Административная юстиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:36, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение административной юстиции в системе государственного контроля за деятельностью публичной администрации. В рамках данной цели был поставлен ряд задач:
рассмотреть характеристику административной юстиции;
определить значение судебного контроля в административной юстиции.

Содержание работы

Введение 3
1. Характеристика административной юстиции 4
2. Значение судебного контроля в административной юстиции 13
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

адмнистративная юстиция.docx

— 44.42 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Характеристика административной юстиции 4

2. Значение судебного контроля в административной юстиции 13

Заключение 21

Список литературы 22

 

 

Введение

Административная юстиция  — самостоятельная система специализированных органов судебной власти, осуществляющих контроль в области, государственною управления, а также охрану субъективных прав людей в случае их нарушения преступными действиями (бездействием) или же ранениями администрации. Значит, главной целью административной юстиции считается регулирование инцидентов между гражданами и органами государственного управления.

  В числе моментов, которые  лично усиливают действие административной  юстиции, надлежит указать активное  воздействие государства на все  ключевые сферы публичной жизни,  а также направленность к постоянному  подъему в государственном механизме  значения и потенциала исполнительной  власти. Иначе говоря, большая угроза  правам отдельного гражданина  исходит от органов государственного  управления.

Помимо всего этого, невозможно не видеть взаимосвязи между усилением  роли административной юстиции и  той эволюцией, которую претерпел  в последние десятилетия институт прав и свобод.

Целью данной работы является изучение административной юстиции  в системе государственного контроля за деятельностью публичной администрации.

В рамках данной цели был  поставлен ряд задач:

    • рассмотреть характеристику административной юстиции;
    • определить значение судебного контроля в административной юстиции.

 

1. Характеристика  административной юстиции

Судебный контроль за управлением (управленческими деяниями органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) в РФ принято именовать административной юстицией. Административной юстиции как научной задаче посвящено большое количество работ, в каких она рассматривается в историческом, юридически-содержательном и сравнительно-правовом качествах. Учеными изучалась проблема административной юстиции и в царской России, и в советские годы, и в послереволюционный период было опубликовано большое количество статей, авторы которых пробуют изучать само понятие «административная юстиция», ее черты, правовые отличительные черты и возможности становления данного института в РФ. Как уже отмечалось, проблема административной юстиции в ходе собственного становления претерпела смену самых противоположенных воззрений. В 1925 году «институт административной юстиции считается чуждым советскому праву». В 1947 году «в советском праве не может быть административного иска» до в 1988 году «необходим административный суд». И в конце концов, до убеждения в том, что «юрисдикционный контроль над законностью государственного управления наконец-то выделится из гражданского правосудия, как в структурном, так и в процессуальном толке и приобретет все соответствующие институционные составляющие»1. В виде результативного воззрения возможно рассматривать воззрение В.А. Лебедева: «от мысли судебного нормоконтроля к административному судопроизводству»2. На фактическом законотворческом уровне работы в сфере решения задач и трудностей административной юстиции немалую роль сыграло принятие в первом чтении законопроекта конституционного закона «О федеральных судах в РФ» в 2000 году.

Административная юстиция  в прогрессивной Рф выступает как административно-правовой институт, который включает некую совокупность правовых норм, основ и средств, дозволяющих частным лицам оспорить неправомерные акты органов исполнительной власти и отстоять субъективные права и законные интересы. Административная юстиция создана для разрешения споров, образующихся из взаимоотношений власти и подчиненности, она действует на базе общих и арбитражных судов, исполняющих административное судопроизводство, и квазисудебные учреждения. В зону ответственности общих и арбитражных судов входят вопросы и частного, и публичного права. Им подсудны споры как между частными лицами, так и частных лиц с государственной администрацией. Административная юстиция подразумевает разбирательство административных споров по процессуальным правилам. Эти правила установлены Законом «Об обжаловании в суд поступков и решений, нарушающих права и свободы граждан» 1993 года, Кодексом об административных правонарушениях РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ3.

