Бронхиальная астма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 21:16, реферат

Описание работы

    Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую историю.
Уже за 1800лет до нашей эры в Индии выходили священные книги «Веды», в которых подробно описывались дыхательные упражнения, составлявшие часть религиозных церемоний. Индусы особенно широко применяли упражнения на задержку дыхания.

Содержание работы

1. Введение
2. Бронхиальная астма – вчера, сегодня, завтра
3. Определение и классификация бронхиальной астмы
4. Анатомические аспекты бронхиальной астмы
5. Лечебная физкультура и её задачи при лечении астмы
6. Метод Б. С. Толкачева
7. Заключение
8. Литература

Файлы: 1 файл

Бронхиальная астма.docx

— 33.24 Кб (Скачать файл)

 

 

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин) 

Кафедра физической культуры 

 

 

 

Реферат

Тема: «Бронхиальная астма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Бадмацыренов К. А.

Проверил: Чистотин А. И.

 

 

 

Новосибирск 2013

Содержание

 

 

 

 

   1. Введение

   2. Бронхиальная астма  – вчера, сегодня, завтра

   3. Определение и  классификация бронхиальной астмы

   4. Анатомические аспекты  бронхиальной астмы

   5. Лечебная физкультура  и её задачи при лечении  астмы

   6. Метод Б. С. Толкачева

   7. Заключение

   8. Литература

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение. Лечебная  физкультура. 
 
      Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую историю. 
        Уже за 1800лет до нашей эры в Индии выходили священные книги «Веды», в которых подробно описывались дыхательные упражнения, составлявшие часть религиозных церемоний. Индусы особенно широко применяли упражнения на задержку дыхания. 
        Известные врачи древней Греции: Геродик, Гиппократ, Асклепиад и др.- считали физические упражнения обязательным и важнейшим компонентом лечебной и профилактической медицины. 
        Позднее римские врачи, особенно Гален, в своей медицинской практике широко использовали физические упражнения. Клавдий Гален (200-131 до н.э.) с лечебной целью применял не только всякого рода гимнастические, но и спортивные упражнения. Такой подход созвучен современному взгляду на лечебную физкультуру. 
          Методы лечебной физкультуры получили развитие и в трудах гениального учёного Авиценны (980-1037) Одна из пяти книг его труда «Канон медицинских наук» посвящена вопросам лечения физическими упражнениями. 
      В этой книге Авиценна даёт обоснования к использованию физических упражнений с лечебной и профилактической целью. 
        Говоря о более позднем периоде, следует упомянуть о появлении в 1573 году первого учебника по гимнастике Меркуриалиса. 
        Известный немецкий терапевт Ф.Хофман (1660-1742) создал оригинальную систему лечения, в которой решающую роль отводил движениям. Его знаменательный афоризм звучит: « Движение – лучшая медицина тела». 
        Вторая половина девятнадцатого века ознаменовалась появлением ряда оригинальных методик, разработанных для лечения различных заболеваний, и в частности болезней органов дыхания. 
        В 1910 году швейцарские врачи Зингер и Хофбаур предложили комплекс физических упражнений для лечения бронхита, астмы и эмфиземы лёгких, который и применяли с большим успехом. 
 

 

 

  2. Бронхиальная  астма – вчера, сегодня, завтра. 
 
        Астма – одно из древнейших заболеваний человека. Описание характерных для этого состояния приступов удушья были сделаны более трёх тысячелетий назад. Астма встречается во всех населённых уголках земного шара и не делает исключений ни для каких возрастных групп. Правда, астма вела себя намного спокойней и лояльней, чем другие заболевания. Но зато в двадцатом веке этот коварный зверь открыто «выходит на охоту». Динамика медико-статистических показателей заболевания медленно, но неустанно растёт: в развитых странах число летальных исходов от астмы – 2-2,5 случаев на 100 тысяч человек, а к середине 60-70 годов заболевание принимает угрожающий характер. Медики всех стран бьют тревогу. Обсуждению этой проблемы посвящаются самые авторитетные встречи, конференции, симпозиумы. Симпозиумы в Лондоне в1958 и в 1959 г.г., Международные конференции Всемирной организации здравоохранения, на которых разработан Международный консенсус по проблемам диагностики и лечения бронхиальной астмы, в 1993, 1994, 1995 г.г. 
      Заключения врачей во многом повлияли на развитие промышленности в странах Западной Европы и Северной Америки, где принимаются серьёзные меры по улучшению экологической обстановки. Разрабатываются и выпускаются более эффективные лекарственные препараты. Идёт повсеместное наступление на болезнь. А она не спешит сдавать позиции. 
      Количество людей, страдающих бронхиальной астмой на настоящий момент – это 300 миллионов человек (от 5 до 15) мирового населения – данные Всемирной организации здравоохранения. Тенденции к снижению распространённости этой болезни нет. 
      Опубликованы интересные данные о заболеваемости астмой в различных частях земного шара. Например, на некоторых островах южной части Тихого океана астмой страдают 25-38% населения, в то же время, астма не встречается у эскимосов, и почти не встречается в высокогорных деревнях Папуа-Новой Гвинеи. 
      Положение дел в России далеко от совершенства. У нас от астмы страдает каждый   двенадцатый житель. Бронхиальная астма поражает людей в любом возрасте, но особенно часто детей. 
  В половине случаев астма начинается в детстве, в 30% случаев – у людей до 40 лет. Интересно, что среди ребятишек чаще болеют мальчики, но в зрелом возрасте разница сглаживается. Более подвержены бронхиальной астме жители больших городов.

