Функциональная асимметрия коры больших полушарии, связанная с развитием речи у человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 10:01, реферат

Описание работы

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга — была открыта в ХIХ в., но лишь в середине ХХ в. нейрофизиология и нейросемиотика узнали гораздо больше о различии в функционировании полушарий.
Межполушарная асимметрия психических процессов — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

Файлы: 1 файл

Агайсенова А 201 ОМФ.docx

— 22.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга — была открыта в ХIХ в., но лишь в середине ХХ в. нейрофизиология и нейросемиотика узнали гораздо больше о различии в функционировании полушарий.

Межполушарная асимметрия психических  процессов — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при  осуществлении одних психических  функций ведущим является левое  полушарие, других — правое. Более  чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий  головного мозга у человека свидетельствует  о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших  функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речь для нас самое  обыденное явление в жизни, но не каждый задумывается, почему же мы так  свободно разговариваем, понимаем окружающих нас, учим новые слова для нашей  речи и многое другое.

Но благодаря великим умам  прошлых столетии, благодаря их вниманию, опыту и знаниям для нас открылись загадки речи и ответ на вопрос:

 « Почему мы можем  говорить и понимать других?».

Одним из первых кто попытался  высказать свое мнение об этом  является  врач Марк Дакс, который в 1836 году во Франции выступил с докладом. Он предполагал связь одного из полушарий мозга с речью. В своей службе практикующего врача он видел много больных с потерей речи и именно повреждено было левое полушарие, а больных с повреждением правой он не встречал.

Этот вклад, конечно же, является ценным в науке, однако в  то время никто не обратил на это  внимание и доклад не имел успеха.

Но  были  и другие,  которые  пытались объяснить взаимосвязь  полушарий мозга с речью, а  именно молодой хирург П. Брок. Он присутствовал на заседании доктора медицины Ж. Буйоне, который утверждал, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. И исследовал мозг умершего больного, который много лет страдал потерей речи. Брок на заседании общества продемонстрировал препарат мозга и рассказал, что в левой лобной доле находился очаг повреждения.

Без критики не обошлось и многие опровергали его открытие, но находились новые  факты подтверждающее его исследование и эта зона получила название зоны Брока.

Сейчас концепция выдвинутая Броком известна как концепция доминантности полушарий. Чуть позже Дж. Джексон выдвинул идею о «ведущим» полушарии, в котором отвечающую за речь является левое полушарие, а правое - вспомогательное.  Немецкий невролог К. Вернике сделал важное открытие – повреждение задней части височной доли левого полушария может вызвать затруднение в понимании речи. С тех пор это зона мозга названа в честь него.

В те времена эти открытия были опорой для лечения больных  в медицине и поисках новых  методов исследования  полушарии  мозга. В настоящее время люди пользуются ими для новых и более точных открытии. Выясняются те или иные функции для каждого полушария отдельно, а также взаимосвязь между ними.

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в  мышлении. 
Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами.

Современные исследования делали опыты и показали о функциональной неравнозначности левого и правого  полушарий в отношении различных  функций. Выключая временно правое или  левое полушарие с помощью  наркотического вещества, введенного в сонную артерию, они наблюдали, как изменяются различные функции, в частности, речевая, за которое отвечает левое полушарие. Итак, временное выключение правого полушария превращает человека на короткое время в так называемого «левополушарного» человека, наблюдение за которым позволяет оценить тот вклад, который вносит выключенное правое полушарие в речевую функцию. Оказалось, что «левополушарный» человек становится очень разговорчивым, причем речь его более сложная за счет употребления литературных оборотов, газетных штампов что несвойственно для этого человека в естественном состоянии. Вместе с тем, «левополушарного» человека отличает невыразительная речь, без тех интонаций, которые обогащают ее и делают индивидуальной и неповторимой. Кроме того, при выключении правого полушария у человека затруднено различение мужских и женских голосов и других звуков, нарушается восприятие музыки. У такого человека нарушается образная память - человек не удивляется. Человек теряет остроту восприятия предметов и образов внешнего мира, в силу чего становится равнодушным к красоте пейзажа, живописных полотен и др.

Анализ результатов  наблюдения за «правополушарными» и  «левополушарными» людьми позволяет сделать вывод о том, что такая важная функция как речевая, обеспечивается работой обоих полушарий, каждое из которых вносит свой вклад в реализацию этой функции. Так, если левое полушарие отвечает чисто за произношение речи, восприятие и воспроизведение слов, то правое полушарие обогащает нашу речь интонациями и эмоциями, придавая ей неповторимую индивидуальность. Обеспечивая вербальную составляющую нашей речи, левое полушарие отвечает за чисто человеческую способность к абстрактно-логическому мышлению. Правое полушарие обеспечивает образное восприятие реальности и является субстратом конкретно-чувственного мышления, характерного не только для человека, но и для животных. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждое полушарие формирует  свои принципы организации речи:

  1. правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое), мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;
  2. формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое — на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты».

90% взрослого населения имеет  локализацию речевых функций  в левом полушарии, более 95% правшей и около 70% левшей имеют локализацию речи в левом полушарии.

Мы видим большое значение открытии  сделанных в области изучении полушарии человека, ведь с помощью них можно диагностировать, проводить различные опыты и открывать новые методы для лечения психологических, онкологических, хирургических заболеваний связанных с головным мозгом человека.

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

II. Основная часть

     1. История изучения  взаимосвязи левого полушария мозга с речью

     2. Современные методы изучения функциональной асимметрии полушарий головного мозга .

III. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Семипалатинский  Государственный  Медицинский  Университет  

 

Кафедра: нормальной физиологии и медицинской  биофизики.

Дисциплина: Физиология – 1

 

 

 

 

 

 

                          

На тему: «Функциональная асимметрия коры  больших полушарии, связанная с развитием речи у человека.»

 

 

                                                            Проверила: Усенова О.А.

                                                            Подготовила: Агайсенова А. 201 гр. ОМФ

 

 

 

 

 

 

 

                                               г. Семей 2012 г


Информация о работе Функциональная асимметрия коры больших полушарии, связанная с развитием речи у человека