Этапы развития логопедии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:35, доклад

Описание работы

Религиозные мифы и сказания. Изучая литературу Древнего Востока следует обратить внимание на религиозные мифы и сказания, где есть своеобразное упоминание о речевых расстройствах приемах их устранения. В «Библии» (Ветхий Завет) есть упоминание о трудной речи пророка Моисея, который заикался и говорил непонятно.Интересна версия о причине заикания. Дочь фараона принесла к своему отцу маленького Моисея с просьбой усыновить его.

Файлы: 1 файл

этапы развития логопедии.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

I этап развития  логопедии (античность – 18 век).

Религиозные мифы и сказания. Изучая литературу Древнего Востока следует  обратить внимание на религиозные мифы и сказания, где есть своеобразное упоминание о речевых расстройствах  приемах их устранения. В «Библии» (Ветхий Завет) есть упоминание о трудной речи пророка Моисея, который заикался и говорил непонятно.Интересна версия о причине заикания. Дочь фараона принесла к своему отцу маленького Моисея с просьбой усыновить его. Фараон взял его к себе на колени и возложил на голову свою корону. Моисей сорвал и стал издеваться над ней. Советник фараона увидел плохое предзнаменование, советовал умертвить его. Но один советник заступился. Посоветовал показать золото и горящие угли, что он выберет. Моисей, естественно, хотел выбрать золото, что его бы погубило, спас ангел, который направил его руку к углям. Моисей потянулся к углям и поднес их ко рту. С тех пор Моисей стал трудно говорить. Таким образом «в памятниках старины» Древнего Востока находили упоминание о таких речевых расстройствах:

потеря слуха, контроля за движением  рук, ног;

внезапные потери речи, немота (с сохранным  слухом); глухота (с сохранной речью)4

расщелины губы, неба;

заикание, косноязычие, немота на почве  нервного потрясения.

Наиболее полные сведения из Гиппокрита (377 г. до н.э.) – основоположник античной медицины. Для Гиппокрита болезнь – проявление жизни организма, а не проявление божественной воли, злого духа. Материалистические взгляды. У Гиппокрита есть упоминание о многих, известных нам сейчас речевых расстройствах: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание. Он подчеркивает главенствующую роль мозга во всей деятельности человека. «Когда мозг испытывает сотрясение и страдает от удара, больной необходимо теряет речь, не видит и не слышит». В целом заслуга Гиппократа:  
1) попытка классифицировать речевые расстройства;  
2) главенствующая роль мозга;  
3) описание органов и функций слуха и зрения, голоса и речи (роль воздушной струи, языка, голоса, артикуляции и звукообразования);  
4) описание отельных расстройств слуха, голоса и речи.  
5) рекомендовал использовать при дифференцированной диагностике различных болезней особенности расстройств слуха, глосса и речи.

Византия – сохранила древнюю  культуру античного мира. Врачи Византии хорошо были знакомы с произведениями врачей Греции и Рима. Врач Орибадий (326 – 403), энциклопедист, Аэций Амидский (527 – 565), Павел Эгинский (425 – 490), рассматривали болезни речи как болезни языка, его уздечки, предлагали хирургическое вмешательство. В плане терапии заикания Орибадий предлагал следующее: 
1) произносить наизусть отрывки лирического характера, начиная с низкого тона, затем повышая голос и снова понижая;  
2) чтение начинать с отрывков наизусть;  
3) в речи делать глубокий вдох;  
4) речь под такт и др.

Древняя Русь (9 – 16 в.в.) О представлениях древних славян о речевых расстройствах  можно судить на основании сохранившихся  летописей, словарей пословиц, поговорок, поверий, травников, вертоградов. 
Вот какие существовали обозначения дефектов речи:

Языкоболезние, языкоболезньствие  – болезнь речи;

Косноглаголевый, косноязычен –  нескоро говорящий, говорящий с  трудом. Коснение – медленность.

Мудьногласный, мудьноязычный –  медленноязычный, видимо то же, что  и косноглаголие.

Гугнивый – невнятная, трудная речь. Гугноти – шептать.

Гугнявый – говорящий в нос, гнусливый.

Травливый – видимо, порченый.

Фафлю – шепелявить.

Бобливый – то же.

Момлент – видимо, дефекты твердого неба. Мом – небо во рту.

Заякливый – заикающийся.

Немый – лишенный способа говорить («Глух и нем»).

Неморечивый, немование – неясная  речь, лепет.

В  трудах Коменского мы обнаруживаем большой круг вопросов, касающихся развития речи у детей: 
— для чего нужна речь; 
— значение речи в общем развитии ребенка; 
— необходимость развития речи и интеллекта; 
— значение правильного использования слов; 
— начало и ступени развития речи; 
— необходимость развития слухового восприятия; 
— чистого звукопроизношения; 
— богатого словарного запаса; 
— грамотной правильной речи; 
— выразительного голоса; 
— письменная речь.

