Физиологические основы психических функций (мышление, сознание)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Функционирование условнорефлекторного механизма базируется на двух основных нервных процессах: возбуждения и торможения. При этом по мере становления, упрочения условного рефлекса возрастает роль тормозного процесса. В зависимости от природы физиологического механизма, лежащего в основе тормозного эффекта на условно-рефлекторную деятельность организма, различают безусловное и условное торможение условных рефлексов. Их взаимодействие обеспечивает гибкость и тонкость поведения.

Содержание работы

Введение.

1. Виды торможения условных рефлексов. Значение для жизнедеятельности организма. Возрастные особенности.

2. Особенности процессов ВНД, определяющих тип нервной деятельности у детей.

3. Физиологические основы психических функций (мышление, сознание).

Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Нейрофизиология.docx

— 62.08 Кб (Скачать файл)

Каждый тип ВНД обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью, в том числе, к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа.

Н.И.Красногорский, изучив специфику проявления в детском возрасте свойств силы, уравновешенности, подвижности  нервных процессов, а также взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры и подкорковых образований, выделил четыре типа ВНД:

1. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый – сангвинический тип характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. При этом возбуждение и торможение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок. Дети этого типа отличаются хорошо развитой, быстрой, отчетливой, с правильными интонациями речью с богатым словарным запасом, зачастую сопровождающейся выразительной мимикой и жестикуляцией. Подкорковая условно-рефлекторная деятельность у них регулируется функционально сильной корой, поэтому они отличаются хорошим поведением и, как правило, не представляют трудности в воспитании.

2. Сильный, уравновешенный, медленный – флегматичный тип. Условные рефлексы у детей с таким типом образуются медленнее, чем у представителей первого типа, но они прочные; угасшие условные связи восстанавливаются также медленнее; хорошо проявляются тормозные реакции. Речь правильная, с достаточным словарным запасом, но несколько замедленная, без резко выраженной жестикуляции и мимики. Характерен выраженный контроль коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Дети этого типа обычно отличаются примерным поведением, хорошо учатся. При сложных заданиях повышают свою активность и настойчиво стараются их выполнить.

3. Сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный, безудержный –  холерический тип. Отличается сильной подкорковой активностью, не всегда в полной мере контролируемой корой. Характерна недостаточность тормозного процесса. Условные связи образуются медленнее, чем у детей первых двух типов, причем быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети этого типа чрезвычайно эмоционально возбудимы, вспыльчивы, им свойственны аффекты в поведении. Речь быстрая, неровная, с колеблющимися интонациями, отдельными вскрикиваниями. Учатся такие дети удовлетворительно, однако к условиям школы зачастую приспосабливаются тяжело, и их воспитание может представлять трудности.

4. Слабый, пониженно возбудимый – меланхолический тип. Характерна пониженная возбудимость и коры и подкорки. Условные рефлексы образуются медленно; они неустойчивы. Слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах проявляется в трудностях привыкания к школе, к новым условиям обучения, к изменениям вообще.  Речь таких детей слабая и тихая, часто замедленная. Они не переносят сильных и продолжительных раздражений, быстро утомляются. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

При этом в младшем школьном возрасте даже у представителей первых двух групп зачастую наблюдается неполная уравновешенность нервных процессов с некоторым преобладанием возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения,  что определяет повышенную реактивность детей.

Типологические особенности нервной системы четко проявляются и в деятельности школьника. Например, дети сильного типа могут достаточно долго и напряженно (в пределах возрастных возможностей) работать в классе или дома с высоким темпом и интенсивностью на фоне положительного эмоционального состояния. Для них характерны устойчивое внимание и в то же время способность достаточно быстро переключаться на новый вид деятельности; они могут работать долго и интенсивно.

С помощью психологических методов в 1985 г. Э.М. Александровская и И.Н. Гильяшева (1985) выделили шесть основных типологических вариантов личности детей младшего школьного возраста (7-10 лет).

