Автоматизированная система регистрирования приема в стоматологической поликлинике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время информационные технологии играют важную роль практически во всех сферах человеческой деятельности. С развитием уровня бизнеса человечество все больше нуждается в соответствующих информационных системах. Сейчас невозможно представить фирму, даже самую маленькую, без компьютера в офисе. Бизнес – это очень хрупкая система, которая без участия компьютера уже не может существовать, в котором даже малейшая ошибка может стать причиной серьезных последствий вплоть до полного крушения. Для предотвращения этих ошибок и сведения их к минимуму необходим своевременный и надежный доступ к необходимой информации. На предприятии в основном компьютеры выполняют две роли:
системы, которые выполняют накопление, обработку и хранение информации – так называемые Банки Данных или серверы баз данных. Эти системы очень дороги и очень сложны в исполнении, как программная, так и аппаратная части. Над их созданием работает не один человек.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_text.doc

— 2.42 Мб (Скачать файл)

Выяснив основную часть данных, которые заказчик потребляет или поставляет, можно приступать к созданию структуры базы, то есть структуры ее основных таблиц:

1. Работа начинается с составления  генерального списка полей –  он может насчитывать десятки и даже сотни позиций.

2. В соответствии с типом данных, размещаемых в каждом поле, определяют наиболее подходящий тип для каждого поля.

3. Далее распределяют поля генерального  списка по базовым таблицам.

4. В каждой из таблиц намечают  ключевое поле. В качестве такого выбирают поле, данные в котором повторяться не могут. Для некоторой таблицы такого поля можно и не найти, но его можно создать искусственным комбинированием полей. Если в таблице вообще нет никаких полей, которые можно было бы использовать, как ключевые, всегда можно ввести дополнительное поле типа «Счетчик» – оно не может содержать повторяющихся данных по определению.

5. Далее расчерчивают связи между  таблицами -  схему данных. Существует несколько типов возможных связей между таблицами. Наиболее распространенными являются связи «один ко многим» и «один к одному». Связь между таблицами организуется на основе общего поля, причем в одной из таблиц оно обязательно должно быть ключевым, то есть на стороне «один» должно выступать ключевое поле, содержащее уникальные, неповторяющиеся значения. Значения на стороне «многие» могут повторяться. [5]

 

    1. Проектирование БД

Как было выяснено в процессе моделирования бизнес-процесса, проектирование нашей БД будет отталкиваться от следующих ключевых слов: вид медицинской услуги, дата и время проведения приема, врач, его проводящий. Для проектирования БД будем использовать СУБД Microsoft Office Access 2007.

База данных будет состоять из следующих таблиц:

    1. Клиенты (Clients)
    2. Активные клиенты (ActiveClient)
    3. Статус (Status)
    4. Специалисты (Doc)
    5. Прайс-лист (Price)
    6. Гарантии (Garantii)
    7. Тип  прайса (Prtype)
    8. Прием (Priem)

Рассмотрим структуру этих таблиц:

 

  1. Таблица «client» предназначена для хранения информации о клиентах фирмы, такой как: номер карточки, фамилия, имя отчество, номер телефона, дата рождения, адрес (рисунок 3.1).

 

Рисунок 3.1 Таблица «client» в режиме конструктора

 

  1. Таблица «ActiveClient» содержим ссылки на тех клиентов, которые были отмечены регистратором, как присутствующие на приеме в данный момент (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 Таблица «ActiveClient» в режиме конструктора

 

В поле «statusnumber» хранится  числовой код, обозначающий на какой стадии происходит прием данного клиента.

 

  1. Таблица «Status» (Рисунок 3.3) содержит расшифровку числовых кодов статуса, о которых упоминалось в предыдущей таблице (клиент только готовится к прохождению приема, клиент находится на приеме, клиент прошел прием и оформлен медсестрой).

Рисунок 3.3 Таблица «Status» в режиме конструктора

 

  1. Таблица «Doc» хранит информацию о врачах , ведущих прием в поликлинике (Рисунок 3.4). Поле «old» позволяет сделать отметку о том, что данный врач приемы больше не ведет. Однако чтобы не нарушать целостность БД, он не удаляется, а просто скрывается.

