Анализ проблем и достижений при взаимодействии с семьей пациента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:40, реферат

Описание работы

Этот вопрос имеет настолько важное значение, что требует специального рассмотрения. Врач находится в постоянном более или менее тесном контакте с родственниками пациента. Это происходит либо по инициативе самого врача для получения так называемого объективного анамнеза, т.е. более подробных сведений с целью разъяснений лечебных мероприятий ,особенностей режима ,либо инициатива может быть проявлена родственниками. Однако врач во все случаях, должен учитывать, что перед ним – не просто не знакомые ему до сих пор люди, с которыми приходиться иметь дело по долгу службы, но люди, так или иначе связанные с его больным. Им дорога его судьба, они сами готовы подчас на жертвы, героические поступки, лишь бы облегчать участь родного, близкого человека. Они могут быть и спокойны, но чаще они взволнованы, плачут, не находят себе место. Родственники иногда предъявляют различные претензии, спорят с врачом, осуждая его действия, суетятся, мешают врачу, раздражаются до крайних степеней. В подобных случаях от врача требуется предельное напряжение чувств и воли. И руководствоваться в своих словах, поступках опять-таки, следует исходя из соображений быть полезным больному человеку. Не нужно забывать также, что, возможно, родственники передадут больному слова врача. Нужна величайшая осмотрительность, тонкое чувство такта, большое терпение.

Содержание работы

1. Введение
2. Проблемы и трудности в семье из-за больного
3. Содержание психологической помощи семье с «проблемным» больным
4. Задачи врача в помощь семьи
5. Специфика переживания семьей болезненного состояния члена семьи
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Анализ проблем и достижений при взаимодействии с семьей пациента.docx

— 31.63 Кб (Скачать файл)

 

Этап зрелой адаптации характеризуется  принятием факта болезни, реалистичной оценкой прогноза развития заболевания  и перспектив выздоровления. В это  время все члены семьи способны адекватно воспринимать ситуацию, руководствоваться  интересами больного, устанавливать  контакты со специалистами и следовать  их советам. На уровне системы происходят структурные реорганизации, прежде всего касающиеся ролевого взаимодействия.

 

Следует подчеркнуть, что наличие  больного члена семьи может приводить  к снижению социального статуса  семьи в целом и ее отдельных  членов. Проблемное поведение больного может стать причиной того, что  семья попадает в поле внимания милиции  и медицинских учреждений. Свидетелями  отклонений в поведении становятся соседи, школа, сотрудники больного, то есть ближайшее социальное окружение. С другой стороны, члены такой  семьи сами обычно стесняются того факта, что среди них есть больной  человек, и всячески это скрывают: Образуется своеобразный замкнутый  круг: наличие в семье больного делает ее весьма чувствительной и  уязвимой в отношении оценок окружающих. Это приводит к уходу семьи  от социальных контактов, что, в свою очередь, поддерживает ощущение отверженности. Особенно чувствительны к снижению социального статуса семьи дети школьного возраста: они часто  становятся объектом насмешек, группового отвержения, что осложняет их отношения  со сверстниками.

 

Факторы, стимулирующих рост неудовлетворенности

Среди факторов, стимулирующих рост неудовлетворенности в семье  в результате болезни одного из ее членов, были выделены следующие:

1. Ощущение вины (своей и больного) за болезнь. Семья особенно  тяжело переживает болезнь, если  ее члены винят себя и больного  в том, что произошло. Степень  тяжести переживания зависит  от представлений членов семьи  и других родственников о болезни,  ее причинах и о степени  вины самого пациента в ее  возникновении и продолжении.  К. Теркельсен описывает две наиболее встречающиеся точки зрения членов семьи психически больного на причины болезни:

 

• биологическая: семьи, осознанно или неосознанно придерживающиеся этой теории, видят причины болезни в каких-то не зависящих от воли пациента изменениях в его организме. Они могут испытывать большую растерянность перед проявлениями болезни, переоценивать возможности медикаментозного лечения, их нередко терзает страх за детей (что болезнь передается генетически) или за себя (что болезнь, вопреки всем уверениям врача, заразна). В то же время они не склонны обвинять друг друга в болезни или видеть в ней наказание пациента за его действительные или мнимые грехи;

