Амбруаз Паре и развитие хирургии, травматологии и ортопедии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Отмеченная суеверием и догматизмом, медицина средневековой Европы не нуждалась в исследованиях. Образование охватывало сразу все науки, ограничиваясь изучением трактатов признанных авторов. Диагнозы ставились на основе анализа мочи; терапия вернулась к первобытной магии, заклинаниям, амулетам. Лекари применяли немыслимые и бесполезные, а порой даже вредные снадобья.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Образование………………………………………………………………...5
Вклад Амбруаза Паре в хирургию………………………………………...7
3.1. Первая реформа «цирульника»………………………………………...7
Ампутация – стереотип, сломанный Амбруазом Паре………………9
Вклад Амбруаза Паре в травматологию и ортопедию…………………11
Вклад Паре в акушерство………………………………………………...12
Признание Амбруаза Паре высшим светом Франции………………….14
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы………………………………………20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа № 2.docx

— 245.27 Кб (Скачать файл)

Оставив военную службу, Паре много  практиковал, внедряя в хирургию новые открытия. Он создал несколько  новых хирургических инструментов.

Кроме того, он изобрел, описал и применял искусственные конечности и суставы, впервые применил ампутацию в  области сустава, резекцию локтевого  сустава. Предложил и описал множество  ортопедических приспособлений и бандажей. Большинство протезов было изготовлено  уже после смерти медика, в соответствии с оставленными им чертежами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вклад Амбруаза Паре в травматологию и ортопедию.


Паре был первым, кто описал перелом  шейки бедра. Одним из первых он обратил  внимание на необходимость предупреждения чрезвычайно частого тогда гноекровия (сепсиса). Его важная заслуга перед  хирургией состоит еще и в  том, что он разработал и успешно  применял ряд новых оперативных  вмешательств. Так, он первым произвел резекцию локтевого сустава. Он описал операции камнесечения (хотя сам и  не производил этого вмешательства) и катаракты. Ему принадлежит  усовершенствование техники трепанации черепа и самого трепана - инструмента  для этой операции, установление рациональных показаний и противопоказаний к  этой операции.


Паре предложил использовать застойную  гиперемию в случаях замедленного образования костной мозоли при  переломах трубчатых костей. Он доказал  нерациональность производившейся  тогда «попутной» кастрации при  грыже сечениях. Ему принадлежит  идея создания ряда ортопедических аппаратов, среди которых были протезы верхних  и нижних конечностей, жестяные корсеты, корригирующая обувь и многое другое. Он разработал также новые  хирургические инструменты.

Вклад Паре в акушерство

 

Помимо создания научных трудов по анатомии, физиологии и внутренним болезням, талант Паре распространялся  на акушерство, причем не только теоретическое. В 1552 году его пригласили на службу в качестве придворного медика французского короля Генриха II. Монарх узнал об искусстве  военного цирюльника, прочитав «Руководство по извлечению младенцев как живых, так и мертвых, из чрева матери» (1549 год). Новаторством в этой области послужило описание поворота плода на ножку. Метод Паре являлся модификацией древнеиндийского способа, к сожалению, забытого за многие века. Кроме того, он проводил и описал кесарево сечение при смерти роженицы (забытое после СоранаЭфесского), вновь ввел в хирургическую практику операции по исправлению раздвоенной ("заячьей") губы, разработал метод восстановления расщепленного неба ("волчьей пасти").

В 70-е годы в западной литературе появилось большое количество работ, посвященных средневековым описаниям  чудовищ. Действительно, интерес к  монстрам весьма характерен для средневековья, хотя берет начало еще в античности, прежде всего в трактатах Аристотеля и Плиния Старшего. Принципиально  важно, что эта проблема стала  предметом изучения хирурга Амбруаза Паре. Его перу принадлежит трактат о врожденных уродствах, который историк хирургии Ж.-Ф.Мальген называет одной из самых любопытных книг французского Ренессанса. 

В трактате "О монстрах" Паре сделал попытку свести воедино сведения обо всех известных ему природных  аномалиях. Основную его часть составляют сведения о врожденных патологиях, которые его как врача интересовали в первую очередь. Но речь идет не только о человеческих патологиях: в разряд чудовищ у Паре попадают самые разноплановые явления, от сиамских близнецов до хамелеона, в разряд чудес - природные явления, такие как кометы, вулканы, землетрясения и др. Книга получилась внутренне противоречивой именно потому, что в ней нашли отражение отголоски самых разных традиций и теорий, причем не только медицинских. Трактат, если можно так выразиться, поет на разные голоса. Весь собранный материал увязывается в несколько блоков: человеческие уродства; медицинские казусы; притворство и симуляция; бестиарий; метеорологические явления; демонология. 

