Административное право и его роль в системе права Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 01:39, реферат

Описание работы

Административное право — это отрасль права (совокупность правовых норм), которая регулирует с целью реализации задач и функций государства общественные отношения управленческого характера, возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти, внутри- организационной деятельности других государственных органов, а также в процессе осуществления негосударственными субъектами внешних юридически-властных полномочий.

Административное право является самостоятельной отраслью права, с помощью которой государство регулирует однородные общественные отношения в сфере публичного управления, развивает и укрепляет его демократические основы.

Файлы: 1 файл

Административное право ..ККР...docx

— 20.52 Кб (Скачать файл)

 

  1. Административное право и его роль в системе права Украины 
     
    Административное право — это отрасль права (совокупность правовых норм), которая регулирует с целью реализации задач и функций государства общественные отношения управленческого характера, возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти, внутри- организационной деятельности других государственных органов, а также в процессе осуществления негосударственными субъектами внешних юридически-властных полномочий. 
     
    Административное право является самостоятельной отраслью права, с помощью которой государство регулирует однородные общественные отношения в сфере публичного управления, развивает и укрепляет его демократические основы. 
     
    Административное право занимает особу роль в механизме правового влияния - оно выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Иначе говоря, административное право — это управленческое право, которое отличается от других отраслей права спецификой предмета, методом регулирования и структурными особенностями (системой расположения нормативного материала). 
     
    Предмет административного права (как отрасли) составляет широкий комплекс общественных отношений, возникающих в сфере публичного управления. 
     
     Круг общественных отношений, регулируемых этой отраслью прав, достаточно разнообразен. Наряду с управленческими отношениями, в рамках которых непосредственно реализуются функции и полномочия органов исполнительной власти, в его предмет включаются также охранительные и право обеспечительные отношения, отношения внутриорганизационной деятельности других государственных органов, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением некоторыми общественными органам и и организациями внешне - властных функций и полномочий. 
     
    Вместе с тем благодаря используемому административным правом методу правового воздействия на регулируемые им общественные отношения создается определенный правовой режим организации и деятельности всех участников упомянутых общественных отношений, которые составляют предмет административного права. Это значит, что для характеристики административного права как отрасли права и элемента единой правовой системы кроме выяснения круга регулируемых им общественных отношений чрезвычайно важно установить также особенности используемого им метода правового регулирования. 
     
    Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, средств и способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права. Для административного права, как в принципе и для любой другой отрасли, характерно использование всей совокупности приемов и средств, обусловленных самой природой юридических норм, призванных упорядочивать и регулировать общественные отношения. 
     
    В процессе реализации правового воздействия на общественные отношения им используются: 
     
    1) предписание (т. е. возложение прямой юридической обязанности совершить определенное действие); 
     
    2) запрет (возложение прямой юридической обязанности не совершать определенные действия); 
     
    3) дозволения (т. е. предусмотренное правом разрешением совершать определенные действия по своему усмотрению). 
     
    В административно-правовом регулировании проявляются определенные особенности правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет административного права. Наиболее отчетливо эти особенности проявляются в следующем: 
     
    Во-первых, для него характерны юридически властные предписания (распоряжения) субъекта управления, обязывающие другую сторону подчиниться заключенному в этих предписаниях требованию. В силу этого другая сторона управленческого отношения (объект управления) не может занимать равного положения с органом выступающим в роли управляющего субъекта. Она находится у субъекта управления в известном подчинении. 
     
    Во-вторых, юридически властные предписания субъекта управления выражают его одностороннюю волю как полномочного представителя соответствующего государственного органа, которому принадлежит решающая роль в организации соответствующих общественных отношений. 
     
    Односторонность юридически властных (обязательных) предписаний соответствующих органов государственной исполнительной власти выражается в том, что только они уполномочены принимать окончательные решения по вопросам, возникающим в практике государственной управленческой, правоохранительной или правообеспечительной деятельности. 
     
    Суть административно-правового регулирования состоит в том, что ни кто, кроме данного органа, являющегося субъектом управления в данном правоотношении, не располагает достаточными полномочиями для решения тех или иных вопросов, возникающих в процессе исполнительно-распорядительной, правоохранительной или правообеспечительной деятельности. Иными словами, властность, односторонность и юридическая обязательность предписаний соответствующих органов государственной исполнительной власти являются неотъемлемыми свойствами административно- правового регулирования во всех возможных случаях его конкретного использования. Практически они характерны не только для предписаний и запретов, где односторонность и властность выражены особенно рельефно (например, приказ руководителя предприятия или учреждения; применение административной ответственности за нарушение правил техники безопасности и т. п.), но и для дозволений, где нет прямой юридической обязанности совершить определенные действия или воздержаться от них. 
     
    Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что административно-правовой метод отображает властную природу государственного управления, односторонность и юридическую обязательность предписаний его участников, которые осуществляют управление, а урегулированные этим методом отношения определяются как отношения власти и подчиненности. 
     
    2.Система административного права. 
    Система административного права — это внутренняя структура отрасли, которая отображает последовательное размещение элементов-институтов и норм, которые создают ее, их единство и структурную взаимосвязь. 
     
    Она состоит из двух частей; общей и особенной, что обусловлено сущностью и спецификой государственного управления, его многоотраслевым характером и необходимостью постоянного совершенствования. 
     
     Общая часть административного права объединяет нормы, закрепляющие принципы государственного управления; правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан и т. д.); формы и методы исполнительной и распорядительной деятельности; административный процесс; средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. 
     
     Особенная часть административного права содержит нормы, регулирующие управление промышленностью, агропромышленным комплексом, социально-культурной сферой, административно-политической деятельностью, а также межотраслевое государственное управление в сферах статистики, стандартизации, ценообразования ит. п. 
     
    Содержание общей и особенной частей административного нрава является взаимозависимым и составляет единое целое. Нормы общей части применяются ко всем институтам особенной части. Например, общие правила, регулирующие порядок подготовки, издания, вступления в действие и действие актов государственного управления, реализуются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов управления во всех отраслях социально-культурного строительства с учетом их специфики. 
     
    Наряду с делением на две основные части (общую и особенную) система административного права состоит из административно-правовых институтов — групп норм, регулирующих тесно связанные, однородные общественные отношения (например, государственной службы).

Информация о работе Административное право и его роль в системе права Украины