Влияние образа жизни семьи на здоровье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 01:03, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить влияние образа жизни семьи на здоровье.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Охарактеризовать основы формирования здорового образа жизни
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, выявить соотношение образа жизни семьи и здоровья
3. Изучить роль медицинской сестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи.

Содержание работы

Введение 3
1. Основы формирования здорового образа жизни 5
2. Образ жизни семьи и здоровье 8
3. Роль медицинской сестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи 13
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

6358_ 2 Образ жизни семьи и здоровья.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

По определению, данному  в Уставе ВОЗ (1960 г.), здоровье - это "состояние  полного физического, душевного  и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов" которое необходимо формировать. Основы здоровья закладываются в детстве.

Ребёнок — сложный, многосторонний, объект познания. Он очень чувствителен к внешним воздействиям.

Под формированием здоровья ребенка мы понимаем совокупность однонаправленных и повторяющихся действий и взаимодействий на семейном, государственном и общепланетарном уровне, которые обеспечивают улучшение здоровья детей.

Формирование здоровья ребенка в значительной степени зависит от тех условий, которые может обеспечить семья. Семья является тем социальным институтом, где вырабатываются потребности детей и складывается механизм их реализации. В современном российском обществе значительно снизилась деятельность социальных институтов (образования, здравоохранения, культуры, правопорядка, семьи и других) в реализации интересов и потребностей детей. Сокращается сеть дошкольных и культурных учреждений: идет перепрофилирование их под объекты, не связанные с воспитанием детей (административные здания, банки, и т.д.). В большинстве семей возможности для рождения, развития и воспитания детей ограничены, так как семья переживает процесс трансформации, приводящий к изменению её структуры, состава, функций, характера внутренних отношений. На семью, её жизнеспособность, стабильность, возможность удовлетворить насущные человеческие потребности, и прежде всего детей, деструктивное влияние оказывает ситуация, в которой пребывает наше общество.

Цель данной работы –  изучить влияние образа жизни семьи на здоровье.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Охарактеризовать основы формирования здорового образа жизни

2.На основании теоретического  анализа изучения проблемы, выявить соотношение образа жизни семьи и здоровья

3. Изучить роль медицинской сестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Название глав отображает их содержание

 

1. Основы формирования здорового образа жизни

 

Основа формирования здорового образа жизни - формирование мотивации к перемене образа жизни. Конечный результат во многом зависит от степени понимания необходимости перехода на здоровый образ жизни. Важно с самого начала подготовить себя к тому, что будет нелегко преодолевать прежние привычки, тем более, в условиях постоянного противодействия к переменам со стороны многочисленных внешних факторов.

Ввиду того, что люди, обладая разными физиологическими особенностями, по-разному реагируют на одни и те же воздействия, перед составлением программы работы над собой будет полезно определить индивидуальные свойства своего организма и проконсультироваться с врачом.

Составляющие программы формирования и освоения здорового образа жизни. Только тот образ жизни может считаться здоровым, все факторы которого стабилизируют процессы организма или, как минимум, не нарушают их.1

Переход к здоровому  образу жизни при выполнения поставленного плана. Основа изменений своих привычек – это постепенное (например, по одному в 2-3 дня) внедрение каждого из запланированных мероприятий в повседневную жизнь. Увеличивать продолжительность и интенсивность физических нагрузок на организм нужно плавно, от 10 минут в начале до получаса к концу первого месяца тренировок. Забота о здоровье с точки зрения питания также подразумевает постепенный, в течение 2 недель, переход на новый рацион и режим приема пищи. При этом важно постоянно анализировать свое состояние, реагировать на любые ухудшения самочувствия уменьшением объема и/или снижением интенсивности выполнения предусмотренных мероприятий.

Правильное питание. В  стремлении к рациональному питанию  наиболее важно контролировать количество поступающих в организм белков, жиров и углеводов, а также витаминов, минералов и воды. При этом суточной потребностью человека в белке считается 100 г, в жире – 80-90 г, а в углеводах – 350-450 г. Не менее важно и соотношение этих составляющих пищи, которое примерно равняется 15%, 35% и 55% соответственно.

