Предмет задачи валеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:00, реферат

Описание работы

Появление новых реалий в жизни человечества, связанных с ускорением темпов социальных, экономических, технологических, экологических, климатических и иных изменений в мире - закономерность, которая обязательно приведет (и уже приводит) к формированию новых проблем в состоянии здоровья населения.
Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство. При реализации комплексного, междисциплинарного подхода в анализе проблемы «Человек и его здоровье» валеологические знания приобретают особое значение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………….3
1. Валеология как наука о здоровье человека………………………………..….5
1.1 Признаки здоровья………………………………………………………..…..6
1.2 Факторы риска для здоровья…………………………………..…….……….8
1.3 Основные составляющие здорового образа жизни………………………....9
1.4 Социальные условия формирования здорового образа жизни…………...11
2. Предмет валеология………………………………………………….……….14
2.1 Индивидуальное здоровье человека как предмет валеологии…………....16
3. Задачи валеологии……………………………………………………….……20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы…………………………………...…………24

Файлы: 1 файл

ВАЛЕОЛОГИЯ.docx

— 47.21 Кб (Скачать файл)

Рефлексия - это способность  к размышлению, самонаблюдению, самопознанию, осмыслению своих действий. Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они  осознаны. Здоровый образ жизни требует  от человека волевых усилий и осмысления поступков, прогнозирования последствий  как для себя лично, так и для  других людей, в том числе возможного потомства. Последнее особенно важно, так как от здоровья конкретно  существующего поколения зависит  здоровье и счастье последующего.

Пространство, которое влияет на здоровье - это климатическая  зона и жилище. У здорового человека есть компенсаторные механизмы, позволяющие  быстро адаптироваться к новым климатическим  условиям. Микроклимат жилища характеризуется  следующими показателями: температурой; влажностью; нормой жилой площади; концентрацией кислорода и углекислого газа в помещении.

Разумный режим труда  и отдыха - важный фактор здорового  образа жизни, поскольку в основном жизнь человека проходит в чередовании  труда и отдыха. Труд бывает умственный и физический, отдых - активный и  пассивный. Активный отдых - это переключение с одного вида деятельности на другой. Пассивный отдых - это когда человек  ничего не делает, а только спокойно лежит или спит. Универсального для  всех режима труда и отдыха нет и не может быть. Жесткие рамки режима ведут к стрессу.

По современным представлениям, в понятие здоровый образ жизни  входят следующие составляющие: положительные  эмоции, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, закаливание, личная гигиена, отказ от вредных пристрастий (курение, злоупотребление алкоголем и употребление наркотиков), упорядоченные половые отношения.

Итак, образ жизни личности можно считать здоровым, если эта  личность активно существует в благоприятных  психических и физических условиях, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в  опасных формах.

1.4 Социальные условия формирования здорового образа жизни

Культурная история человечества изучена в основном за последние  пять тысяч лет. Большая часть  исследований представляет сведения по развитию точных наук и становлению  материальной культуры. Сведения по изучению самого человека, его анатомии, физиологии, основам здравоохранения весьма отрывочны, неполны и противоречивы. Со II века после Рождества Христова до XIV-XV веков в Европе проповедовалось  отречение от собственного тела как  греховной плоти. Презрение к  плоти, самоистязание и самобичевание  признавались благими деяниями. О  здоровом образе жизни в эпоху  раннего и позднего средневековья  нельзя было упоминать под страхом  отлучения от церкви и публичной казни.

Результатом такого неуважения к физиологической сущности человека стало падение общей санитарной культуры, рост числа болезней, в  том числе и инфекционных. Чума в Европе свирепствовала в течение  четырехсот лет, в результате чего население  континента к XIV веку уменьшилось на четверть. В ХV веке Европа вступает в эпоху Возрождения. Вместе с восстановлением культурных традиций античной цивилизации восстанавливается и культура быта. На смену мрачным, холодным, плохо освещаемым и проветриваемым средневековым замкам, приходят полные солнечного света и тепла дворцы. Разрабатываются определенные требования к культуре быта, к личной гигиене, гигиене питания, создается система общественного здравоохранения. В системе общественного здравоохранения огромную роль играет непосредственное окружение самого человека, его семья, семейные традиции.

Безусловно, роль экономического и социального благополучия общества очень значима для системы  общественного здравоохранения. Ведь если раньше, столетия назад, по сути ни богатый, ни бедный не мог получить реальной квалифицированной медицинской помощи (по современным стандартам), то теперь уровень медицинского обслуживания напрямую зависит от толщины кошелька пациента. Еще полтора десятка лет мы об этом не задумывались. Теперь все совсем иначе.

Россия в настоящее  время находится в переходном периоде, ее экономическое, политическое и социальное устройство отличается нестабильностью. Характерным явлением стало расслоение общества. Соответственно у представителей различных слоев  свои представления о здоровом образе жизни.

Большое количество семей  живет в районе черты бедности, где они порой лишены необходимого - полноценного питания, благоустроенного жилья, сезонной одежды, средств личной гигиены. Такие люди относятся к  группе риска, в которую попадает человек, если он находится под воздействием факторов, угрожающих его жизни или здоровью.

Новую категорию группы риска  составляют члены сверхобеспеченных семей, так называемые “новые русские”, особенно семей, которые приобрели капитал быстро и незаконно. Как правило, в таких семьях низкий уровень образования, культуры, морально-этических представлений при внешнем материальном благополучии создает тяжелый психологический климат в семье и наносит вред как психическому, так и физическому здоровью ее членам.