Многие авторы того времени считали, что рождения монстра –предзнаменование грядущих катастроф. Паре, хотя и называет монстров знаками грядущих несчастий, не фокусируется на этом, ему это не интересно. Он также не задается целью дать строгое определение монстра. Подлинный интерес он проявляет к причинам их появления. Таких причин Паре называет 13. Это слава Господня; гнев Господень; чрезмерное количество семени; слишком малое количество семени; воображение; большая или малая величина матки; поза беременной; удары по животу беременной; наследственные болезни; порча или гниль (семени); смешение семени; действия злобных нищих; демоны или дьяволы. Каждому описанному фактору соответствует определенный тип врожденной патологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признание Амбруаза Паре высшим светом Франции

Все свои сочинения Паре писал на французском языке, а не на латыни, принятом тогда языке науки. После выхода в свет трудов Паре медицинский факультет Парижского университета, относившийся к бывшему цирюльнику с плохо скрываемой ненавистью, выдвинул против него, среди прочих, и такие обвинения, что его труды написаны на французском языке, а не на латыни, что в них употребляются постыдные слова для обозначения частей половых органов, что автор использовал яды - сурьму, серу, ртуть и применял метод перевязки сосудов вместо древнего способа прижигания. Однако попытка Парижского медицинского факультета дискредитировать Амбруаза Паре не удалась, впоследствии факультет вынужден был признать его выдающимся специалистом по хирургии.

Конечно, далеко не все средневековые  хирурги были такими, как Амбруаз Паре - высококвалифицированными специалистами и уж тем более учеными. Деятельность подавляющего большинства хирургов тех времен носила хотя и эмпирический, но сугубо практический характер, что разительно отличало их от дипломированных врачей-схоластов, блистательно высмеянных Мольером в комедиях «Мнимый больной» и «Врач поневоле». Однако хирурги находились в абсолютной зависимости от дипломированных врачей. Во Франции, например, они не имели права заниматься своей деятельностью, не принеся предварительно следующей клятвы: «Поклянитесь, что вы будете повиноваться декану факультета во всех пристойных и честных делах и что вы будете оказывать почет и уважение всем докторам того же факультета, как то обязаны делать ученики». Да, хирурги вынуждены были подчиняться докторам - схоластам, а цехи хирургов - университетам, и это отрицательно сказывалось на развитии хирургической науки и практики.

Закон есть закон: во времена Средневековья  во многих странах Западной Европы было принято, что при проведении операций хирурги обязаны были для  советов и руководства приглашать «истинных врачей», которые мало что смыслили в хирургии и оставались простыми зрителями, хотя и получали за свое присутствие на операции солидный гонорар. За соблюдением этого законоположения следили очень строго, и относилось это не только к операциям у живых людей, но и к анатомическим вскрытиям.

Так, когда в 1490 г. в Падуе был  построен первый анатомический театр  и начались вскрытия трупов, секцию производили хирурги, а профессора медицины, никогда не державшие в руках хирургический нож, даже близко не подходили к секционному столу. Увы, таков был закон...

Средневековая хирургия и жизненно необходимая ей анатомия с огромным трудом «продирались» сквозь невообразимо глупые законы и нелепые запреты  того времени. Требовались, например, папские  буллы, соизволения высших административных инстанций, чтобы вскрывать трупы. В 1566 г. университет в Саламанке  всерьез обсуждал запрос Карла V: «Подобает  ли христианам - католикам вскрывать человеческие трупы?» К счастью для науки, университет дал либеральный ответ, подчеркнув, что, по мнению врачей, вскрытие трупов является непременным условием для раз- вития медицинской науки. И все же, несмотря на всевозможные препятствия, хирургия продолжала прогрессировать, чему не в последнюю очередь способствовали многочисленные войны, сопровождавшиеся немалыми потерями от холодного, а затем, еще большими, от огнестрельного оружия. Хирургов требовалось все больше, индивидуальное ученичество уже не справлялось с их под- готовкой. В XIII в. во Франции был открыт Сент-Комский колледж хирургов - его основал Жан Питар (1228-1315), лейб-медик короля Людовика Святого, которого он сопровождал в Иерусалим. Вслед за ним были открыты и другие школы, и эти учебные заведения довольно быстро приобрели хорошую репутацию. В Сент-Комском колледже, например, преподавали как теорию, так и практику хирургического искусства, колледж был и учебным заведением, и научным центром. Именно знаменитый Сент - Комский колледж предложил в 1554 г. прославленному Амбруазу Паре, входившему в цех хирургов, защитить диссертацию на французском языке, а затем признал его ученым хирургом высшего разряда. Однако медицинский факультет Парижского университета («истинные врачи») опротестовал решение колледжа, причем даже сам Амбруаз Паре, который был тогда придворным хирургом и акушером, не смог добиться отмены этого протеста.