 

Рисунок 3.4 Таблица «Doc» в режиме конструктора

 

  1. Таблица «Price» представляет собой список всех медицинских услуг, предлагаемые клиентам, с указанием цен на них, уровне актуальности (как и в случае с врачами, старые позиции прайс-листа скрываются, а не удаляются) и их типа. (Рисунок  3.5)

Рисунок 3.5 Таблица «Price» в режиме конструктора

 

  1. Таблица «Garantii» представляет собой вспомогательную таблицу, содержащую расшифровку числовых значении гарантии, используемых в таблице «Priem» (гарантия год, без гарантии и тп). (Рисунок  3.6)

Рисунок 3.6 Таблица «Garantii» в режиме конструктора

 

  1. Таблица «Prtype» представляет собой вспомогательную таблицу, содержащую информацию о том, какой прайс-лист использовался в ходе данного приема (это связано с договорами со страховыми фирмами), указываемая в таблице «Priem» . (Рисунок  3.7)

Рисунок 3.7 Таблица «Prtype» в режиме конструктора

  1. Таблица «Priem» - это таблица, в которой собираются воедино информация о приеме, и большую часть которой составляют индексированные поля. Специалист(«idd»), клиент(«Cnumb»), тип гарантии («garantnumber»),тип прайс-листа («pricetype») вводятся в виде чисел, которым соответствуют нужным записям в своих таблицах (рисунок 3.8).

Рисунок 3.8 Таблица «Priem» в режиме конструктора

 

После создания таблиц необходимо описать связи между ними.

Существует 4 типа связей:

1. «Один-к-одному» - любому экземпляру сущности А соответствует только один экземпляр сущности В, и наоборот.

2.  «Один-ко-многим» - любому экземпляру сущности А соответствует 0, 1 или несколько экземпляров сущности В, но любому экземпляру сущности В соответствует только один экземпляр сущности А.

3. «Многие-к-одному» - любому экземпляру сущности А соответствует только один экземпляр сущности В, но любому экземпляру сущности В соответствует 0, 1 или несколько экземпляров сущности А.

4.  «Многие-ко-многим» - любому экземпляру сущности А соответствует 0, 1 или несколько экземпляров сущности В, и любому экземпляру сущности В соответствует 0, 1 или несколько экземпляров сущности А. [4]

В результате получим такую схему данных:

 

 

Рисунок 3.9 Схема данных

 

    1. Среда реализации

Правильный выбор среды реализации является немаловажным фактором при разработке информационной системы. В настоящее время существует большое количество средств визуального программирования, основанных на различных алгоритмических языках. Лидерами в разработке таких средств являются фирмы Microsoft, Borland, CodeGear (до 1.07.08 была дочерней компанией Borland Software Corporation, а сейчас входит в состав Embarcadero Technologies) . Каждая из них предоставляет несколько сред визуального программирования, вот одни из них: Microsoft (Visual Studio [Visual Basic, Visual C++, …]), CodeGear (C++ Builder, Delphi) 

Для создания программного интерфейса БД была использована среда программирования Delphi. Среда программирования Delphi позволяет быстро и эффективно осуществлять подключение БД, реализованных практически на любых СУБД. Оно осуществляется через несколько посредников. Первым звеном, предоставляющим доступ к таблицам конкретной СУБД, являются провайдеры – специальные стандарты (технологии), предоставляемые разработчиками этих СУБД. В данной курсовой работе будет рассмотрен вариант подключения через ADO-технологии: в качестве поставщика услуг MS Jet 4.0 OLE DB Provider, а так же компоненты ADOQuery. Для визуализации данных были использованы следующие компоненты: Panel, ComboBox, Bitbutton, Button, Stringgrid, Tabcontrol, Valuelisteditor, Edit, Toolbar, Mainmenu, Label, Speedbutton, DateTimePicker ,DBgrid, Image, Statusbar. Для написания SQL-запросов был использован параметрический способ. [1]

 

    1. Программная реализация

 

Программа имеет интуитивно понятный любому пользователю интерфейс, реализованный с учетом того, что работник не обладает высокой квалификацией в области вычислительной техники.

После запуска программы пользователю необходимо войти, введя пароль, в один из предложенных режимов: кабинет или регистратура. Кроме того существует и третий режим – «Итоги», который доступен ограниченному лицу сотрудников, содержащий информацию об финансовых результатах приемов по каждому врачу за заданный промежуток времени.

Итак, выбрав режим «регистратура», пользователь попадает на главную форму с активной вкладкой «клиентская база»  (Рисунок 3.10).

 

Рисунок 3.10 Регистратура. Клиентская база.

Главная форма программы в режиме «регистратура» -  состоит из трех  частей: «клиентская база», «прейскурант», «информация о приемах». Пользователь может по ним перемещаться, используя вкладки с соответствующим названием в верхней части экрана.

Вкладка «клиентская база» – это основное поле деятельности регистратора. Именно здесь и происходит процесс «отправки» на прием и занесение в базу новых клиентов.

В центральной части экрана находится список всех клиентов, присутствующий в базе, отсортированные по полю  ID в убывающем порядке (это позволяет оказаться в списке выше наиболее новым записям).

При клике по записи в таблице в левой части экрана отображается более подробная информация по данному клиенту, с возможностью его редактирования или удаления.

