Уровень информированности подростков о раннем материнстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:11, дипломная работа

Описание работы

Подростковый период рассматривается как относительно новое маркирование этапа жизненного пути, возникшее в индустриальных обществах в связи с необходимостью получения образования и профессиональных навыков. Социальное конструирование возраста явно просматривается на изменении понятий «ребенок» и «подросток» в постсоветский период.

Содержание работы

1. Подростки на пути к родительству……………………………………………………………………………………….….3стр.
1.1. Социальная зрелость и сексуальное поведение подростков…………….……………………..….3стр.
1.2. Практики материнства несовершеннолетних…………………………………………………………….….4стр.
1.3. Подростковая сексуальность как общественная……………………………………………………….…..6стр.
2. Раннее материнство: психологическая проблема или социальный конструкт?...................8стр.
3. Проблемы раннего материнства………………………………………………………………………………………..….11стр.
4. Ранние дети становятся ранними родителям…………………………………………………………………...….12стр.
5. Проблема раннего материнства: актуальность и пути решения………………………………………....13стр.
5.1. Статистические данные………………………………………………………………………………………………..…13стр.
5.2. Основные предпосылки и причины подростковой Беременности и раннего материнства……………………………………………………………………………………………………………...13стр.
5.3. Негативные последствия подростковой беременности………………………………..…14стр.
5.4. Направление деятельности по профилактике подростковой беременности и раннего материнства…………………………………………………………………………………………….…14стр.
5.5.Краткосрочные результаты………………………………………………………………………………..16стр.
5.6. Долгосрочный результат…………………………………………………………………………………….16стр.
6. РАННЕЕ МАТЕРИНСТВО………………………………………………………………………………………………17стр.
7.Сексуальное и репродуктивное поведение подростков России………………………………23стр.
8. Проблематизация несовершеннолетнего материнства в системе российской социальной работ…………………………………………………………………………………………………………..32стр.
9. Психологические особенности отношения к материнству матерей-подростков…….33стр.
9.1.ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН…………………33стр.
10. Феномен несовершеннолетнего материнства: мнение специалистов сферы
образования и социальной защиты……………………………………………………………………………….36стр.
11. Социальные риски малолетнего материнства и их политизация в
современных условиях……………………………………………………………………………………………………47стр.
Литература……………………………………………………………………………………………………………….………53стр.

Файлы: 1 файл

уровень информированности подростков о раннем материнстве.docx

— 192.16 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление:

1. Подростки на пути к родительству……………………………………………………………………………………….….3стр.

1.1. Социальная зрелость и сексуальное поведение подростков…………….……………………..….3стр.

1.2. Практики материнства несовершеннолетних…………………………………………………………….….4стр.

1.3. Подростковая сексуальность как общественная……………………………………………………….…..6стр.

2. Раннее материнство: психологическая проблема или социальный конструкт?...................8стр.

3. Проблемы раннего материнства………………………………………………………………………………………..….11стр.

4. Ранние дети становятся ранними родителям…………………………………………………………………...….12стр.

5. Проблема раннего материнства: актуальность и пути решения………………………………………....13стр.

5.1. Статистические данные………………………………………………………………………………………………..…13стр.

5.2. Основные предпосылки и причины подростковой Беременности и раннего материнства……………………………………………………………………………………………………………...13стр.

5.3. Негативные последствия подростковой беременности………………………………..…14стр.

5.4. Направление деятельности по профилактике подростковой беременности и раннего материнства…………………………………………………………………………………………….…14стр.

5.5.Краткосрочные результаты………………………………………………………………………………..16стр.

5.6. Долгосрочный результат…………………………………………………………………………………….16стр.

6. РАННЕЕ МАТЕРИНСТВО………………………………………………………………………………………………17стр.

7.Сексуальное и репродуктивное поведение подростков России………………………………23стр.

8. Проблематизация несовершеннолетнего материнства в системе российской социальной работ…………………………………………………………………………………………………………..32стр.

9. Психологические особенности отношения к материнству матерей-подростков…….33стр.

9.1.ОТНОШЕНИЕ  К МАТЕРИНСТВУ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН…………………33стр.