Одно из традиционных научных  определений понятия «административная  юстиция» предложил Д.М. Чечет. Он обозначил, что административная юстиция - «это порядок рассмотрения и разрешения в судебной процессуальной форме  споров, образующихся в области административного  управления между гражданами либо юридическими лицами, с одной стороны, и административными  органами - с иной, исполняемый юрисдикционными органами, специально предназначенными для разрешения правовых споров». Впрочем, доскональное обсуждение этого определения позволяет найти значительное противоречие: для разрешения споров устанавливается судебно-процессуальная форма, а дела рассматриваются юрисдикционными органами, другими словами не только судами, но и иными, несудебными инстанциями. Н.Г. Салищева описывает понятие административной юстиции исходя из убеждений ее контролирующего потенциала: «это система наружного контроля над поступками административных органов и их должностных лиц относительно к гражданам». Это определение наиболее полное и отображает целевое назначение административной юстиции в системе обеспечения прав и свобод граждан. Н.Ю. Хаманева, зная административную юстицию как систему особых органов, которые контролируют в области управления, считает создание целостной системы судов, обособленных от единого судопроизводства нужным4. А.К. Соловьева выделяет в задаче административной юстиции 3 ключевых нюанса. 1-ый из них, материальный, имеющий отношение к делам связанным с природой спора (административно-правового спора). 2-ой, организационный нюанс, обусловленный наличием общественных органов по рассмотрению отмеченных споров. И заключительный нюанс формальный, т.е. присутствие специализированных процессуальных норм и порядка рассмотрения публично-правовых споров.

В масштабах классического  подхода административная юстиция  характеризуется собственной самой  основной чертой - административно-правовым спором. Присутствие правового спора (административно-правового, управленческого  спора) о публичном праве, образовавшегося  по вопросу реализацией общественного  управления, исполнительной власти, управленческой работы государственных и муниципальных  служащих, должностных лиц, т.е. в  области управленческой работы. В  российском правоведении административный спор как тип правового инцидента  еще не стал предметом основательных  теоретических изысканий. Одна из первопричин недостаточной разработанности в отечественной литературе проблемы административно-правового спора связаны с отрицанием способности его существования в советском праве. Только в послевоенный период, когда административную юстицию понемногу прекращают рассматривать как буржуазный институт и происходит ослабление идеологического ригоризма, вопрос административного спора рассматривается опять. К 70-м годам утверждается воззрение, что в делах, образующихся из административно-правовых взаимоотношений, суд позволяет спор о праве, хотя о праве не гражданском, а административном. Данный спор говорит о предположительном или же действительно несоблюдении административными органами субъективных прав граждан либо о создании других помех их воплощения. Он возбуждается в целях уничтожения данных помех, и охраны субъективных прав, и охраняемых законом интересов. Обжалуя в суд административный акт, гражданин говорит о собственном не согласии с поступками органов управления, настоятельно просит принять их преступными. Разрешение административного спора - прием судебной ревизии законности и обоснованности решений административных органов и должностных лиц. В административном споре орган управления реализует не властные возможности, а те же права и обязанности, что предоставлены иной стороне - гражданину, другими словами права и обязанности, выражающиеся в формулировании, обосновании и доказывании собственных притязаний и возражений. Концептуальными установками правового государства в его базу закладывается равноправие власти, гражданина и сообщества, их правовое равноправие перед законом и судом. При всем этом государство предстает как субъект права, владеющий специальными властными возможностями, которые ограничены правами иных субъектов. В случае неправомерного применения данных возможностей, вызывающего несоблюдение субъективных прав, между ними вероятен спор о праве административном (публичном). Споры о праве не в состоянии быть ни вертикальными, ни горизонтальными, ибо данное всегда инциденты равноправных сторон. Другое дело, что субъекты административного спора не равны практически: с одной стороны, орган исполнительной власти или же должностное лицо, в управлении которых присутствуют солидные информационные, людские и прочие ресурсы, а с иной - гражданин, таковыми ресурсами не владеющий. Именно это обстоятельство должно для начала предопределять специфику правовых операций разрешения административного спора. На основании действующего Гражданского процессуального кодекса РФ, под этими спорами надлежит сознавать споры, образующиеся из административно-правовых взаимоотношений и другие публично-правовые отношения (налоговые, таможенные, конституционно-правовые и т.д.)5.

Административно-правовой спор являет из себя юридический инцидент или же юридическую коллизию. Он встает между государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, с одной стороны, и другими  субъектами права, с другой стороны, в связи с несоблюдение субъективных публичных прав физических или же юридических лиц, воплощением преступного  административного нормотворчества. Содержание административного спора  включает 3 ключевых составляющей: стороны (субъекты), предмет и основания. Одной из сторон в административном споре постоянно выступает носитель государственной публичной власти (орган, должностное лицо). Между ним и частным лицом регулятивные административно-правовые дела складываются на базе власти и повиновения. Сторонами могут выступать и 2 государственных органа, к примеру, в спорах по вопросам зоны ответственности. Предметом административного спора считаются субъективные права и обязанности, сравнительно которых по вопросу принятым административным актом образовались разногласия, а еще вопрос о законности самого административного акта. Также, в предмет административного спора имеют все шансы входить вопросы о несоблюдении административным актом законных интересов. Причина административного спора - это практическая сторона правового инцидента, коя означает разные по собственному правовому воздействию происшествия спорной ситуации.