 Под списком  клиентов, в центре экрана, также  находятся кнопки поиска нужных пациентов по фамилии либо номеру карточки и кнопка «новый клиент», позволяющая создать новую запись. После ее нажатия появится вспомогательная форма «Оформление нового клиента» (рисунок 3.11).[8]

 

Рисунок 3.11 Регистратура. Клиентская база. Оформление нового клиента.

 

В данную форму регистратор вводит основную информацию о клиенте. Номер карточки программа предложит сама (следующий после наибольшего), но регистратор может ввести и другой. Однако если он совпадет с уже существующим, соответствующее поле окраситься красным, появится сообщение внизу формы, а также кнопка «добавить клиента» станет неактивной (рисунок 3.11).

Наконец в нижней части экрана во вкладке «клиентская база» находится список клиентов, присутствующих в данный момент на приеме. Чтобы добавить туда пациента необходимо дважды нажать на соответствующую ему запись в списке, либо выбрать запись и нажать на кнопку «на приеме». Как только это будет сделано, в БД в таблице ActiveClient добавится запись, содержащая ссылку на данного клиента, и тогда медсестра, включившая программу в режиме «кабинет» на своем компьютере, подключенному к локальной сети,  сможет увидеть информацию об этом клиенте.

  Как видно из предоставленного примера  (рисунок  3.10)  в данный момент на приеме находится два пациента, но один из них подсвечен зеленым цветом. Это говорит о том, что прием этого клиента окончен, и регистратор, дважды нажав по подсвеченной строке, сможет отправить отчет, подготавливаемый автоматически, в печать. После этого клиент будет удален из списка «активных». После двойного клика по не подсвеченной строке клиент будет удален из списка сразу же, если его оформление уже не началось в кабинете.

Вкладка «прейскурант» в режиме «регистратура» содержит полный список услуг предоставляемых стоматологической поликлиникой и их цены (рисунок 3.12).

 

 

Рисунок 3.12 Регистратура. Прейскурант.

В левом верхнем углу формы находится выпадающий список, содержащий все прайс-листы поликлиники, а также данные о позициях, утративших свою актуальность.

В центральной части находится непосредственно сам список услуг и их цен, под которым расположились кнопки поиска, добавления, редактирования и удаления позиций. Поиск осуществляется в рамках выбранного прайс-листа. Слово или фраза, по которой будет осуществляется поиск, может содержатся в любой части сформулированного в прейскуранте предложения. Например, начав поиск по слову «пульпит», будут найдены все позиции, содержащие его (рисунок 3.13).

Рисунок 3.13 Регистратура. Прейскурант. Поиск услуги.

 

Отдельное слово необходимо сказать об удалении позиций прайс-листа.  При нажатии на кнопку «удалить» программа выдаст пользователю настоятельные рекомендации, суть которых сводится к тому, что лучше перенести эту позицию в список «устаревших», а не удалять ее полностью, т.к. это может нарушить целостность БД. Если регистратор последует им, то услуга поменяет свое значение в БД в таблице «Price» в поле OLD и не будет отображаться в общем списке услуг. В любой момент можно легко вернуть ее обратно, нажав на кнопку «вернуть в актуальные» (рисунок 3.14).

 

Рисунок 3.14 Регистратура. Прейскурант. Список услуг, утративших

актуальность.

 

Последняя вкладка в режиме «регистратура» - «информация о приемах» (рисунок 3.15).  Исходя из названия, здесь регистратор может найти все приемы оказанные пациенту и, если необходимо, повторно распечатать отчет.

Рисунок 3.15. Регистратура. Информация о приемах.

 

Перейдем к рассмотрению второго режима программы «Кабинет» (рисунок 3.16).  Данный режим заключается в пошаговом оформлении приема, осуществляемом медсестрой за компьютером, расположенным в кабинете и подключенным к локальной сети.

На рисунке 3.16 представлен первый шаг этого процесса. Здесь медсестра видит окно со списком «активных» пациентов, которых внес туда регистратор. Под ним находится кнопка «обновить», которая помогает поддерживать список в актуальном виде. Найдя в нем нужного пациента, медсестра выбирает его, кликнув на соответствующую строку и, не забыв до этого указать врача в верхнем выпадающем списке, нажимает кнопку далее.

 

Рисунок 3.16 Кабинет. Оформление приема. Шаг 1.

 

Совершив эти действия, медсестра переходит ко второму шагу оформления приема, в котором необходимо указать оказанные пациенту процедуры из выбранного прайс-листа (рисунок 3.17).  Осуществляется это посредством двойного клика по нужной позиции, либо по нажатию кнопки добавить. В зависимости от типа процедуры будут появляться вспомогательные окна, в которых необходимо указывать некоторые значения. К примеру, при лечении кариеса необходимо указать номер зуба, а при снятии налета - количество зубов, т.к. цена представлена за один зуб.

Информация о работе Автоматизированная система регистрирования приема в стоматологической поликлинике