Белки. Протеины животного  происхождения, получаемые из рыбы, мяса, молока, птицы, должны составлять 50-60% от общего рекомендованного количества пищи в день. Желательно, чтобы половина этого объема приходилась на молочные и кисломолочные продукты. Растительные белки, содержащиеся в сое, бобовых, гречневой и овсяной крупе, должны занимать около 40% от суточной нормы.

Жиры. Суточный рацион должен включать несколько жиросодержащих продуктов. Из них около четверти жира обеспечивает сливочное масло и такое же количество – растительное без термической обработки. Оставшаяся половина дневной нормы приходится на тот объем, что используется при приготовлении продуктов (жарке, тушении и т.д.).

Углеводы. Одним из важнейших  источников углеводов является рафинированный сахар, на долю которого должно приходиться не более 20% этого пищевой составляющей. Энергетически ценные овощи и фрукты (бананы, виноград и др.) должны приносить организму не менее 30% от общего объема углеводов.

Отказ от вредных привычек. В основы здорового образа жизни входит отказ от вредных привычек, к которым относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков. Кроме пагубного воздействия на здоровье человека, они негативно влияют и на благополучие детей, живущих в семье, а также будущего потомства. Кроме наиболее опасных вредных привычек плохую роль может сыграть и пристрастие к кофе: его сильнодействующие компоненты способны оказывать разрушающее воздействие на нервную и сердечно-сосудистую систему человека.

Сбалансированные физические нагрузки. Двигательная активность – это физиологическая потребность любого живого организма наряду с необходимостью питания или отдыха. При недостаточных физических нагрузках нарушается работа многих органов и целых систем: происходят негативные изменения в сердце и сосудах, постепенно атрофируются мышцы, снижается иммунитет. Чтобы забота о здоровье не была в тягость, выбирать нужно те упражнения, которые приносят удовольствие. Такой подход к формированию здорового образа жизни поможет привить любовь к спорту и двигательным нагрузкам на долгие годы.2

В основе здорового образа жизни лежит ряд условных рефлексов, направленных на соблюдение одного и  того же ритма функционирования организма. Выработать подобные привычки можно  с помощью организации режима дня. Так, во время определенных ежедневных занятий строго в одни и те же часы наблюдается стабильное повышение активности участвующих в данной деятельности органов и тканей. Существуют и общие для всех суточные колебания в деятельности организма. Так, для ночного времени характерно снижение интенсивности обменных процессов, а днем активность большинства органов и систем возрастает. Пик работоспособности человека приходится на 12-13 часов, во время обеда (после 14 часов) заметно некоторое снижение, сменяющееся новой волной активности к 16-17 часам.

Составляющие здорового  образа жизни – это не только внутренние привычки (правильное питание  или строгий режим дня), но и  ряд факторов благотворного внешнего воздействия – влияние воздуха, солнца и воды на состояние тела и души. Закаливание помогает приспособиться к условиям окружающей среды, усиливая взаимодействие между рецепторами кожи и нервной системой.

 

2.  Образ жизни  семьи и здоровье

 

Образ жизни семьи, в  которой человек вырос, и привычки, формирование которых произошло в детстве, оказывают влияние на здоровье на многие годы вперед. Как бы каждый из нас ни стремился к большему разнообразию и полноценности повседневной деятельности, наша физическая активность и особенности питания могли бы быть лучше, если бы правильные навыки сопровождали нас с раннего возраста. Именно поэтому так важно изменить привычный образ жизни в семье на более здоровый и тем самым создать предпосылки для благополучного будущего наших детей.

Семья — это фундамент, на котором ребенок строит если не целиком свое понимание мира, то, по крайней мере, алгоритм решения стоящих перед ним проблем. Причем этот алгоритм может быть как полезным для здоровья, так и губительным.3

Общеизвестно, что большую  часть жизни человек проводит в семье.

Еще в детстве формируется  образ жизни ребенка под воздействием образа жизни его родителей и  знакомых. Образ жизни каждого  члена семьи связан общими особенностями  и в значительной мере зависит  от особенностей образа жизни каждого  из них. Семейные отношения — по существу полигон для примерки и отработки человеческих отношений, именно семья дает универсальный опыт человеческого общения, если конечно к этому опыту относиться осознанно и ответственно.