Гармоничный тип (около 36%). Дети этой наибольшей по численности группы легко учатся и не испытывают трудностей в школе. Обследование  выявляет у них наряду с достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций такие личностные свойства, как общительность, уверенность в себе, высокий самоконтроль, добросовестность, отсутствие тревожности. Эта группа делится на две подгруппы, отличающиеся уровнем возбудимости: детям I подгруппы (около 26%) свойственна уравновешенность, детям II подгруппы (около 10%) - ярко выраженная моторная активность. Практическая направленность этих школьников проявляется в эффективном овладении учебной деятельностью, стремлением к хорошим результатам. Сочетание перечисленных свойств представляет собой устойчивую структуру личности, которая обеспечивает им быструю адаптацию.

Конформный тип (около 12%). В поведении школьников проявляются сильная зависимость от ситуации, стремление соответствовать окружению. Высокая школьная мотивация, потребность поступать согласно предъявляемым нормам определяют их направленность на учебную деятельность. Они достаточно общительны, уверены в себе, добросовестны, имеют хороший самоконтроль, низкий уровень тревожности и напряженности. Особенность таких детей - недоразвитие познавательной деятельности, что затрудняет усвоение учебной программы.

Доминирующий тип (около 10%). - стремление к самостоятельности, доминированию, самоутверждению. Они общительны, активны, уверены в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску. Практическая направленность этих школьников проявляется особенно ярко в организации детских игр. Сочетание высокой активности и низкого самоконтроля создает трудности адаптации, связанные с усвоением школьных норм поведения.

Чувствительный тип (около 14%). Эти дети робки и застенчивы, хотя дружеские связи стойкие с теми, к кому привыкли. Учатся старательно, прилежно. Доминирующим свойством является чувствительность, которая сочетается с такими качествами, как общительность, добросовестность, высокий самоконтроль, зависимость.

Тревожный тип (около 10%). Для этих детей характерны крайняя изменчивость эмоциональной сферы, повышенная впечатлительность; их действия отличают излишнее волнение, тревожность. Учатся легко, особенно хорошо читают и рассказывают. Высокий уровень тревожности сочетается у них с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативов. Ведущей направленностью для детей, имеющих чувствительный и тревожный типы формирования личности, является общение. Именно эта деятельность служит источником получения эмоционального подкрепления, столь необходимого для них. Ожидание положительной оценки своих действий и поступков со стороны окружающих определяет трудности в сфере взаимоотношений. Зависимость от эмоционального состояния затрудняет для некоторых из них усвоение учебной программы.

Интровертированный тип (около 18%). Отличительной особенностью этих школьников является направленность на познавательную деятельность. Высокий уровень развития интеллекта сочетается у них с пониженным контролем за окружающей действительностью. Тестовое обследование выявляет у них замкнутость, неуверенность в себе, социальную робость, низкий самоконтроль. В то же время у них отмечаются возбудимость, тревожность, напряженность. Одиночество, отгороженность от окружающих, повышенная чувствительность способствуют появлению затруднений как в освоении социальных норм, так и при установлении контактов и приводят к конфликтной, субъективно-трудной ситуации пребывания в школе.

Среди детей с патологическими формами выделяется особая группа школьников с инфантильным типом формирования личности. Отмечаемая у них задержка психического развития находит отражение как в незрелости мотивационно-потребностной сферы, так и в интеллектуальных нарушениях. Их отличительной особенностью является направленность на игру. Психотравмирующая ситуация, связанная с несостоятельностью этих детей в условиях массовой школы, определяет их уход в игру, что является своеобразной формой компенсации. Подобное поведение приводит к нарушению адаптации и способствует еще большему отставанию в развитии.

Физиологической основой формирования типологических вариантов личности являются: сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Важную роль в формировании этих свойств нервной системы играет среда (условия труда и отдыха, обстановка в семье и коллективе и т.п.), особенно в раннем онтогенезе.

