 221с.
  17. Солдатов А.П. Административное право Российской Федерации. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп.- Ростов-на-Дону: Феникс , 2006г., 352с.
  18. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. – СПб.: Лань, 2007г., 474с.
  19. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс: – М., Юрист, 2005. – 698с.

Информация о работе Административное право как отрасль права