Общая крыша, общая фамилия, родственная близость без духовной близости ничто! Творить себя и другого человека по законам добра, красоты и совести это особый вид творчества. Духовное богатство творца проявляется в естественной потребности видеться друг с другом, общаться, интересоваться всем, что происходит в жизни каждого члена семьи. Внутреннее чувство есть родные, готовые тебя понять, посочувствовать, разделить с тобой радость и горе. Семьи способные преодолеть невзгоды и именуются благополучными.

Семья и личность неотделимы. Выявить в самом себе и в  каждом члене семьи все самое лучшее, развить и отдать на общее благо — самое главное назначение семьи! Добрые примеры всех членов семьи, их духовная связь определяют «Семь-Я». Из множества неповторимых судеб извлечь и осмыслить некоторые закономерности, ведущие к беде или к успеху.

Образ жизни в семье — это зависимая от социально-экономических условий сложившаяся система видов жизнедеятельности и отношений родителей, детей и других родственников, проявляющаяся в виде социальной, трудовой, физической и репродуктивной активности. Недооценка условий и образа жизни семьи, определяющих здоровье каждого человека, каждого школьника ведет к социальной дезадаптации и психологической неустойчивости, это является фактором риска скрытого развития болезней.

Семья — это малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами. В определении именно отношения получили пальму первенства, а хозяйство ушло на второй план. Сердечное и духовное богатство определяет благополучие семьи.

Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье, поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует фундамент для образования вне семейных отношений и связей. Нарушение семейных взаимоотношений могут стать причиной физических и психических жалоб.

Для семьи дети — главная ценность. Главное достоинство семьи, как и личности, преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к гармоническому слиянию желаний всех членов. Их возможностей и долга.

Когда тебя понимают, сочувствуют, готовы разделить с тобой беду и удачу, поддержать тебя в лучших стремлениях, ты нужен, необходим другим людям, однако, для того чтобы достичь такого соучастия, нужно понимать самого себя. «Познай самого себя, и ты познаешь мир» говорят мудрецы всех времен и народов. Спросить себя: кто я такой? Личность — это отношение к самому себе, к другим людям, ко всему окружающему нас миру, отношение, выраженное в поступках, в деятельности. Личность не имеет ограничений в возрасте. Личность — это Выбор и Преодоление. Выбор как осознание своего назначения. И преодоление — это характер, воля в реализации выбора.4

Человек имеет фундаментальный  механизм социально-позитивного существования  в виде тех «лучей»: потребность (хочу), способность (умею) и решимость (буду). Два луча — потребность и решимость — у ребенка есть всегда. А вот третий луч — это и есть место помощи педагога, родителей. У ребенка есть потребность, есть решимость, но нет умения и способности. Образование нельзя дать, его можно взять. Ценой больших усилий воли, умения и желания трудиться. Многогранность личности ребенка, разносторонность его оценок проявляется в первую очередь в семье. Нацеленность личности не на успех, не на предмет, а именно на саморазвитие и самосовершенствование оказывается самой плодотворной. Для прогресса необходим самоконтроль и самоанализ. Что сделал ребенок — получилось, не получилось — оцени. Привычка анализировать, первое условие мудрости, чтобы преодолеть суету и стандарт повседневности.

Постижение человеком  самого себя, регулирования собственного поведения с того момента, когда  задаются себе три вопроса: что я хочу? Что я могу? Что я должен? По мнению мудрецов, человека можно считать счастливым и гармоничным, если он хочет то, что может, а может то, что должен. Согласованность между желаниями, возможностями и обязанностями — приближение к гармоничному и счастливому бытию. Закон «трех лучей» — объективный закон фундаментальный в своей практике.

Нас окружает много детей  желающих, но не умеющих; или же есть решимость что-то делать, но нет потребности  именно в том, что требуется.

Родителям надо с этим работать, знать, какой из этих элементов отсутствует, надо конкретно знать и уметь сформировать каждый луч треугольника в конкретном деле.

Ум есть свойство, данное человеку от природы, поэтому не нужно  заботиться о его развитии. Надо беспокоиться о другом: помочь человеку обнаружить в себе образ ума, а не ум. Ум будет развиваться только в том направлении, в каком будет развиваться сам человек.

Информация о работе Влияние образа жизни семьи на здоровье