 

 

 
 
  3. Определение  и классификация бронхиальной  астмы. 
 
        В переводе с греческого asthma   обозначает тяжёлое дыхание. Здесь и корень проблемы. Именно тяжёлое дыхание, удушье, кашель – всё это характерно для людей, страдающих бронхиальной астмой. Но что предшествует такому состоянию? Из каких составных складывается болезнь? Об этом много лет рассуждают и спорят врачи многих стран. 
        За последние 100 лет предложено много различных определений этой болезни. Современное определение звучит так: 
        Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, при котором повышается их чувствительность к многочисленным раздражителям; основным проявлением заболевания являются более или менее приступообразные нарушения бронхиальной проводимости, которые клинически выражаются в повторных эпизодах удушья, кашля и хрипов. 
        По классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения в 1992 году в Женеве, астма рассматривается как: 
 
 1. Преимущественно аллергическая астма. 
    а) аллергический бронхит 
    б) аллергический ринит с астмой 
    в) атоническая астма 
    г) экзогенная аллергическая астма 
    д) сенная лихорадка с астмой 
2. Неаллергическая астма 
  а) идиосинкразическая астма 
  б) эндогенная неаллергическая астма 
3. Смешанная астма (сочетание признаков аллергической и неаллергической астмы) 
4. Неуточнённая астма 
      а) астматический бронхит 
      б) поздно возникшая астма. 
 
 

4. Анатомические  аспекты бронхиальной астмы. 
 
        Из определения и из самого названия, астма – это заболевание, при котором в первую очередь происходит повреждение бронхов; их сужение, изменение тканей, закупорка, различные нарушения активности и т.д. 
        Бронхи входят в состав дыхательной системы человека. Являются продолжением трахеи, которая на уровне IV-V грудных позвонков делится на правый и левый главные бронхи. В области корней легких крупные бронхи (образуя так называемое бронхиальное древо) неоднократно делится, а   диаметр уменьшается. Самые тонкие бронхи заканчиваются мешочками – альвиолами. Альвиолы окружены кровеносными сосудами, и через их стенку на вдохе происходит обмен кислорода на углекислый газ. На выдохе воздух совершает обратный путь – из альвиол, по мелким бронхам в более крупные и т.д. 
      Бронхи изнутри покрыты слизистой оболочкой, которая выполняет защитную функцию – увлажняет бронхи и удаляет мелкие инородные частицы, попавшие сюда с воздухом. 
      Снаружи бронхи окружены мышечной оболочкой, которая может сокращаться и суживать просвет бронхов; в норме это защитная реакция бронхов от частиц пыли, сильных раздражителей и ядовитых веществ.   Нарушения в работе бронхов как раз и есть прямая дорога к астме. Утолщение слизистой бронхов, изменения тонуса или эластичности – всё это приводит к тому, что просвет в бронхах меняется, как правило, становится уже. Естественно, вдохнуть воздух труднее, труднее его и выдохнуть.   Слизистая оболочка бронхов отекает, утолщается, снижается транспортная функция эпителия бронхов, образуются «слизистые пробки» в просвете бронхов. Всё это проявляется в виде одышки, затруднения дыхания, непродуктивного кашля. Просвет бронхов суживается не только за счёт спазма мышц, но и за счёт отёка и скопления слизи. 
      Таким образом, на пути свободного движения воздуха по бронхам образуется препятствие в виде сужения просвета бронхов и слизистых пробок. Причём воздуху легче войти в лёгочные альвеолы, чем выйти обратно. Вот откуда одышка, странное чувство нехватки воздуха. Ведь чтобы проталкивать его через суженные бронхи, приходится тратить много сил. Кроме того, изменение тонуса бронхиальных мышц приводит к большим потерям давления в бронхах, а значит, воздушный поток нарушается, слабеет, из альвеол воздух выходит совсем плохо. 
      Параллельно с нарушением проходимости бронхов может изменяться структура объёма   лёгких. Так   развиваются ещё более тяжёлые осложнения, как лёгочные (эмфизема лёгких, лёгочная недостаточность, пневмоторакс и др.), так и внелёгочные   (дистрофия миокарда, сердечная недостаточность и др.) 
 
 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Лечебная физкультура  и её задачи при лечении  бронхиальной астмы. 
 
