Административное наказание, понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

Задачи контрольной работы:
раскрыть понятие и виды административных наказаний;
проанализировать возбуждение дела об административных правонарушениях.

Файлы: 1 файл

Administrativnoe_nakazanie-ponjatie-i-vidy.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

От конфискации как вида административного наказания за совершенное административное правонарушение, приводящего к лишению собственника права на определенное имущество, отличается изъятие (арест) материальных объектов собственности из незаконного владения виновного лица как мера пресечения или процессуальная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая в том числе для обеспечения возможной последующей конфискации. Такое изъятие (арест) имущества, осуществляемое органами исполнительной власти, в определенной степени ограничивает право собственника пользоваться и распоряжаться им, но не порождает перехода права собственности к государству. Поэтому оно производится без судебного решения, что не препятствует обжалованию такого изъятия (ареста) в суде.

Лишение специального права, ранее предоставленного данному гражданину, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Лишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств.

Административное наказание в виде лишения специальных прав связано со значительными правоограничениями, так как влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, определенного в постановлении о применении данного наказания: для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя — в течение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, маломерным судном и др.).

Административный арест, т.е. содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток. Административный арест назначается только судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административный арест является самым суровым административным наказанием и применяется за правонарушения, граничащие по своей общественной опасности с преступлениями, либо за злостное совершение административных правонарушений. Арест заключается в лишении виновного свободы на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении. Условия отбывания этого наказания весьма строгие. Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся в специальных приемниках или изоляторах временного содержания органов внутренних дел.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации11.

Таким образом, административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от административного выдворения (отправки, передачи) иностранных граждан и лиц без гражданства как меру административного пресечения. Эта мера применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории РФ и пересекших Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в РФ документов.

Дисквалификация может применяться к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Статьями Особенной части КоАП дисквалификация предусмотрена за нарушение законодательства о труде и об охране труда, за фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, ненадлежащее управление юридическим лицом и др.

 

 

2. Возбуждение дела об административных  правонарушениях

 

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого официального документа. Закон четко устанавливает, что составление такого документа лицом, уполномоченным осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, признается особым юридическим фактом - возбуждением такого дела.

Это, во-первых, составление первого протокола о применении к лицу мер обеспечения производства по делу, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ.

Дата составления протокола о применении меры обеспечения производства признается датой возбуждения дела, если он является первым процессуальным документом данного дела.

Во-вторых, дело считается возбужденным с даты составления протокола о совершении административного правонарушения, если по делу ранее не составлялись протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или иные процессуальные документы.

В-третьих, дело считается возбужденным с даты вынесения прокурором постановления о его возбуждении, если ранее по делу не составлялись иные процессуальные документы.

В-четвертых, дело считается возбужденным с даты вынесения компетентным должностным лицом определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ, если ранее по делу не составлялись иные процессуальные документы.

В-пятых, дело считается возбужденным с момента оформления административного взыскания (предупреждения, штрафа) на месте совершения административного правонарушения, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется12.

Таким образом, датой возбуждения дела об административном правонарушении признается дата совершения впервые по делу одного из следующих процессуальных действий:

1) вынесение  специального постановления, определения  о возбуждении дела;

2) составление  протокола о применении меры  обеспечения производства или  о совершении административного  правонарушения;

3) наложение  административного взыскания на  месте совершения правонарушения в случаях, когда законом допускается упрощенное (беспротокольное) производство.

В ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ закреплены законные поводы к возбуждению дела об административном правонарушении.

Во-первых, это непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным осуществлять контроль за выполнением определенных правил и составлять протоколы о их нарушении, достаточных данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения. Следует отметить, что уголовный процесс такого повода не знает, поскольку лицо (если оно не ведет расследования), непосредственно обнаружившее данные о преступлении, независимо от занимаемой должности в уголовном процессе может быть только свидетелем. С целью обеспечения оперативности и экономичности административного процесса по рассматриваемой категории дел закон закрепил такой повод для возбуждения дела об административном правонарушении. На практике именно сотрудники милиции, государственные инспекторы, военкомы и иные должностные лица, осуществляющие государственный надзор за выполнением соответствующих правовых норм, обнаруживают многие неправомерные действия и, реагируя на них, возбуждают дела об административных правонарушениях.

Во-вторых, поводами для возбуждения дел могут быть материалы, полученные из государственных и муниципальных органов, общественных организаций, если в них содержатся данные, свидетельствующие о наличии события правонарушения.