 

• психологическая: ее сторонники склонны обвинять себя и других членов семьи, самого пациента. Они могут считать, что «мать слишком опекала», «отец был слишком строг», «сестра отвергала», «брат не помогал» и т. д. и что, следовательно, все они так или иначе виноваты в том, что развилась болезнь. Кроме того, имеется определенная агрессивность и по отношению к больному («когда он хочет, он понимает», «если бы он сам постарался, дела шли бы лучше») — родственники нередко считают, что он сам виноват в том, что не выздоравливает, так как не прилагает к этому достаточных усилий. В этом случае члены семьи постепенно разделяются на обвиняющих и обвиняемых. Ради своего спокойствия они стараются не высказывать обвинений вслух и не обсуждать, кто же более всех виноват. Но скрытые взаимные обвинения могут создавать особую атмосферу тягостной тишины вокруг некоторых тем.

2. Поведение больного члена семьи.  Психическое нарушение часто  сопровождается изменениями в  поведении больного и приносит  с собой деморализацию, более  или менее глубокую утрату  самоконтроля и эмпатии по отношению к чувствам других. Так, исследования психически больных показали, что даже самое причудливое поведение больного члена семьи (несвязная речь, галлюцинации и т. п.) создает не такое сильное напряжение в семье, как его раздражительное, агрессивное поведение.

3. Длительность болезни. Как  начало болезни, так и все  ее рецидивы — значимый источник  субъективных трудностей для  семьи. Большинство психических  заболеваний имеют колебания  клинических проявлений — временные  улучшения сменяются временными  же ухудшениями. Каждое такое  изменение глубоко затрагивает  семью. Улучшение вызывает всплеск  надежд на возвращение нормальной  жизни, ухудшение порождает новое  глубокое разочарование. Лишь  накопление опыта приводит к  тому, что семья постепенно освобождается  и перестает эмоционально зависеть  от временных колебаний в ходе  болезни.

4. Степень нарушения обыденной  жизни семьи. Болезнь одного  из членов семьи приводит к  тому, что образуются функциональные  пустоты. Например, обычно отец  выполняет в семье ряд чрезвычайно  важных семейных функций, основанием  для чего служат его авторитет,  личностные качества, в силу которых  его поведение является «обучающим»  — на его примере дети учатся, как решать различные проблемы, возникающие в ходе их взаимоотношений  с окружающими; суждения отца  обладают повышенной значимостью,  убедительностью для них. Прямая  противоположность в этом отношении  ситуация, когда отец страдает  алкоголизмом или обнаруживает  психопатические черты характера.  Безвольный, агрессивный, несамостоятельный  отец, сам требующий опеки, создает  «функциональную пустоту» в процессе  воспитания.

Появление в семье больного приводит к значительному изменению ее структуры и взаимоотношений  между ее членами. Как правило, наблюдается  «расслоение» семьи на три подгруппы, члены которых в различной  степени вовлечены во взаимодействие с больным и заботу о нем:

1. Первая группа, или внутренний  слой. Представлена членом семьи,  который берет на себя роль  главного опекуна и на которого  приходится основная тяжесть  повседневного ухода, надзора,  обслуживания. Как правило, это  мать, сестра или жена. Жизнь этого  члена семьи полностью сосредоточена  на больном. Если у последнего  отсутствуют или ослаблены социальные  контакты, то этот член семьи  становится связующим звеном  между ним и миром и несет  ответственность за его социальную  адаптацию. Он постоянно думает  о потребностях и нуждах больного, заботится об их удовлетворении. Чаще всего именно этот человек  занимается поисками причин болезни  или попытками их рационального  объяснения, обращается к специалистам за помощью, читает специальную литературу и контактирует с подобными семьями с целью поддержки и получения новых знаний о болезни. Как правило, этот человек несет ответственность перед социумом за поведение больного и возможные последствия его нарушенного поведения. Такой член семьи наиболее чувствителен и больше других страдает от любого ослабления и усиления симптомов болезни.

Его жизнь наполнена постоянными  заботами о больном. Чем хуже идут дела у больного, тем больше активности требуется от опекуна, который часто  при этом жертвует своей личной жизнью и интересами.