10. Феномен несовершеннолетнего материнства: мнение специалистов сферы

образования и социальной защиты……………………………………………………………………………….36стр.

11. Социальные риски малолетнего материнства и их политизация в

современных условиях……………………………………………………………………………………………………47стр.

Литература……………………………………………………………………………………………………………….………53стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Подростки на пути к родительству.

1.1Социальная зрелость и сексуальное поведение подростков.

Подростковый период рассматривается  как относительно новое маркирование этапа  жизненного пути, возникшее в индустриальных обществах в связи с необходимостью получения образования и профессиональных навыков. Социальное конструирование возраста явно просматривается на изменении понятий «ребенок» и «подросток» в постсоветский период. В стабильных и относительно благополучных в социально-экономическом отношении обществах, например США, этот «социальный возраст» подростка, т.е. признание его (ее) социально зрелым, значительно выше, нежели в развивающихся бедных странах. В сегодняшней России можно наблюдать снижение возраста взросления, что закономерно в сложные периоды социально-экономического развития. С одной стороны, это положительное явление, поскольку в России советского периода некоторый инфантилизм был свойственен не только подросткам, но и взрослым людям. Изменение законодательства, по крайней мере, на декларативном уровне якобы преследовало цель наделить детей правами, чтобы они могли как можно раньше адаптироваться к социальным изменениям без помощи родителей и государства. Идея, как представляется, состояла в ускоренной эмансипации детей от родителей, чтобы быстрее выросло поколение с новыми демократическими ценностями. Однако, с другой стороны, из общественного дискурса выпало то обстоятельство, что раннему социальному взрослению должно сопутствовать просвещение подростков по многим вопросам, включая развитие их правового сознания, создание служб помощи для их вхождения во взрослую жизнь, замещающих подростковых (ювенальных) институтов (например, в сфере здравоохранения, юстиции). Складывается впечатление, что многие решения законодателями были явно не продуманы,

или преследовали другие, не декларируемые  цели.  Так, например, ст. 43 Конституции  РФ гарантирует лишь основное общее  образование. Поправка в закон об образовании была внесена в 1996 г.: в соответствии с указом Президента РФ право на обязательное получение  среднего

образования было восстановлено. Но это  уже никто не учитывал. Впоследствии планка опустилась еще ниже, и основное общее образование перестало  являться обязательным. Отмена гарантии полного среднего образования не была компенсирована наращиванием системы  среднего и профессионального технического образования,  хотя, казалось бы, с  введением рыночных отношений и  развитием индустрии сервиса  многие профессии, не требующие длительной подготовки, должны стать востребованными. Согласно ст. 63 Трудового кодекса  РФ, трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим 14 лет, при согласии родителей и органа опеки, а «в случае получения основного  общего образования либо оставления в соответствии с федеральным  законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать  лица,  достигшие возраста 15 лет». Однако это право не было обеспечено созданием соответствующих рабочих  мест, их квотированием и т.д. Дети работают, но совсем не там, где для

этого есть подходящие условия.  Не обеспечены мерами социальной защиты и другие

стороны жизни подростков. Так, для  рассмотрения дел подростков-правонарушителей требуются специальные «ювенальные» суды, квалификация сотрудников которых  позволяла бы им учитывалась особенности  подростковой психологии и развития, а защита граждан до 18 лет велась бы в соответствии с Декларацией  о правах ребенка. Но сейчас даже отбывание  наказания подростками происходит в условиях, не способствующих их «исправлению»  и последующей реабилитации.  Детей, начиная с 15 лет, по-прежнему переводят в систему медицинского обслуживания взрослого населения, девочек,  кроме того, − в женские  консультации. Мало того, что уровень  «взрослого» обязательного медицинского обслуживания стал намного хуже, но там нет специалистов для работы с мальчиками и девочками-подростками. Специализированных же подростковых (молодежных) медицинских центров в стране − единицы.