В-третьих, поводами являются сообщения в средствах массовой информации, сообщения и заявления, полученные от граждан, организаций, если они содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения13.

В отношении третьей группы поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях законодатель установил небольшие ограничения. Сообщения средств массовой информации, физических и юридических лиц не могут быть основаниями возбуждения дел по следующим статьям КоАП РФ:

1) ч. 2 ст. 5.27 (повторное нарушение законодательства  о труде и об охране труда);

2) ст. 14.12 ("Фиктивное  или преднамеренное банкротство");

3) ст. 14.13 ("Неправомерные  действия при банкротстве");

4) ст. 14.21 ("Ненадлежащее  управление юридическим лицом");

5) ст. 14.22 ("Совершение  сделок и иных действий, выходящих  за пределы установленных полномочий");

6) ст. 14.23 ("Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом").

Особенности этой группы составов состоят в том, что они:

а) направлены на борьбу с ненадлежащим управлением юридическим лицом;

б) связаны с применением такого наказания, как дисквалификация (кроме ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);

в) устанавливают особые правила возбуждения таких дел14.

Наряду с поводами, названными в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, основаниями для их возбуждения могут быть следующие сообщения (заявления):

а) собственника унитарного предприятия;

б) органов управления юридического лица;

в) арбитражного управляющего.

При решении гражданского дела о банкротстве поводом к возбуждению дела об административном правонарушении может быть заявление (сообщение) собрания (комитета) кредиторов.

В ч. 7 ст. 141 УПК РФ сказано: "Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела". Аналогичного условия признания заявления (сообщения) поводом к возбуждению дела об административном правонарушении КоАП РФ не содержит. Должностное лицо, получившее анонимное заявление (сообщение), исходя из конкретных обстоятельств, само вправе решить вопрос, как реагировать на такой повод.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 28.1 КоАП РФ уполномоченные должностные лица обязаны рассматривать поступившие материалы, сообщения, заявления только при наличии одного из названных выше поводов и достаточных данных, позволяющих сделать вывод о наличии события административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении является важнейшим процессуальным документом. Во многих случаях дело считается возбужденным с момента его составления. Но еще более значимым является то обстоятельство, что без протокола дело не может быть рассмотрено, а следовательно, не может быть вынесено и постановление (определение) по делу.

Если совершено административное правонарушение, протокол не составляется лишь в двух случаях:

1) дело об  административном правонарушении  возбуждено прокурором (ст. 28.4 КоАП  РФ);

2) административное  взыскание налагается на месте совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ).

Протокол должен быть составлен на каждого правонарушителя. Если административное правонарушение совершено группой лиц, протоколы должны быть составлены на каждого участника правонарушения отдельно. В случае если признано необходимым привлечь к административной ответственности юридическое лицо и его должностных лиц, на каждого субъекта должен быть составлен протокол.

При составлении протокола об административном правонарушении гражданину или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, должны быть разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. В частности, соответствующие лица должны знать о своем праве заявлять ходатайства, представлять доказательства, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление и иные действия (акты) субъектов власти, использовать права отвода должностных лиц. Права и обязанности должны быть разъяснены и иным участникам производства по делу об административном правонарушении (потерпевшему, свидетелям, специалистам, экспертам, понятым).

Физическому лицу (законному представителю юридического лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, предоставляется право ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Составитель протокола обязан обеспечить ему возможность ознакомления с протоколом, т.е. либо вслух прочитать его текст, либо дать возможность лицу самому его изучить. Физическое лицо (законный представитель юридического лица) вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему. Написать такие объяснения, замечания лицо вправе собственноручно или их может по просьбе лица записать составитель протокола, иной участник производства. В протоколе должна быть сделана запись, что объяснения (замечания) на одном, двух и более листах прилагаются к протоколу. Широко распространена и практика, в соответствии с которой в заранее отведенном в формуляре протокола месте объяснения записываются обвиняемым или с его слов.

Часть 6 ст. 28.2 КоАП РФ обязывает лиц, составивших протокол, по просьбе физического лица (законного представителя юридического лица), привлекаемого к ответственности, а также потерпевшего вручать им под расписку копии протоколов об административном правонарушении. А запись об этом должна быть произведена в первом экземпляре протокола.

Появление в КоАП РФ ст. 28.3, которая регулирует, какие уполномоченные законом лица и о каких правонарушениях вправе составлять протоколы, - серьезный шаг в развитии российского законодательства, регламентирующего производство по делам об административных правонарушениях. Такая норма впервые закреплена на федеральном уровне.

Информация о работе Административное наказание, понятие и виды