Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие административной ответственности, ее основание.
2. Административные наказания.
3. Органы, налагающие административные наказания.
4. Отличие административной ответственности от дисциплинарной.

Файлы: 1 файл

Административная ответственность.docx

— 60.59 Кб (Скачать файл)

С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется виной  в форме умысла или неосторожности.. Вина - это психическое отношение  правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному  действию или бездействию и наступившему результату Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично - косвенный умысел. Так, должностное лицо, совершая грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, сознательно, с прямым умыслом, совершает административное правонарушение. В другом случае водитель, выезжая из гаража на автомашине с техническими неисправностями, не желает наступления противоправного результата, но сознательно, с косвенным умыслом, допускает его наступление. Таким образом, правонарушитель подлежит административной ответственности только за совершение тех общественно опасных действий или бездействия и их вредные последствия, в отношении которых установлена его личная вина. Субъективную сторону наряду с умыслом и неосторожностью могут характеризовать мотив и цель правонарушения. Они иногда включаются в конкретные статьи КоАП и тогда становятся признаками состава, обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушением. Например, КоАП предусматривает административную ответственность за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП).

Выделяют следующие виды административных правонарушений, в  зависимости от родового объекта  посягательства..

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан.

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое  благополучие населения и общественную  нравственность.

3. Административные правонарушения  в области охраны собственности.

4. Административные правонарушения  в области охраны- окружающей природной среды и природопользования.

5. Административные правонарушения  в промышленности, строительстве  и энергетике.

6. Административные правонарушения  в сельском хозяйстве, ветеринарии  и мелиорации земель.

7. Административные правонарушения  на транспорте.

8. Административные правонарушения  в области дорожного движения.

9. Административные правонарушения  в области связи и информации.

10. Административные правонарушения  в области предпринимательской  деятельности.

11. Административные правонарушения  в области финансов, налогов и  сборов, рынка ценных бумаг.

12. Административные правонарушения  в области таможенного дела

13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной  власти.

14. Административные правонарушения  в области защиты Государственной  границы Российской Федерации  и обеспечения режима пребывания  иностранных граждан и лиц  без гражданства на территории  Российской Федерации.

15. Административные правонарушения  против порядка управления.

16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок  и общественную безопасность.

17. Административные правонарушения  в области воинского учета.

В заключение необходимо отметить, что разграничение понятий административное правонарушении и уголовное преступление происходит по юридическому критерию (закрепление тез или иных деяний в соответствующем кодексе) и фактическому, который объясняет логику строения законодательства. Административное правонарушение наносит общественным отношениям меньший вред по сравнению с уголовным преступлением.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные наказания — это разновидность административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены ст. 3.2-3.12 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами данного Кодекса.

Не являются административными  наказаниями, например, такие меры административного  принуждения, как запрещение эксплуатации транспортных средств, если их техническое  состояние не отвечает установленным  требованиям; отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения  руководителей государственных  организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей; отзыв лицензии и ряд иных принудительных действий, предусмотренных различными федеральными законами и применяемых  в административном порядке. Порядок применения этих мер как наказаний не регулируется нормами КоАП РФ.

Административные наказания применяются  за нарушение норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права. Их назначение наносит  виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права и возлагает дополнительные обязанности), а также создает  состояние наказанности, которое  прекращается, если лицо в течение  одного года не совершило нового административного правонарушения. К тому же административное наказание всегда выражает официально и гласно данную государством отрицательную оценку совершенного правонарушения.

Кара не самоцель назначения административного  наказания. Последнее необходимо и  для того, чтобы воспитать субъекта, которому назначено наказание, в  духе уважения к закону и правопорядку, чтобы предупредить совершение новых  проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами. Конечной целью практики применения административных наказаний является частная и общая превенция административных и иных правонарушений. В определенной мере административные санкции предупреждают преступления.

Следует отметить, что КоАП РФ —  первый нормативный акт, который  назвал административно-карательные  санкции наказаниями. До этого они во всех официальных документах, в том числе в ранее действовавшем КоАП РСФСР, а также в научной и учебной литературе именовались административными взысканиями. Новое название мер административной ответственности, во-первых, точнее раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает обшие черты этих видов ответственности.

Административное наказание не может иметь целью унижение человеческого  достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или  причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой  репутации юридического лица.

Виды административных наказаний.

 В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего относится установление перечня видов административных наказаний и правил их применения. Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных данным Кодексом, не может быть расширен законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Систематизированный и исчерпывающий  перечень административных наказаний  дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они  образуют систему административных наказаний, которая включает карательные  санкции, разные по содержанию, тяжести  и иным признакам. Перечень наказаний  дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем утверждена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться  и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц  могут применяться все эти  виды административных наказаний; в  отношении юридических лиц —  только предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, административное приостановление  деятельности.

Только КоАП РФ устанавливаются  административные наказания в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного  правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного  правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому  лицу, административного ареста, административного  выдворения за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина либо лица без  гражданства, дисквалификации, административного  приостановления деятельности. Административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа предусматриваются  как КоАП РФ, так и законами субъектов  РФ об административных правонарушениях.

Все административные наказания  характеризуются общим основанием их применения — совершением административного  правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме  того, определяет единые принципы и  единый порядок их назначения.

Отмстим, что назначение семи из девяти предусмотренных КоАП РФ видов наказаний находится  в исключительной юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства (хотя в отдельных случаях это наказание назначается должностными лицами органов исполнительной власти); дисквалификация; административное приостановление деятельности. Указанные наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение и административный штраф и, как отмечалось выше, в отдельных случаях — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Кодекс РФ об административных правонарушениях подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 14.16 этого Кодекса розничная продажа этилового спирта влечет наложение административного штрафа (основное наказание) с конфискацией этилового спирта (дополнительное наказание).

В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация  и административное приостановление  деятельности могут устанавливаться  и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административные наказания.

Рассмотрим подробнее  виды административных наказаний.

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение как меру административного наказания не следует путать с предупреждением  как мерой административного  пресечения. Устные предупреждения, которые  в качестве меры административного  пресечения должностные лица делают гражданам или организациям, не считаются  административными наказаниями. Точно  так же не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам  и организациям, но при этом не выносится  постановление о назначении административного  наказания.

Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения  соответствующего письменного постановления  и вручения (либо направления) копии  постановления лицу, привлеченному  к административной ответственности, или его законному представителю.

Предупреждение — самая  легкая по карательному воздействию  мера административного наказания. В связи с этим ряд авторов  рассматривают предупреждение как  наказание скорее морального, чем  юридического характера. Думается, это  не совсем верно. Предупреждение ведет  к тем же юридическим последствиям, что и все другие административные наказания. Применение данной меры, как  и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные  правовые последствия. Субъект ответственности  в течение одного года считается  лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может  повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, может быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение — мера морально-правового  воздействия.

Информация о работе Административная ответственность