2. Вторая группа — это члены  семьи, которые в меньшей степени  участвуют в повседневной опеке,  сохраняя возможность реализации  личных планов и интересов.  Они продолжают вести активную  социальную жизнь (работают, учатся, встречаются с друзьями и др.), но при этом их эмоциональная  связь с больным членом семьи  достаточно сильная. Им труднее  оторваться от своих многочисленных  профессиональных, учебных, личных  и других дел, вследствие чего  они часто беспокоятся, что  ухудшение состояния больного  может стать угрозой для привычного  образа жизни и их планов  на будущее. Подобные опасения  и возникающее чувство вины  могут осложнять взаимоотношения  с главным опекуном больного  члена семьи и провоцировать  защитное поведение (у них неожиданно  могут появиться «сверхважные»  профессиональные и другие внесемейные дела). В результате между главным опекуном и другими членами семьи нередко возникает отчуждение (нарушение параметра сплоченности).

3. Третью группу составляют близкие  и дальние родственники, знающие  о проблемах, связанных с больным,  интересующиеся им, однако практически  не имеющие с ним повседневного  контакта. Как правило, они обладают  собственным взглядом на происходящее, чаще всего связанным с обвинениями  в адрес главного опекуна и  других членов семьи, что может  усиливать чувство вины и беспомощность  последних.

Во время первой встречи с  семьей, имеющей «проблемного» больного, врач решает следующие задачи:

 

1. Установление контакта с семьей. Важным фактором установления  контакта с семьей с «проблемным»  пациентом является внимательное  и поддерживающее поведение врача. При первом контакте желательно, чтобы врач собрал информацию о данной семье, ее истории, истории развития ребенка. Родители могут задать интересующие их вопросы и уточнить характер предстоящей работы. Это позволяет внести определенную ясность в их ожидания.

2. Информирование родителей. На  этом этапе врач может сообщить  родителям сведения о возможности  получения помощи от других  необходимых специалистов (дефектолога,  логопеда, невропатолога, нарколога,  психиатра).

3. Предварительное выявление запроса  родителей. При необходимости  психолог оказывает помощь в  формулировании и уточнении запроса,  сообщает родителям информацию  о том, каким образом он может  быть полезен данной семье.

4. Эффективность последующих встреч  зависит от качества установленного на первой встрече контакта с семьей и ее готовности к сотрудничеству. На данном этапе консультирования актуальными являются отражение чувств и переживаний членов семьи, поддержка, эмпатическое слушание. Использование врачом вышеперечисленных технических приемов «запускает» такие терапевтические факторы, как вселение надежды, универсальность переживаний. На этом этапе врач также прибегает к конфронтации как методу психологического воздействия: указывает родителям на противоречия в их восприятии проблемы, в системе ценностей, выявляет иррациональные установки и катастрофические ожидания.

Заключение

Выясняя и открыто обсуждая возможные альтернативы решения проблемы, врач побуждает членов семьи проанализировать все возможные варианты, не навязывая своих решений, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, разобраться, какие из них подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться и принять факт болезни пациента. Составление плана действий по решению имеющихся проблем должно также помочь семье осознать, что не все проблемы разрешимы: для преодоления некоторых затруднений требуется слишком много времени; другие могут быть решены частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего воздействия.

На данном этапе происходит последовательная реализация плана решения проблем  семьи. Врач помогает ее членам строить  жизнь с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, понимая, что  существует возможность неудачи  в достижении целей. Особую важность на этом этапе приобретает поддержка  врачом позитивных изменений в жизни  семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

   1. Б.В. Петровский. «Деонтология  в медицине», М.: Медицина, 1988г.

   2. 1. Барков И.Н. I/ Актуальные  вопросы психиатрии. - 1985. - С. 58-64.

   3. 2. Гаврилова С.И. // Журн. невропатол. и психиатр. - 1987. - № 8. - С. 1187-1192.

   4. 3. Данилов Ю.М. Семейные  отношения психически больных  в позднем возрасте (в связи  с задачей вторичной психопрофилактики): Автореф, дис. ... канд. мед. наук. - Л., 1984.


Информация о работе Анализ проблем и достижений при взаимодействии с семьей пациента