 
      Пропагандируя и отстаивая широкое профилактическое направление в развитии медицинской науки и практики, передовые врачи постоянно обращают внимание на важное значение гимнастики, режима, закаливания, массажа и других средств, объединяемых в наше время понятием «лечебная физкультура». 
      В последние годы возникли новые важные тенденции в развитии лечебной физкультуры. ЛФК вышла за пределы больниц и поликлиник и всё больше внедряется на спортивных площадках (группы здоровья), в плавательных бассейнах (группы лечебного плавания) и в домашних условиях. Такое направление в развитии ЛФК раскрывает большие возможности в лечении больного ребёнка. 
      Лечебной физкультурой называют комплекс средств физической культуры, применяемых к больному или ослабленному организму с лечебной и профилактической целью. 
      Правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания. 
      Существует опыт использования лечебной физкультуры при бронхиальной астме у детей и клинико-физиологический анализ применяющихся средств позволяет считать, что ЛФК может назначаться для решения следующих задач: 
    1. улучшения и нормализации бронхиальной проходимости 
    2. улучшения эвакуаторной функции бронхиального дерева 
    3. улучшения и нормализации внешнего дыхания 
    4. улучшения и восстановления нарушенных биомеханических процессов дыхательного акта,   увеличения подвижности грудной клетки и укрепления дыхательной мускулатуры 
    5. десенсибилизации организма ребёнка 
    6. нормализация основных нервных процессов 
    7. предупреждение деформации опорно-двигательного аппарата 
    8. повышение неспецифической сопротивляемости.

 

 

 

 

6. Метод Б. С. Толкачева.

Бронхиальная астма, пожалуй, самое тяжелое проявление аллергии у человека. И если ни лечением в стационаре, ни долговременным применением многочисленных мощных медицинских препаратов, специфической гипосенсибилизации, климатолечения победить ее не удается, стоит испробовать еще Одно средство – физическую культуру, успешно апробированную методику физической реабилитации детей и взрослых, страдающих этим недугом.

Период предвестников бронхиальной астмы

При инфекционно-аллергической форме бронхиальной астмы опасностью для человека становится любое ОРЗ или обострение хронического инфекционного заболевания. Поэтому нужно решить следующие основные задачи: комплексным применением определенных средств физической культуры и гигиенических мероприятий обеспечить организму нормальные физиологические условия для борьбы с инфекцией, предупредить ее дальнейшее распространение от места внедрения или хронического очага, в ходе всего течения болезни постоянно норма-лизовывать дыхание, своевременно очищать придаточные пазухи носа от патологического содержимого и качественно проводить дренаж бронхов, сохранить закаленность.

Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия: холодные и теплые водные процедуры, массаж лица в сочетании с водными процедурами, массаж грудной клетки, массаж ступней, наиболее приемлемые приемы выжимания, дыхательная гимнастика, ходьба с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания с откашливанием, своевременное переодевание больного и перестилание его постели, обильное питье. Лекарствами при этом постарайтесь не пользоваться.

При предвестниках бронхиальной астмы в течение каждых 1–1,5 ч ежедневно до выздоровления нужно совершать следующую работу.

Теплый душ или обливание (только в гигиенических целях) 2 мин.

Холодная ванна или обливание. Дозировка привычная, с учетом самочувствия больного.

Промокание тела сухим банным полотенцем.

Физическая активность в ходе воздушной ванны (.при отсутствии лихорадящего состояния) – малыши (до 3 лет) делают гимнастику с паузами для отдыха; дошкольники, школьники и взрослые босиком, полуобнаженными бегают трусцой, энергично ходят, пляшут или выполняют упражнение К.

Одевание. При ощущении тепла в босых ногах можно не обуваться.

Массаж лица в сочетании с водными процедурами – 3–4 раза (до полной или относительной нормализации носового дыхания).

 

Массаж грудной клетки в и.п.; стоя согнувшись, опираясь на кисти или предплечья; лежа на животе; лежа на спине. Суммарно 8-15 мин (в зависимости от возраста больного). Особое внимание уделить приемам выкручивание, «гусеничка», точечная вибрация на межреберных промежутках.

ВЫЖс (предельно долго, с кашлем) – б раз. Ходьба в спокойном темпе – 2 мин.

ВЫЖст или ВЫЖст-2 (предельно долго, с кашлем) – б раз.

Ходьба в спокойном темпе – 2 мин.

Массаж лица в сочетании с водными процедурами – 1–2 раза (до полной или относительной нормализации носового дыхания).

Незначительная физическая активность или отдых в постели с высоким изголовьем до следующего цикла мероприятий. В это время периодически упражняться в ДДл или ДДс и ДДст.

Методические замечания. Лишь ночью программа может быть несколько облегчена – в ходе купания успейте сделать массаж лица; после промокания тела сразу сделайте массаж грудной клетки (поглаживание, «тесто», «гусеничка», выкручивание, вибрация (5-б мин); выполните ВЫЖс (б раз) с хорошим откашливанием и ложитесь спать до наступления очередного цикла, рамки которого могут быть раздвинуты до двух часов. При ознобе нужно немедленно растереть ступни.

Очень важно помнить, что совершенный массаж лица в сочетании с водными процедурами сыграет ведущую роль в предупреждении приступа бронхиальной астмы, но при выполнении его не попадите в ловушку: всего лишь несколькими вдохами-выдохами верхом груди можно спровоцировать выраженную одышку, и поэтому каждый раз напоминайте больному о том, что дышать он должен только «животом».

Информация о работе Бронхиальная астма