В работах Пестолоци находим  отражение взглядов:

на значение речи в общем развитии

на последовательность развития речи (онтогенез)

указание на последовательность обучения речи

указание на роль сенсорного воспитания

указание на роль микросреды в развитии детской речи.

Россия 18 – 19 век 
Таким образом М.В. Ломоносов коснулся вопросов:

развития русского языка

обращал внимание на органы речи

на образование различных  звуков

видел зависимость чистой и правильной речи от специальных  речевых упражнений, считал обязательным упражнять силу голоса, следил за интонацией, использовать паузы, следить за применением жестикуляции.

Основная роль К.Д.Ушинского  в развитии логопедии состоит  в:

всестороннем изучении человека как предмета воспитания

основным средством воспитания ребенка в духе народности является родной язык

язык не только средство общения, но и великий педагог

предложена оригинальная система обучения чтению и письму

соблюдение в процессе работы определенных принципов

единство задач обучения и воспитания

всестороннее гармоничное  развитие личности.

Таким образом, на первом этапе развития логопедии очертился  круг проблем:

значение человеческого  языка для развития общества (Каменский, Руссо, Ломоносов, Радищев, Ушинский)

развитие языка (Ушинский)

речь детей как объект воспитания и обучения (Каменский, Песталоцци, Руссо, Ломоносов, Радищев, Одоевский, Ушинский)

роль речи в развитии ребенка, речь как составная часть  воспитания ребенка (Каменский, Руссо, Радищев, Песталоцци, Ушинский)

последовательность формирования детской речи (Каменский, Руссо, Ушинский, Песталоцци)

предпосылки образования  устной речи – это слуховое внимание, речевой слух, произносительные возможности (Песталоцци, Руссо, Ломоносов, Одоевский, Ушинский)

указание на составные  элементы устной речи: звуки речи, слова, фразы, выразительность

роль упражнений в воспитании правильной речи (Каменский, Руссо, Ушинский)

проблема правильности речи детей и возможные ее недостатки (Каменский, Песталоцци, Руссо, Ломоносов, Ушинский). Речь должна быть ясной, отчетливой, правильное звукопроизношение, верное использование слов по смыслу и грамматическая правильность.

II этап развития  логопедии (18 в – 3-я четверть 19 в) 

В исследованиях В.И. Селиверстова анализируется развитие логопедии  в донаучный период истории отечественной логопедии (Древняя Русь). 
А.В. Безлюдова (1893 г.) создала объективную картину создания и развития логопедической науки со второй половины 19 в. по первую четверть 20 в. Она выделяет 4 этапа: 
1. 1825 – 1860 
2. 1861 – 1880 
3. 1881 – 1900 
4. 1901 – 1925

Рассмотрим их.

Первый этап. В России до 2ой четверти 19 века нет конкретных исследований по логопедии. Первая работа Христофора Лагузена «О заикании» (1838 г.). На этом этапе  материал по патологии речи в основном содержался в переводах и обзорах работ зарубежных авторов. Но монография Лагузена превосходит работы зарубежных ученых. Проявление интереса к проблеме патологии речи и голосовым способностям, возросшие социально-экономические потребности общества, особенно в речевых профессиях, а также смена стиля общества, породило активное развитие наук о человеке. В недрах анатомии, физиологии накапливались знания о патологии речи и голоса. Если в зарубежных исследованиях присутствовал эмпирический подход, то в монографии Лагузена – исследовательский. При анализе речевых нарушений он реализовывал принцип последовательности и систематичности. 
У многих авторов методы преодоления нарушений речи носили симптоматический, медицинский характер. Некоторые авторы ссылались на использование специальных медицинских методов. В ряде работ содержались указания на дидактические методы, но они носили тренажерный характер: медсестра в работе с заикающимися долгое время занимается закреплением произношения трудных слогов. 
На этом этапе создавались основы для формирования в России самостоятельной области знаний о патологии речи.