 

 

      1.  Практики материнства несовершеннолетних

 

Коэффициент рождаемости среди юных женщин (15−19 лет) в 2001 г. был практически таким же, как в конце 1950-х. Тогда этот показатель не считался высоким в сравнении с

общим показателем рождаемости того времени. В 1950-е − 1960-е годы ранние рождения, вероятно, ограниченными возможностями планирования рождения

ребенка. В последующем, несмотря на доступность контрацепции, такие рождения преимущественно являлись результатом возросшей сексуальной активности подростков и

молодежи. Как видно из табл.9, число рождений в возрастной группе 15−19 лет увеличивалось вплоть до 1991 г., а затем стало снижаться вместе с общим снижением рождаемости, и даже несколько интенсивнее. С 1996 г. заметно сокращение

числа рождений среди несовершеннолетних. Существуют значительные вариации между  регионами по показателю подростковой рождаемости, что, отчасти связано с

общим уровнем рождаемости в  этих регионах, обусловленным, в свою очередь, этнокультурной спецификой, уровнем  урбанизации и т.д. Но, в ряде регионов высокий

уровень подростковой рождаемости  не связан с общим уровнем рождаемости. Наиболее высоки эти показатели в Читинской области (19.8 на тысячу женщин 15−17 лет в 2001

г.), в Республике Алтай (18.2), Чукотском автономном округе (16.1), Еврейской автономной

области (15.6), Краснодарском крае (15.2), наиболее низкие − в Ингушетии (3.8), Дагестане (4.7), Санкт-Петербурге (5.0), Москве (5.6), Чувашской республике (5.7)

Следует подчеркнуть, что именно для возрастной группы 15−17 лет характерен самый высокий уровень внебрачной рождаемости – около 60% всех рождений в этой возрастной

группе (средний российский показатель – 29%). В Москве, например, в 2001 г. 1014 детей  были рождены несовершеннолетними. Причем 30% из них зарегистрированы по совместному заявлению матери и отца, 33% − только по заявлению матери. Остальные 37% родились в браке, который был зарегистрирован, когда не веста была беременна.

 

Таблица 1

Динамика вступивших в  брак в возрасте до 18 лет среди

общего числа вступающих в брак (% от всех браков в году)

 

Годы

1980

1990

1991

1995

1998

1999

2001

Женихи  и

невесты

0.3

2

1.0

5

0.1

6.3

0.7

6

0.5

4.3

0.4

3.6

0.4

2.8


 

Таким образом, рождение ребенка в  несовершеннолетнем возрасте и брак – события зачастую не совпадающие. В целом удельный вес браков среди несовершеннолетних

уменьшается (табл.1). Можно предположить, что это связано в первую очередь со снижением рождаемости в этой возрастной категории женщин. Еще несколько десятилетий лет назад считалось, что внебрачная рождаемость, в том числе несовершеннолетних, чаще всего встречается в среде «рабочих и неквалифицированных служащих» 161. Хотя выборка проинтервьюированных мною в 2002 г. матерей (70 человек), родивших несовершеннолетними, не была репрезентативной, можно утверждать, что «социальная среда» подростковой рождаемости значительно расширилась. Матерями становятся в юном возрасте и девушки из образованных, обеспеченных и социально благополучных семей. Из общего числа

проинтервьюированных в Москве матерей таких примерно треть, в Подмосковье и Брянске – примерно одна пятая. 37 девушек к моменту беременности проживали с обоими родными родителями, 24 − с матерью, 9 − с матерью и отчимом. То есть зависимость между структурой семьи и ранним материнством не прослеживается. В период рождения ребенка 3 девушки учились в 9 классе (но только одна из них

получила аттестат), 28 − окончили 9 классов и иногда подрабатывали, 9 учились в училище, 3 − в техникуме, остальные − в 10 − 11 классах школы. Принятие решения о рождении ребенка – одна из сложнейших проблем. И аборт, и рождение ребенка практически равно нежелательны и в медицинском, и в психологическом и в социальном отношении. Согласно ст. 62 Семейного кодекса РФ, несовершеннолетние родители «вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет». Несовершеннолетние «имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке». Причем, в соответствии со ст. 32 Гражданского процессуального кодекса РФ, подростки вправе лично защищать свои права в суде. Привлечение к участию в таких делах родителей несовершеннолетних истцов для оказания им помощи осуществляется по усмотрения суда. Поскольку опрошенные девушки проживали в семьях, практически все родители были осведомлены о предстоящем рождении ребенка. Только две девушки не поставили матерей в известность. Одна до и после рождения ребенка жила у бабушки в другом городе, другая училась в училище и жила в общежитии, а на момент опроса находилась в семье подруги, мать которой уговорила девушку не отказываться от ребенка. Можно выделить три основных варианта развития событий после наступления беременности (которая не планировалась специально ни одной из девушек).

