Цель и задачи социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

Задачи работы:
- рассмотреть объекты и субъекты социальной работы;
- изучить основные функции социальной работы;
- изучить содержание и средства социальной работы;
- рассмотреть цели и задачи социальной работы.

Содержание работы

Введение
1. Объекты и субъекты социальной работы
2. Основные функции социальной работы
3.Содержание и средства социальной работы
4. Цели и задачи социальной работы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

цели и задачи социальной работы.docx

— 43.62 Кб (Скачать файл)

-социально-медицинская –  организация работы по планированию  семьи, формированию общественного  отношения к репродуктивному  и сексуальному поведению, содействие  подготовке молодежи к семейной  жизни, овладению основами оказания  первой медицинской помощи, культуры  питания, санитарно-гигиенических  правил, правил безопасности жизнедеятельности;

-социально-педагогическая  – выявление интересов и потребностей  семей, отдельных лиц и их  групп в различных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной,  технического и художественного  творчества, семейного туризма и  т.д., привлечение к этой работе  различных учреждений, организаций,  общественно-творческих союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой  деятельности;

-организаторская – организация  той или иной деятельности, влияние  на содержание досуга, помощь  в трудоустройстве, профессиональной  ориентации и адаптации, координация  деятельности различного рода  объединений и клубов, работа  по взаимодействию клиента, семьи,  группы лиц с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями;

-социально-бытовая –  содействие в получении нуждающимися  клиентами и семьями материальной  и другой помощи, улучшении их  жилищных условий;

-психологическая – обеспечение  допустимого и целесообразного  вмешательства в дела клиента,  семьи, в процесс социализации, оказание помощи традиционным  институтам воспитания, обеспечение  связи между клиентом, семьей  и микросредой, личностью и  обществом, выполнение роли доверенного  лица клиента, семьи.

 

3.Содержание и средства  социальной работы

 

Следующим обязательным компонентом  социальной работы как системы является содержание. Оно непосредственно  вытекает из функций работы.

Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений об объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное положение, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д. Одним словом, занимается информационной работой.

На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»: оценивает  объём, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует  физические и материальные затраты  и прочее [4, c.123].

Параллельно с «диагнозом»  социальный работник выстраивает и  диагноз своей деятельности: трудно - легко ему будет работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придётся заниматься «пациентом» и т.п.

В зависимости от характера  социальной помощи (оказание, к примеру, социально-бытовой помощи одинокому  больному или снятие психологического стресса) строится и план работы, определяется её содержание и вид практической помощи. Независимо от того, является ли социальный работник организатором  или практическим работником, ему  в той или иной мере приходится заниматься управленческой деятельностью. Управление социальной работой также  составляет важный и необходимый  компонент её содержания.

Социальная работа осуществляется с помощью средств. Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются  цели деятельности. Многообразие функций  социальной работы вызывает и многообразие её средств. Перечислить их практически  невозможно. Это и слово, и авторучка, и специальные учётные бланки, и телефон, и деловые связи, и  приёмы психотерапии, и личное обаяние  и т.д.

Важно иметь в виду, чем  богаче арсенал средств, которыми располагает  и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность. Выбор  и применение тех или иных средств  целиком зависит от характера  и особенностей объекта социальной работы. Одно дело лежачий больной, другое – кормящая мать-одиночка. Набор  средств в этих случаях существенно  различается.

 

4. Цели и задачи социальной работы

 

Социальная работы немыслима  без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния  объекта, планирование, выработку и  принятие решения, учёт и контроль, координацию, организационное и  материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или практическим социальным работникам.

Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам надо много знать, причём не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества, систему управление страной и конкретно социальной работой, свои собственные права  и обязанности и своих клиентов, всё законодательство по вопросам социального  обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. Нужно знать и уметь  многое.

При этом необходимо особо  подчеркнуть, что управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке, не способных зачастую жить без посторонней  помощи. Если в случае со здоровым человеком  решение вопроса можно отложить, то в отношении больного, инвалида, человека, перенесшего тяжёлый стресс, откладывание недопустимо, так как  оно может стать причиной непоправимого  последствия [5, c.24].

Перечисленные компоненты (объект, субъект, содержание, средства, управление) составляют структуру социальной работы. Но структура – это ещё не система. Деятельность становится системой, когда  её компоненты связываются в единое целое с помощью функций и  целей.

Что представляют собой цели? Цель – образ предмета, который  человек хочет получить в результате своей деятельности. Можно ещё  сказать, что цель – это желательное для человека состояние предмета его деятельности.

Общая цель социального работника  – удовлетворить потребности  своих клиентов. Этой цели подчиняется  вся деятельность субъекта, в соответствии с ней складывается содержание, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методы социальной работы. Цель, как видно, связывает компоненты социальной работы в единое целое, делает единой системой.