Однако встречается и  другая крайность в семьях, где  здоровье превращается в единственный культ. Каждый шаг расценивается  с точки зрения пользы или вреда  для физического состояния. Это  приводит к травме психики, которая  может перерасти в ипохондрию. Ипохондрики не живут, а постоянно отслеживают свое состояние здоровья. Они, как правило, эгоистичны, не пользуются уважением и симпатией окружающих. Таким образом, данное семейное воспитание наносит вред здоровью личности и делает его членом группы риска.

Итак, образ жизни и  создание условий для формирования здоровой жизни каждого человека зависит от пяти социальных факторов:

1. макросоциальный фактор - конкретные исторические условия  и культурные традиции государства;

2. микросоциальный фактор - экономическое положение отдельной семьи;

3. психосоциалъный фактор - место здоровья в иерархии потребностей конкретной семьи;

4. психологический фактор - установки самой личности в  вопросе определения места здоровья  в иерархии потребностей;

5. фактор риска - наличие  условий и реальности проявления  факторов риска. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Предмет валеология

Валеология   рассматривается   как   специально организованная целенаправленная     систематическая деятельность, направленная на совершенствование форм и функций организма, его двигательных возможностей , физического состояния , овладение системой знаний, умений и навыков сохранения и улучшения здоровья, здорового образа жизни, укрепления потребности в систематическом физическом самосовершенствовании и способов  активизации   познавательной деятельности занятиями физической культурой, здоровым образом жизни.

В связи с этим предметом  валеология является исследование закономерностей физического совершенствования человека и определение на этой основе теории и методики воспитания как специального организованного педагогического процесса по формированию гармонично развитой личности.

Основополагающие позиции  валеологии  можно свести к следующим определениям: Влеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человек, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Основной целью валеологии служат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии – изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.

Объект валеологии – практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

Под     физическим     совершенствованием      понимается целенаправленный процесс улучшения  физического развития, телосложения, физической и функциональной подготовленности и такой уровень физического  состояния, который обеспечивает оптимальное  приспособление человека к условиям жизни и является базисом активной творческой жизнедеятельности, успешной учебной и предстоящей производственной деятельности, жизненной позиции.

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

В предмет валеология включены знания по анатомии и физиологии человека, гигиене (личной, питания), сексуальной культуре, знания по профилактике различных заболеваний человека, в том числе и венерических, по профилактике употребления алкоголя, табака, наркотиков, знания по закаливанию, физической культуре, туризму и др.

Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив своего образа жизни.

2.1 Индивидуальное здоровье человека как предмет валеологии.

Авторы различных дефиниций  здоровья (а их более 100) используют множество критериев, характеризующих, с их точки зрения, сущность здоровья. Это свидетельствует об отсутствии единой точки зрения на эту проблему. В результате, как писал Р. Долл., «несмотря на многие попытки измерить здоровье, не было предложено ни одной  шкалы, которая имела бы в этом плане практическую ценность, и критерии положительного здоровья остаются такой  же иллюзией, как измерение счастья, красоты и любви».

Таким образом, конкретизация  сущности индивидуального здоровья - основная методологическая проблема валеологии.

В основе валеологии - феномен жизни, обеспечиваемый типовыми специализированными структурами. Деятельность этих структур реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. Именно эти потоки и определяют наличие феномена жизни, являясь основой самообновления, саморегуляции и самовоспроизведения живых систем. Эти потоки, а также особенности возмущающих воздействий на биосистему поддаются научному анализу, что дает возможность характеризовать биосистему, степень ее устойчивости (совершенства) в целом. Данная характеристика и является предпосылкой для оценки количества уровня здоровья.

Говоря о человеке как  о высшей форме реализации феномена жизни, следует помнить о его  способности познавать и преломлять через себя картину окружающего его мира, ощущать свое место среди себе подобных и самовыражаться через социальную активность. Эти способности характеризуют психические (эмоционально-интеллектуальные) и духовные аспекты здоровья человека как высшие проявления его целостности. Высшие уровни организации личности - психика и духовность - могут выступать в качестве либо стимулятора, либо тормоза биологического субстрата (в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности).

Таким образом, основное отличие  живых систем от неживых заключается  в способности первых к самоорганизации - саморегулированию, самовосстановлению, самообновлению. Это и есть биологическая  сущность здоровья. Она описывается  различными сторонами процесса самоорганизации  биосистемы - реакциями гомеостаза, адаптации, реактивности, резистентности, репарации, регенерации и т.д., а  также процессом онтогенеза.

Но здоровье - категория  не только медико-биологическая, но и  социальная. Это справедливо, как  справедливо и то, что биологическое  начало - реализатор всего социального в человеке. Ничто социальное не реализуется без участия биологического субстрата. Таким образом, выполнение индивидом своих биологических и социальных функций можно трактовать как проявления здоровья. Чем выше способность индивида реализовать свои биологические и социальные функции, тем выше уровень его здоровья. На способность проявить свое здоровье, иными словами реализовать свои биологические и социальные функции, оказывают мощное влияние психические (душевные) и духовные качества личности. Соответствие жизненных установок и притязаний индивида, с одной стороны, и проявлений здоровья - с другой, формирует ту или иную степень «благополучия» - физического, душевного и социального.

Информация о работе Предмет задачи валеологии