История и основные положения учения И.П. Павлова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 12:34, реферат

Описание работы

И.П. Павлов показал, что в основе сложных актов поведения животных лежат те же закономерности, которые были обнаружены при изучении слюнного рефлекса. Этим было доказано, что открытые и изученные при помощи слюнного рефлекса закономерности высшей нервной деятельности являются универсальным механизмом нервной деятельности, лежащим в основе актов поведения. Согласно схеме, предложенной Павловым, поведение животных складывается из безусловных рефлексов, сочетание которых дает сложное безусловно-рефлекторное поведение, и условных рефлексов.

Файлы: 1 файл

И. П. Павлов.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

План:

 

 

Введение

Физиология высшей нервной деятельности, заложившая фундамент изучения физиологических основ психических явлений, начинает формироваться в первом десятилетии XX в. В этот период практически параллельно Э. Торндайк в США разрабатывал основы экспериментальной психологии, а в России И.П. Павлов (1849-1936) создавал новое направление в физиологии - учение о высшей нервной деятельности.

Установленные Павловым и его школой закономерности высшей нервной деятельности, лежащие в основе поведения человека и животных, явились крупнейшим событием в изучении физиологии нервной системы в первой половине ХХ в. Основным объектом, единицей исследования являлся при этом рефлекс. Изучение высшей нервной деятельности, проведенное Павловым, с неоспоримой убедительностью доказало идею Сеченова, что деятельность головного мозга в самых сложных своих проявлениях осуществляется по рефлекторному принципу. Основной акцент в исследованиях Павлова сделан, однако, не на изучении закономерностей поведения, а на изучении закономерностей механизма рефлекторной деятельности, лежащей в основе поведения.

Изучение закономерностей высшей нервной деятельности с ее элементарной единицей - рефлексом требовало специальных условий эксперимента. Основным требованием такого эксперимента являлось создание условий, в которых наиболее четко выступала бы рефлекторная деятельность нервной системы. Выбранный Павловым и использованный в качестве объекта исследования закономерностей высшей нервной деятельности слюнной рефлекс привел к необходимости выключения всего многообразия поведения животного. Последнее достигалось помещением животного в такие условия, в которых на него действовало минимальное количество внешних раздражителей, и все многообразие его поведения угашалось. Основным функциональным индикатором разыгрывающихся процессов нервной деятельности являлся слюнной рефлекс.

И.П. Павлов показал, что в основе сложных актов поведения животных лежат те же закономерности, которые были обнаружены при изучении слюнного рефлекса. Этим было доказано, что открытые и изученные при помощи слюнного рефлекса закономерности высшей нервной деятельности являются универсальным механизмом нервной деятельности, лежащим в основе актов поведения. Согласно схеме, предложенной Павловым, поведение животных складывается из безусловных рефлексов, сочетание которых дает сложное безусловно-рефлекторное поведение, и условных рефлексов. Такое строгое разделение рефлекторной деятельности на врожденную и индивидуально приобретенную было тем шагом, без которого изучение высшей нервной деятельности было невозможно.

Таким образом, "элементарной единицей" всех проявлений высшей нервной деятельности был признан условный рефлекс. В дальнейшем метод условных рефлексов послужил одним из основных способов объективного изучения физиологических механизмов приобретенного поведения животных. На его основе сформировалось одно из ведущих направлений современной физиологии.

Эта сторона научной деятельности И.П. Павлова широко известна, однако она не исчерпывает ни его реальных интересов, ни тех разносторонних работ, которые проводились в его лабораториях. Так, наряду с углубленными исследованиями условных рефлексов животных и человека, в лаборатории И.П. Павлова как при его жизни, так и впоследствии проводился анализ и "безусловнорефлекторной деятельности", а короче говоря, инстинктов, хотя этот термин физиологи павловской школы почти не использовали. Изучались проблемы онтогенеза поведения, и были начаты работы по генетике высшей нервной деятельности.

 

1. Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности

 

 

Учение Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим для Павлова являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип невризма).

Начав с изучения кровообращения и пищеварения, Павлов перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен Павловым), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов.

Павлов и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы возбуждения, торможения, иррадиации и др.), открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений (в частности, неврозов как результата «сшибки» процессов возбуждения и торможения). Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, Павлов выделил другие категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. Павлов преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных «приборах», производящих высший анализ и синтез раздражителей внешней и внутренней среды. Принципиально новым в трактовке этих раздражителей являлся вывод Павлова об их сигнальной функции (идея, восходящая к Сеченову). Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям.

Выводы Павлова о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. Павлов разработал также учение о типах высшей нервной деятельности, о «динамическом стереотипе» как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал международную научную школу. Работы Павлова произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения живых существ.

 

2. Основы физиологии высшей нервной деятельности

 

Физиологическому учению И. П. Павлова свойствен глубокий монизм. Основные принципы его учения заключаются в следующем:

а) принцип целостности, единства организма и решающей роли внешней среды в его эволюции и деятельности;

б) принцип нервизма;

в) принцип единства процессов анализа и синтеза;

г) принцип единства психического и соматического;

д) принцип единства структуры и функции — «приуроченности динамики к структуре»;

ж) идея о необходимости не только изучения, но и активного управления деятельностью организма.

Головной мозг объединяет и регулирует всю внутреннюю и внешнюю деятельность организма, его взаимодействия со средой по принципу рефлекса.

В основных понятиях о высшей нервной деятельности— в понятиях условного и безусловного рефлекса — отражены все ведущие принципы биологии: эволюции, приспособляемости, изменчивости, онтогенетического и филогенетического развития, неизменной связи высших форм деятельности с низшими.

