Администаративное наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 01:47, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы административных наказаний.
Соответственно цели исследования были поставлены следующие задачи:
 дать понятие административного наказания;
 рассмотреть основные цели административного наказания;
 изучить систему и виды административных наказаний.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….…....3
1 Понятие административного наказания..................................................................4
2 Цели административного наказания........................................................................6
3 Система и виды административных наказаний.....................................................8
Заключение…………………………………………………………..…………...…....13
Библиография……………………………………………………...…........................14

Файлы: 1 файл

администаративное наказание АДМИ,ПР..doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

Введение……………………………………………………………………..…….…....3

1 Понятие административного наказания..................................................................4

2 Цели административного  наказания........................................................................6

3 Система и  виды административных  наказаний.....................................................8

Заключение…………………………………………………………..…………...…....13

Библиография……………………………………………………...…........................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Административные наказания  - актуальна в силу того, что, во-первых, административное наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения  и представляет собой правовую оценку деяния административного правонарушения, во-вторых, оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.

Объектом настоящего исследования является система административных наказаний как правовой феномен, её структура, особенности, виды административных наказаний.

Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства Российской Федерации, её субъектов, прежде всего, Кодекса об административных правонарушениях, других нормативно-правовых актов и практика их применения.

Целью данной работы является изучение системы административных наказаний.

Соответственно цели исследования были поставлены следующие  задачи:

  • дать понятие административного наказания;
  • рассмотреть основные цели административного наказания;
  • изучить систему и виды административных наказаний.

Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на положениях и выводах, сформулированных в разные временные отрезки в трудах отечественных  ученых: И.И. Веремеенко, Д.Н. Бахрах, И.В.Максимов, Е.В. Овчарова и др. Методология исследования выстроена с применением следующих методов: системного подхода; изучение и обобщение научной литературы.

 

1 Понятие административного наказания

 

Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ или Кодекс) внес существенные изменения в законодательную регламентацию административного наказания:

во-первых, термин «административное  взыскание» заменил термином «административное  наказание», что подчеркивает общественную опасность административного правонарушения и карательную сущность административно-правовой санкции как меры государственного принуждения;

во-вторых, указал на место  административного наказания в  системе карательных санкций, содержащихся в нормах других отраслей права, например, уголовного, предусматривающего условные наказания за совершение преступлений;

в-третьих, конкретизировал  воспитательные свойства карательной  санкции, сконцентрировав ее потенциальные  возможности на решении задач предупреждения административных правонарушений.

Административное наказание  является одним из основополагающих институтов административного права  и как определенная разновидность  мер юридической (административной) ответственности применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое в соответствии со ст. 2.1 КоАП или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Кодекс формально не закрепляет понятие «административное наказание», но, исходя из содержания ст. 3.1 КоАП РФ, можно выделить его характерные признаки, как меры:

- юридической ответственности,  выраженной в санкции нормы  административного законодательства;

- государственного принуждения;

- предупреждения правонарушений и преступлений;

- психолого-педагогического  воздействия на сознание правонарушителей [2.1. C. 195]

Таким образом, под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая в установленном  порядке к виновному лицу, совершившему административное правонарушение.

Очень важным является тот  момент, что по своей правовой природе  административными наказаниями  являются лишь те меры административного  принуждения, которые предусмотрены  в ст. 3.2-3.12 главы 3 раздела I КоАП РФ.

Зафиксированные в других разделах Кодекса иные меры административного  принуждения, применяемые в связи  с административными правонарушениями, административными наказаниями  не являются (например, административное задержание (ст. 27.3), личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7), изъятие вещей и документов (ст. 27.10), отстранение от управления транспортным средством (ст. 27.12), задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13) и другие меры, предусмотренные главой 27 КоАП РФ).

Таким образом, административное наказание может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя, либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные наказания могут сочетать в себе все названные элементы.

 

 

2 Цели административного  наказания

 

КоАП РФ (ч.1 ст. 3.1) содержит нормы, раскрывающие цели административного  наказания:

  1. специальное предупреждение (частная превенция);
  2. общее предупреждение (общая превенция).

Специальное предупреждение характеризуется тем, что административное наказание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать новых правонарушений.