 

3. Физиологические основы психических функций (мышление, сознание).

Психическая деятельность - это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Высшая нервная деятельность - совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и индивидуальное приспособительное поведение организма в окружающей среде (в том числе и трудовая деятельность). Таким образом, психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД. Психическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознается, а ВНД - и в период сна как неосознаваемая переработка информации, и в период бодрствования как осознаваемая и подсознательная переработка.   Представление о ВНД ввел И. П. Павлов. Низшая нервная деятельность - это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов.

Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.

Сознание — это идеальное субъективное отражение с помощью мозга реальной действительности. Сознание является высшей функцией мозга. Оно отражает реальную действительность в различных формах психической деятельности человека.

      Характеристика сознания.

  1. Наиболее существенное изменение общего состояния, испытываемое нами в повседневной жизни, — постепенный возврат сознания при пробуждении (а также при выходе из наркоза, комы или после обморока). Те или иные признаки сознательного поведения имеются у высших  позвоночных  (птиц, млекопитающих), обладающих высокодифференцированной нервной системой.

  1. Сознание — это продукт деятельности высокоорганизованной материи (мозга). Сознание неотделимо от материи, без нее оно не существует, однако это не материя — сознание нематериально. Материя первична, сознание вторично.

  1. Человеческое сознание социально детерминировано, оно по наследству не передается, наследуется лишь возможность появления сознания в онтогенезе. Эта возможность реализуется только в условиях  человеческого  общества,  которое формирует  сознание, оно продукт мозга и общественной жизни человека. Если ребенок в детские годы лишен общения с людьми (дети, воспитанные животными), то после определенного срока у него будет потеряна способность развития человеческого сознания.

  1. Специфическая способность человеческого сознания проявляется в том, что оно не только отражает действительность, но дает возможность направить действия индивида и коллектива на производство предметов потребления и орудий труда, необходимых для жизнедеятельности.

  1. Сознание обеспечивает формирование образов предметов и явлений, которые в данный момент не вызывают у нас ощущений: такие образы отражают общее, существенное в явлениях и вещах.

  1. Сознание выражается субъектом для других людей посредством языка (речь, письмо, художественная картина и т. д.). Для себя сознание обусловливает способность мыслительного диалога с самим собой, т.е. ведет к появлению самосознания, обеспечивающего оценку собственной деятельности.

  1. «Ранимость» сознания заключается в том, что длительный избыточный прием ряда веществ (кофеина, содержащегося в кофе, алкоголя, являющегося наиболее распространенным наркотиком, сильнодействующих галлюциногенов — кокаина, марихуаны) с лечебной (для снятия болей) или другой целью ведет к пристрастию и разрушению личности.

     Нейрофизиологические основы сознания.

  1. Подключение сознания обычно достигается активацией большого количества структур, причем ведущее значение имеют кора большого мозга с ближайшей подкоркой, лимбическая система, их взаимодействие. Важнейшую роль играют восходящие активирующие влияния ретикулярной формации.

  1. Для   поддержания   состояния  сознания  необходим   некий промежуточный   уровень   активности   ЦНС,   соответствующий, например,   десинхронизированной   ЭЭГ   при   бодрствовании; слишком низкая нейронная активность (например, при наркозе или коме) с ним несовместима. В то же время сознание невозможно и при чрезмерной активности нейронов; например, при эпилептических припадках (характеризующихся пиками и волнами на ЭЭГ) оно может выключаться в состоянии ярости (состояние аффекта).

  1. Минимальный период времени активации мозговых структур для осознанного восприятия сигнала составляет 100-300 мс.

  1. Наблюдения за действиями и мышлением людей с расщепленным мозгом свидетельствуют о том, что левое полушарие является базовой основой логического мышления, а правое – образного (конкретного) мышления.

Информация о работе Физиологические основы психических функций (мышление, сознание)