 

1.3 Подростковая сексуальность  как общественная проблема

Принимаемые в России законы, как  предполагается, будут «работать» и регулировать общественные отношения. Но, кроме того, они в определенной мере определяют нормативные границы (boundaries) поведения в условиях либерализации и признания вариативности взглядов и практик. С тем, чтобы выяснить, как эксперты относятся к изменению текущего законодательства, в частности, затрагивающего интересы девочек-подростков, в 2001 – 2002 гг. в Москве и Брянске проводились интервью с управленцами, которые по роду деятельности связаны с выработкой мер социальной политики, аботниками органов опеки и попечительства, центров планирования семьи, подростковыми гинекологами. В начале 2002 г. по инициативе депутатов Государственной думы возникла дискуссия об установлении минимального возраста вступления в брак (ст. 13 CK) и изменении ст. 134 УК РФ. Ко мне обратились за комментарием по поводу предлагаемых изменений. Так возникла идея изучить представления людей, которые в связи с выполнением профессиональных обязанностей общаются с несовершеннолетними. Такой группой, наиболее доступной для оперативного опроса, выступили завучи школ и учителя старших классов. Опрос проводился анонимно преимущественно на базе курсов повышения квалификации учителей в Брянске, Владимире, Краснодарском крае, Чувашии и Московской области (исследование V). После отбраковки анализировались по 30 анкет в каждом регионе – всего 150. Анкета – полуоткрытого типа. В выборке представлено 97% женщин и только 3% мужчин. Если учесть тот факт, что законы принимаются в основном мужчинами, не безынтересно узнать и отношение к ним женщин. Случайным образом достаточно равномерно удалось представить основные группы трудоспособного возраста: 21 – 29 лет (27%), 30 – 39 лет (35%), 40 – 49 лет (32%), 50 – 60 лет (6%). Депутатская инициатива состояла в установлении нижнего возрастного предела вступления в брак в 14 лет при наличии особых причин – рождения ребенка или беременности… с согласия родителей. Обосновывалось это тем обстоятельством, что в ряде регионов снижение возраста допускалось до 14 лет, в других же нижний возрастной предел отсутствовал вообще. Возникает сомнение: зачем отдельные региональные прецеденты возводить в ранг федерального закона? Как было показано в предыдущей главе, удельный вес ранних браков с каждым годом сокращается. В 14 лет рожают единицы, и брак в случае необходимости можно оформить позже. Обозначение этой границы по-своему символично и закрепило бы в сознании людей не столько норму брачности, сколько сексуальную доступность детей, преимущественно девочек.

Должно ли государство оказывать  помощь несовершеннолетним матерям? Известно, что пособие на ребенка мизерно, даже для незамужней матери. По мнению опрошенных (76%) в такой ситуации несовершеннолетние незамужние матери должны получать специальную материальную поддержку. Наиболее распространенные аргументы: «Лучше помочь таким матерям, нежели иметь больше отказниц» (Владимир); «Если она будет знать, что ей помогут, может быть, она одумается и будет вынашивать ребенка для себя» (Подмосковье); «Дети не должны страдать, им не важно от каких матерей они родились» (Краснодар); «Государство должно помогать всем матерям, а таким особенно» (Москва). Некоторые респондентки предлагают специальные меры: «Создание специальных детских садов (можно на дому), в которых дети от таких матерей могли бы расти с грудного возраста. Матери бы сами устанавливали график ухода за детьми и общались в кругу себе подобных, друг друга поддерживали, имели возможность получить (закончить) образование» (Чебоксары).

Информация о работе Уровень информированности подростков о раннем материнстве