Административная юстиция  владеет еще целым рядом особых черт:

1) административно-правовые  споры разрешаются в рамках  воплощения правосудия, в соответствии  с этим административная юстиция  - это судебная власть;

2) правовая охрана субъективных  публичных прав граждан считается  одной из основных целей административной  юстиции. Непосредственно несоблюдение  данных публичных прав и составляет  предмет административной юстиции;  при всем этом нарушения, стимулированные  преступными деяниями и решениями  органов управления и должностных  лиц, могут касаться и прочих  субъективных прав граждан и  юридических лиц;

3) органы административной  юстиции, в известной степени,  самостоятельны как от других  ветвей власти (других органов  управления), так и от судов  общей юрисдикции; они исполняют  помимо прочего внешний контроль  исполнительной власти, т.е. судебный  контроль над работой органов  управления и их должностных  лиц; часто данные органы называются квазисудебными, т.к. их работа различается от действий общих судов, рассматривающих дела в рамках классического гражданского процесса;

4) для административной  юстиции отличительно существование  особых субъектов правоотношения (граждане, органы публичного управления, субъекты исполнительной власти, должностные лица); должностные лица (судьи), рассматривающие споры в  сфере управления, владеют особыми  познаниями и квалификацией в  точных областях функционирования  органов исполнительной власти;

5) административно-правовые  споры (другими словами споры  граждан и прочих субъектов  права с общественной властью)  подведомственны или общим судам,  или особым административным  судам, отделенным от общих  судов, или так называемым квазисудебным органам;

6) административные споры  рассматриваются по установленным  процессуальным законодательством  правилам, которые гарантируют соучастникам  правового спора формальное (процессуальное) равноправие, т.е. в масштабах  умышленно разработанных операций  рассмотрения претензий (или же  исков). При рассмотрении административного  дела обязаны соблюдаться все  основы административного процесса (гласность, устность, законность, состязательность, непосредственность и т. д.). В  некоторых государствах, к примеру,  бывших советских республиках,  приняты законы об административной  судебной процедуре;

7) юридическим итогом административного  процесса считается признание  административным судом (общим  судом, квазисудебными органами) незаконности либо недействительности (либо, напротив, законности и реальности) принятых органами управления (должностными лицами) административных актов или же совершенных ими деяний (бездействия).

Д.Н. Бахрах предлагает распознавать административную юстицию в широком и узком смысле. В широком смысле она являет из себя правосудие, исполняемое на базе обращений граждан насчет законности поступков органов управления и должностных лиц. Сюда включаются помимо прочего и гражданские дела по искам граждан к исполнительной власти о восстановлении на работу, взыскании убытка, причиненного преступными деяниями государственных органов, о нелегальной выдаче ордера на жилую площадь и другие. В узком смысле под административной юстицией понимается обсуждение судами претензий граждан на акты должностных лиц (служащих) и органов управления. Автор выделяет помимо прочего понятия единой и специальной претензии. Обжалование по общему праву (единая претензия) регламентировано Законом РФ от 27 апреля 1993 г. (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Судебное обжалование на базе особых норм (специализированная жалоба) устанавливается в особых законодательных актах (к примеру, порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, статья 267 Кодекса об административных правонарушениях)6.

Очень интересно осознание  административной юстиции как правового  средства и в одно и то же время метода разрешения юридических коллизий. Обычно под юридическими коллизиями понимаются расхождения либо противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, которые регламентируют одинаковые или смежные общественные дела, также противоречия, образующиеся в ходе правоприменения и претворения в жизнь уполномоченными государственными органами и должностными лицами определенных за ними полномочий. Юридические коллизии мешают претворению в жизнь гражданами принадлежащих им прав, свобод и законных интересов, рушат механизм правовой охраны отмеченных прав, не соблюдают юридический режим действия правовых актов управления, препятствуют достижению производительности административного нормотворчества. В следствии этого административная юстиция, используя находящийся в ней право-обеспечительный и правовосстановительный юридический потенциал, имеет возможность содействовать разрешению юридических коллизий. Кроме того внедрение административно-юстиционного законодательства может способствовать действенному применению и других методов разрешения юридических коллизий. К примеру: обеспечение толкования нормативных правовых актов; принятие нового акта; отмена старого акта; внесение конфигураций, дополнений либо уточнений в действующие акты; систематизация законодательства; ведение переговорного процесса; оптимизация правопонимания, взаимосвязи доктрины и практики.

Информация о работе Административная юстиция