К основным целям социальной работы можно отнести [5, c.25]:

-увеличение степени самостоятельности  клиентов, их способности контролировать  свою жизнь и более эффективно  разрешать возникающие проблемы;

-создание условий, в  которых клиенты могут в максимальной  мере проявить свои возможности  и получить все, что им положено  по закону;

-адаптация или реадаптация  людей в обществе;

-создание условий, при  которых человек , несмотря на  физическое увечье, душевный срыв  или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного  достоинства и уважение к себе  со стороны окружающих;

И как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость  в помощи социального работника  у пациента “отпадает”.

Забота о сохранении, восстановлении и развитии духовного, психологического, физического, социального здоровья людей стала приобретать глобальный характер и является основной целью социальной работы. Все направления социальной работы — пенсионное обеспечение пожилых людей, опека и попечительство детей и нуждающихся в ней, трудоустройство безработных, социально-медицинское страхование, защита молодежи, кризисных семей, реабилитация инвалидов и др. — в конечном итоге направлены на реализацию этой цели.

Становление социальной работы на различных этапах развития России и других стран предполагало реализацию промежуточных целей, которые прослеживаются историей социальной работы.

Первый этап в  России характеризовался развитием  благотворительности после крещения Руси. Ключевые цели этого периода — общественное призрение, содержание монастырей, церквей, богаделен, забота о бедных, строительство школ, училищ, формирование правовых основ социальной помощи.

Целями второго  этапа являлись развитие системы  общественного призрения, строительство больниц, богаделен, смирительных и сиротских домов для незаконнорожденных младенцев при Петре I, при Екатерине II — устройство и содержание народных школ, больниц, аптек, сиротских домов и домов для психически больных.

Третий этап —  послереволюционного и советского периода — включал в себя следующие цели:

• создание государственной  системы социального обеспечения  обездоленных (инвалидов, сирот, вдов, стариков);

• улучшение  снабжения населения продовольственными и промышленными товарами;

• организация  социального обеспечения и страхования, жилищного строительства, здравоохранения, курортного обслуживания.

Четвертый этап развития социальной работы включает в себя цели всех трех предыдущих периодов, а также ключевые цели нынешнего времени:

• социальная поддержка  клиентов;

я создание условий для  проявления собственных возможностей;

• адаптация  клиентов в обществе;

• увеличение степени  самоконтроля клиентов и способности  самостоятельно решать собственные проблемы;

• создание клиентам условий для их социального самоутверждения.

Для реализации поставленных целей необходимо решение  следующих задач:

  • диагностика социальных и личностных проблем;
  • консультирование и страхование;
  • социальный надзор и попечительство;
  • социальное проектирование и экспертиза социальных проектов, решений государственных органов по социальным вопросам;
  • инновационная деятельность работников;
  • социальная профилактика;
  • социальное обеспечение и помощь;
  • социальная адаптация, реабилитация и терапия;
  • посредничество по определенному кругу вопросов;
  • реклама и пропаганда, наставничество и подвижничество.

Характер основных целей и задач социальной работы требует с социального работника знакомства с широким кругом вопросе начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, медицины и педагогики и заканчивая конкретными технологиями, предполагающими наличие знаний прикладной психологии, приемов работы с клиентом.

Идея «профессионализма», задающая соответствующую модель и стандарт поведения, оказала огромное влияние на всю организацию социальной работы — от низовой до глобальной.

Цели и задачи социальной работы реализуются в  различных сферах деятельности:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • трудоустройство безработных;
  • исправительно-трудовая деятельность;
  • предприятия и организации;
  • дома-интернаты;
  • детские дома и приюты;
  • службы реабилитации;
  • службы психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи.

Несмотря на разнообразие сфер специализации (разные категории клиентов, разные стили работы, разные теоретические подходы), во всех областях социальной работы определились общие особенности, которые позволяют считать социальную работу единой системой деятельности.

 

 

 

Заключение

 

Исходя из вышеизложенного, если рассматривать социальную работу как особую систему деятельности, необходимо иметь в виду, что она состоит из субъекта, объекта, содержания, средств, управления, объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций.

Это общее представление  о системе социальной работы имеет  большое практическое значение. Какой  бы вид социальной работы не пришлось рассматривать (помощь больному, социальную защиту работающих или безработных, патронаж многодетной семьи и  т.п.), всякий раз необходимо определить особенности объекта, подобрать  особый субъект, выбрать соответствующие  средства, адекватное управление, формулировать  особенные цели, отдавать предпочтение конкретным функциям. Одним словом, обозначенный набор компонентов  системы социальной работы является необходимым. Исключение одного из них  ведёт к нарушению, ослаблению, а  то и к разрушению системы.

Информация о работе Цель и задачи социальной работы