Второй этап. Количество переводов  и обзоров работ значительно  преобладает над отечественными исследованиями, число которых возрастает. В этих работах решаются многие проблемы патологии речи. 
Приоритет в исследованиях ряда проблем афазии принадлежит А.Я. Кожевникову (1874), В.М. Тарновскому (1867, 1868). 
Исследуются многие речевые нарушения – заикание, афазия, косноязычие, ринолалия, тахилалия. 
В России из ряда медицинских наук и психологии выделяется специальная область знаний – логопетология (А. Кусмауль, 1877). Начинает формироваться представление о ее объекте – человеке с патологией речи. Формируется предмет изучения, методы изучения речевой патологии – преимущественно наблюдение. Вместе с тем разрабатываются и организационные методы – сравнение различных форм речевой патологии, а так же интерпретационные методы. Но специальных работ, посвященных общей теории по патологии речи еще не было. 
Большинство авторов начинают исследовать патологию речи как самостоятельную патологическую единицу: на смену описаний внешних проявлений приходит теоретическое исследование некоторых ее функций. В основе этих исследований чаще всего лежат умозрительные схемы, учитывающие только внешние, не всегда существенные характеристики патологии речи. 
При изучении этиологии, симптоматики, механизмов, при разработке методов коррекции многие авторы используют принципы системности и развития. Предметом исследования чаще всего является исследование механизмов речевых нарушений. 
Помимо методов преодоления заикания, начинают разрабатываться методы исправления звукопроизношения, ринолалии, тахилалии, но они носят тренажерный характер. При коррекции расстройств речи и голоса чаще используются медицинские методы. 
Таким образом, на втором этапе определяется тенденция к теоретическому изучению эмпирического материала по патологии речи и начинает формироваться специальная область знаний – логопатология, логопедия же как наука еще не сложилась.

Третий этап. Работы отечественных авторов не уступают работам зарубежных ни в количественном, ни в качественном плане. Работы Олтушевского (1899), Хмелевского (1897), Остроградсткого (1898) и др. дают возможность судить о приоритете отечественной науки перед зарубежной в открытии ряда явлений, относящихся к нарушениям речи. 
Намечается 2 основных подхода к исследованию расстройств речи:

механистический – выполнение упражнений без учета структуры  дефекта

функциональный

В работах Олтушевского, Хмелевского, Сикорского, Андруса и др. широко используется принцип системности. Часто во взаимосвязи анализируется этиология, механизм, симптоматика, динамика и методы преодоления и предупреждения расстройств речи, используется принцип развития. Патология речи анализируется как процесс, характер которого зависит от разнообразных факторов. 
Анализируются расстройства речи у детей. 
Учение выделилось в отдельную область знаний – логопатологию. Используются различные методы исследования: эмпирический, организационный (сравнительный анализ). Преодоление речевых расстройств постепенно выделяется в специальный раздел учения об этих расстройствах. Продолжает использоваться симптомалогический подход (проявление нарушения без учета его механизма). 
В недрах логопатологии постепенно зарождается логопедия, как педагогическая наука. Разрабатываются новые методы устранения, принимаются во внимание анатомо-физиологические и другие факторы, учитывается роль личности и микросоциальной среды. 
Произошло образование самостоятельной области знаний – логопатологии, на которой стала формироваться логопедия (логопатия – нарушения речи имеют первичный характер).

Четвертый этап. Количество работ советских авторов значиетльно  превосходит количество работ зарубежных авторов, анализируются все формы  речевой патологии – Богданов-Березовский, Неткачев, Доброгаев («Картавость, ее происхождение и лечение») и др. 
Определяются разные подходы к изучению патологии речи:

физиологический (Доброгаев)

неврологический (Аствацатуров)

психологический (Неткачев), который приобретает большое значение в 30-е годы ( Р.Е. Левина )

Логопедия приобретает  статус самостоятельной науки. В  преодолении речевых нарушений  большинство использует дифференцированный подход.

III этап развития  логопедии (3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в)

Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. Открываются правительственные  учреждения, в которых оказывается  помощь аномальным детям – только для глухих (училища, дома презрения).положение  других детей было еще хуже. 
Уже в 1900 г. Н.А. Рау, П.Ф. РАу, А.Ф. Рау, Е.Ю. Рау организовали детский сад для глухих детей дошкольного возраста. А в 1915 г. директором Московского Арнольдо-Третьяковского училища для глухих стал Ф.А. Рау, и он же организовал краткосрочные курсы по подготовке логопедов. Он же набрал детей в первые группы для исправления речевых нарушений в двух вспомогательных школах города Москвы. 
Большое внимание уделялось нейрофизиологическим механизмам речевого акта. Бехтерев (1916 — 1918) анализировал поражение и недоразвитие речеобразовательного аппарата и возникающие на этой основе различные нарушения речи. 
Основополагающими для развития логопедии были декреты советского правительства о включении всех частных школ в общую систему Министерства народного просвещения. 
В первые годы советской власти закладываются основы подготовки дефектологов с высшим образованием. В 1920 г. а Петрограде при институте дошкольного образования открывается институт детской дефективности. Его руководитель — Фельдберг. 
В 1924 г. на педагогическом факультете второго московского государственного университета организуется логопедическое отделение. Первый декан – Д.И. Азбукин. Первым заведующим кафедры сурдопедагогики и логопедии стал Ф.А. Рау. Курс логопедии был введен как самостоятельный. 
В 1924 г. Выготский рассматривал проблему детской дефективности как проблему социальную. 
В 1925 г. Наркомздрав организовал в Москве специальные логопедические кабинеты для лечения заикания у детей и подростков, а затем был открыт стационар для афазиков и заикающихся. Организатор – Ю.А. Флорентская. В 1926 г. МосГОРОНО открыл специальную семилетнюю школу для заикающихся. Была введена должность психоневролога. 
В 1929 г. Мингорздрав открыл специальную поликлинику для лиц с нарушениями слуха, речи и зрения. Руководитель – Тяпугин. В этом же году был организован экспериментальный дефектологический институт, который в 1944 г. был переименован в НИИ дефектологии (НИИД). Здесь начинали работу Выготский, Левина и др. 
Данишевский создал специальную консультацию по дефектам речи, а затем и клинику нарушений речи. С ним сотрудничали Выготский, Рау, Лурия, Кащенко, Левина, Боскис. 
Позже организован сектор логопедии и специальная школа для детей с нарушениями речи и слуха. Первый заведующий – Р.Е. Левина. 
Конференции того времени под руководством Л.С. Выготского сыграли большую роль в практике и теории в развитии логопедии. На них происходи публичеый разбор наиболее тяжелых случаев. 
В 40-е годы начинают вырисовываться важные принципы дифференциальной диагностики: отграничение речевых расстройств от других форм нарушений речи (например, нарушении речи при снижении слуха). 
В 1931 г. Наркомпрос издает указ о введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых, страдающих нарушениями речи (логопатов) детей и подростков. Этот приказ – основной по линии организации специальной помощи. Наметились тенденции к совместной работе врачей, педагогов и психологов. Организованы учреждения и в просвещении и в здравоохранении. Увеличивается количество логопедических кабинетов в детских поликлиниках, открываются первые школы для детей с нарушениями речи. Выдвинуто профилактическое направление логопедической работы. 
В 1930 г. Мингорздрав организовал новый тип учреждения – детская психоортопедическая площадка. Начато лечение заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Руководила работой Н.А. Власова совместно с Т.А. Власовой. 
В 1932 г. в доме ребенка открываются специальные слухоречевые ясли для детей с нарушениями слуха и речи. Руководитель Е.Ф. Рау. 
В 1931 г. при ЭДИ создаются центральные постоянно действующие курсы для повышения квалификации учителей всех типов учреждений, которые существовали до Великой Отечественной войны. Большую помощь в подготовке дефектологов получали союзные республики. 
В 1931 г. выходит первое издание «Логопедия» (Хватцев), которое переработано в 1959 г. на современном уровне, содержит много методических рекомендаций. 
Для решения ряда неотложных вопросов дефектологии в апреле 1939 г. была созвана первая Всесоюзная дефектологическая конференция. Основная ее мысль – логопед должен заниматься не столько самой болезнью, сколько преодолением ее последствий для гармоничного развития личности. Подчеркивается важность совместной работы для диагностики и комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи. По итогам конференции устанавливалась связь между различными специальными учреждениями. 
Логопедическая помощь взрослым осуществлялась в условиях здравоохранения: Центральный институт нейропсихиатрии, психогигиены и психопрофилактики, в поликлинике для лиц с нарушениями слуха и речи (Тяпугин), в Ленинграде в отоларингологическом институте. 
Большое значение для медицинской работы имели съезды невропатологов и психиатров, конференции и совещания. 
В 1944 г. на Всесоюзном совещании обсуждались вопросы восстановления речи при травматической афазии и заикании у инвалидов Великой Отечественной войны (Лебединский, Флорентская, Ляпидевский, Бейн и др.). Широкую известность получили работы А.Р. Лурия «Травматическая афазия» (1947 г.). 
После войны увеличилось количество специальных учреждений. Возникала необходимость в центральной межведомтсвенной комиссии для решения всех вопросов. В 1054 г. она была организована Минздравом СССР. В нее вошли дефектологи из НИИД, председателем выступала Н.А. Власова. 
С 1956 г. каждые три года НИИД созывал всесоюзные педагогические (дефектологические) чтения. В их работе принимали участие дефектологи, психиатры, лингвисты и др. 
В 1958 г. на совместной конференции НИИ психиатрии и Украинского научно-исследовательского психоневрологического института решались вопросы практической помощи детям с нарушениями речи. 
Расширилась сеть дошкольных и школьных учреждений. Создаются сады с 5-дневным пребыванием. 
В СССР создана широкая сеть школ для детей с ТНР в 2 отделениях: для детей с ТНР и для детей с тяжелым заиканием. Велась большая работа по обеспечению школ методическими пособиями и учебниками. Во всех детских поликлиниках открываются логопедические кабинеты, особое внимание обращено детям с ДЦП,

Информация о работе Этапы развития логопедии