И. П. Павлов с сотрудниками глубоко изучили механизм образования условных рефлексов; зависимость появления их от соотношения во времени условных раздражителей с безусловными, от состояния коры большого мозга, от свойств условного раздражителя (его силы) и от состояния безусловнорефлекторной деятельности. Образование условных рефлексов происходит как на простые, так и на сложные, комплексные раздражители, состоящие из одновременно действующих компонентов.

У человека условные рефлексы чаще образуются на сложные синтетические, комплексные раздражители. Для условнорефлекторной деятельности его типично не только образование новых условных рефлексов, но и перегруппировка по-новому старых связей. При этом происходит не только суммация, но и синтез, интеграция реакции.

И. П. Павлов подробно раскрыл роль процессов торможения в деятельности нервной системы, особенно коры большого мозга. Он пришел к заключению о необходимости различать торможение двоякого рода:

а) пассивное, или безусловное, и

б) активное, или условное.

К разновидности пассивного, или безусловного, он относил:

а) внешнее торможение как реакцию на «новизну», на неожиданный, внезапный раздражитель, которое связано с возникновением новой доминанты — ориентировочной и  самозащитной;

б) запредельное, или охранительное, торможение как реакцию на сверхсильные или длительные раздражения, которая предохраняет от истощения и гибели клеточные структуры.

К активной, или условной, разновидности торможения им отнесены:

а) дифференцировочное, б) запаздывающее и в) угасательное.

Пассивное торможение свойственно всей нервной системе, а активные или условные его формы — только коре большого мозга. Они представляют собой процессы, которые развиваются в онтогенезе и определяют возможности тончайшего анализа и синтеза всех внешних и внутренних раздражителей.

Всякая новая условная связь возникает вначале в иррадиированной, генерализованной, обобщенной форме, а в дальнейшем концентрируется преимущественно в строго определенной динамической структуре.

Вокруг «пунктов» возбуждения и торможения в коре большого мозга возникают состояния с обратным знаком, т. е. явления одновременной положительной или отрицательной индукции. Кроме того, возбуждение и торможение в самих этих пунктах в дальнейшем сменяются состояниями обратного знака (механизм последовательной индукции).

Интенсивность процессов иррадиации и индукции находится в обратно пропорциональной зависимости: чем сильнее процессы иррадиации в коре, тем слабее индукция и наоборот.

Как видно из сказанного, в основе корковой деятельности лежат процессы возбуждения и торможения, их движение (иррадиация и концентрация) и взаимодействие (индукция).

У человека в связи с развитием в ходе общения с другими людьми общественно-трудовой деятельности — речи появляется «чрезвычайная надбавка» в деятельности коры. Помимо реакций на непосредственные воздействия, обеспечиваемых у него, как и у животных, первой 
сигнальной системой, человека отличает способность символических (речево-письменных) реакций, как на непосредственные, так и на опосредованные воздействия. В связи с этим более древние формы сигнализации—оптико-жестикуляторные сменяются словесными — акустико-вербальными.

И. П. Павлов обращал внимание на то, что все закономерности первой сигнальной системы свойственны и деятельности второй, что обе сигнальные системы формируются на основе безусловнорефлекторной деятельности и, подвергаясь ее влияниям, в то же время соподчиняют ее себе. Соотношения между второй сигнальной системой и первой в основном те же, что и между первой и системой безусловнорефлекторной деятельности.

В целостной работе коры большого мозга существуют индивидуальные различия, выражающиеся в неодинаковых соотношениях между силой, уравновешенностью и подвижностью основных нервных процессов. Являясь результатом как врожденных, так и приобретенных влияний, эти индивидуальные различия были сведены И. П. Павловым в четыре основных типа высшей нервной деятельности, к которым ближе всего стоят, по его мнению, темпераменты, выделенные Гиппократом и Галеном (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический).

Применительно к человеку многообразие индивидуальных различий обеспечивают не только эти общие для человека и животных (общебиологические), но и специфически-человеческие типы высшей нервной деятельности: мыслительный — при преобладании второй, художественный— при преобладании первой сигнальной системы и смешанный — при относительно одинаковом развитии той и другой. Все богатство содержания стройного учения И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности невозможно охватить в кратком очерке. Однако приведенные основные положения раскрывают принципиально новый подход к изучению механизмов мозговой деятельности.

В творческом развитии физиологического учения И. П. Павлова, чрезвычайно богатом новыми фактами, применительно к пониманию основных закономерностей медицинской психологии, особенно важны два направления.

Исследования К. М. Быкова (1886—1959) с сотрудниками заложили основы для понимания физиологических закономерностей кортико-висцеральных и висцерокортикальных взаимовлияний. В результате факт психосоматических и соматопсихических воздействий не только получил объективное, строго научное подтверждение, но при этом было убедительно показано, что эти воздействия строятся по тем же закономерностям рефлекторной и условнорефлекторной деятельности, что и вся нервно-психическая деятельность. Были раскрыты основные закономерные тенденции в механизмах такого взаимодействия.

Второе, весьма существенное положение явилось результатом оригинальных творческих исследований ученика И. П. Павлова П. К. Анохина (1898—1974). В сформулированной им концепции физиологической архитектуры условного рефлекса были выделены четыре последовательные стадии его конструирования, каждая их которых отличается различием объема связей между условным раздражителем и физиологическими системами головного мозга.

П. К. Анохин выделяет:

1) стадию афферентного синтеза, в формировании которой принимают участие как специфические, так и неспецифические механизмы;

2) стадию формирования акцептора  действия, который определяется как сложная система возбуждения, формирующаяся в коре большого мозга на основании накопленного ранее опыта;

Информация о работе История и основные положения учения И.П. Павлова