Общее предупреждение заключается  в том, что наказание конкретному  правонарушителю назначается также  и для того, чтобы другие лица не совершали правонарушений. Общепредупредительный характер имеет само наличие закона, содержащего меру административной ответственности за возможное нарушение установленных государством правил.

В определенной степени  административное наказание, достигая цели частной и общей превенции административных правонарушений, в какой-то мере реализует функции профилактики преступлений.

В ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ законодатель закрепил международно-правовой принцип  гуманизма административных наказаний. Согласно которому административное наказание должно применяться в пределах цивилизованных стандартов в отношении физического лица, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий и в отношении юридического лица, не должно иметь целью нанесение вреда его деловой репутации [2.1. C. 202].

Эти установки соответствуют  положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Конвенции ООН  против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу в 1987 г., а также Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Административные наказания  существенно отличаются от иных мер  административного принуждения, прежде всего своей функционально-целевой направленностью. Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

Административные наказания в  первую очередь носят наказательный  характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

Кроме того, административным наказаниям присущ воспитательный характер. Однако суть этих санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства. Добровольное исполнение правонарушителем наложенного наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при уплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество).

Таким образом, административные наказания  осуществляют цели общей и частной  превенции, им присущ принцип гуманизма, носят наказательный и воспитательный характер.

 

 

 

 

3 Система и  виды административных  наказаний

 

Статья 3.2 КоАП РФ содержит систематизированный перечень различных  по характеру и правовым последствиям административных наказаний, что создает  правовую основу для реализации принципа индивидуализации в процессе назначения наказания, т.е. учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, степень его вины и имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Кодекс устанавливает следующие  виды административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

4) конфискация орудия совершения  или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права,  предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение  за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление  деятельности [1.2.].

Все девять наказаний  тесно связаны между собой  и образуют единую систему, которая  включает разные по содержанию, тяжести  и иным признакам карательные  санкции.

В КоАП РФ перечень наказаний дан подобно тому, как это сделано в уголовном и трудовом праве, в строго определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Иными словами, законодатель сконструировал «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их применяет. Ее значение велико, когда нормы содержат альтернативные санкции, что позволяет субъектам административной юрисдикции при определении кары за правонарушение избирать ту, которая наиболее соответствует обстоятельствам дела и личности правонарушителя [2.5.].

Все административные наказания  принято подразделять по различным  критериям на виды.

1. По содержанию карательного  воздействия выделяют:

а) меры морально-правовые (предупреждение);

б) меры имущественного характера (штраф, конфискация, возмездное изъятие);

в) меры, ограничивающие личные свободы (административный арест, административное выдворение);

г) меры организационного характера (лишение прав, дисквалификация, административное приостановление  деятельности).

2. В зависимости от последствий их применения:

а) меры исправительно-воспитательного  воздействия (штраф, арест, дисквалификация);

б) меры, создающие невозможность  совершения других правонарушений (конфискация, возмездное изъятие).

3. В зависимости от  длительности состояния наказанности:

а) единовременные (разовые) административные наказания (штраф, предупреждение, конфискация, возмездное изъятие, административное выдворение);

б) длящиеся административные наказания, т.е. растянутые во времени (административный арест, дисквалификация, лишение специального права).

4. В зависимости от  субъекта ответственности:

а) применяемые исключительно  в отношении физических лиц (лишение  специального права, арест, дисквалификация, административное выдворение);

б) применяемые как  к физическим, так и к юридическим лицам (предупреждение, штраф, конфискация, возмездное изъятие, административное приостановление деятельности).

5. В зависимости от  порядка применения:

а) административные наказания, применяемые только в судебном порядке (конфискация, возмездное изъятие, арест, лишение специального права, дисквалификация, административное приостановление деятельности);

б) административные наказания, которые могут быть назначены  судьями (судами), исполнительными органами (должностными лицами), а также иными субъектами (комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями и др.);

в) административные наказания, применяемые в административном порядке (предупреждение, штраф и  в особых случаях – административное выдворение за пределы России).

6. В зависимости от  степени назначения:

а) основные административные наказания, назначаемые самостоятельно, а не в качестве дополнения к другим административным наказаниям (предупреждение, административный штраф, лишение специального права, дисквалификация, административный арест и административное приостановление деятельности);

б) дополнительные административные наказания, назначаемые самостоятельно или в качестве дополнения к другим административным наказаниям (возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства).

Информация о работе Администаративное наказание