«Истинные врачи» из Парижского университета - завистливые бездарности, чьи имена давно и без следа стерло время, не смогли или не захотели по достоинству оценить своего великого современника, одного из корифеев средневековой хирургии. Однако от этого, конечно же, слава Амбруаза Паре не померкла: он по праву вошел в историю медицины и хирургии.

Враги Паре, группировавшиеся на медицинском  факультете Сорбонны, изощренно клеветали  на великого врача, распуская слухи  о его колдовстве и связях с  нечистью, которые вполне могли привести его на костер. Другим не нравилось, что он еще в молодости принял кальвинизм и не скрывал этого. Однако тысячи парижан, а потом и сам король предпочли блистательного врача-гугенота «богобоязненным» бездарям господствующего вероисповедания. 

Во время очередной осады  второму человеку во Франции, герцогу  Гизу, обороняющиеся всадили в  голову копье. Печально воздыхающая свита потащила герцога в тыл с торчащим из башки наконечником копья, что тут поделаешь, рана жуткая, помрет герцог… Ничего подобного: мэтр Амбруаз Паре взял кузнечные клещи, наступил герцогу на грудь и силой вырвал наконечник. После чего остановил хлынувшую потоком кровь и зашил рану. Копье зацепило глазницу, но мозг не был задет, а герцог оказался мужчиной дюжим и выжил. После чего еще очень долго играл активную роль в политике. А на Паре в полном объеме полилась высочайшая милость королевского дома Франции. Паре был приглашен ко двору и верно служил там до последних лет жизни.

Накануне Варфоломеевской ночи он оперировал раненого бандитами адмирала Колиньи, который вскоре будет зверски убит. Осмотрев раны адмирала и главы его единоверцев, Паре начал и провел в его доме срочную операцию, которая могла лишь усугубить риск – ведь хотя рана сама по себе и не угрожала жизни, она могла привести к заражению, а антисептики еще не существовало. При ампутации пальца и извлечении застрявшей в руке пули Колиньи не выдал мук ни единым стоном. 

А еще через несколько дней свою любовь к врачу-гугеноту проявил король Карл IX, укрыв его от резни Варфоломеевской ночи. Будучи ревностным католиком, он вызвал Паре к себе и ни слова не говоря запер в своих покоях в тихой комнате на ночь, утром выпустил ничего не понимающего хирурга. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В течение многих веков дипломированные  врачи неохотно брались за тяжелую  хирургическую работу, брезгливо  уклоняясь от всего того, что могло  бы их унизить в глазах публики, и  особенно от процедур, требовавших  приложения собственных рук. В случае «вульгарных» хирургических вмешательств, врач всецело предоставлял хирургам право делать разрезы, прижигания, ставить  пластыри, пускать кровь и т. д.

Врач считал ниже своего достоинства  заниматься подобными «грязными» делами. Тем не менее он обязан был изучать хирургию, знание которой было ему крайне необходимо при руководстве сложной операцией, как, например, трепанация черепа, ампутация, которые могли повлечь опасное кровотечение, и, наконец, врач осуществлял контроль, чтобы хирург, например, при удалении грыжи случайно не произвел кастрацию.

Действия хирургов были ограничены и другими запретами, что сказывалось  и на их авторитете, и признании  заслуг. Так, они не имели права  назначать принимаемые внутрь лекарства, а если больному требовалась операция - решающее слово принадлежало врачу. В случаях судебно-медицинских  вскрытий, исследования ранений врач всегда имел преимущество перед хирургом, являвшимся в этих делах лишь помощником врача. Врач обязан был вести наблюдения за состоянием инструментов, пластырей  и мазей, применяемых хирургом.

Итак, главное зло, от которого по-настоящему страдала хирургия заключалась в том, что положение хирурга было намного ниже, чем статус врача. Хирурги были возмущены, что присутствующий и ничего не делающий при операции врач получал гораздо большие гонорары, чем они, трудившиеся в поте лица.

Одним из первых французских хирургов, получивших широкую известность  и обративших внимание на положение  хирургов, был Амбруаз Паре, который занимает такое же место в истории хирургии, как Везалий в истории анатомии.

Заложив семя своей мечты, Паре, проучившись  у сельского цирюльника, отправляется в Париж и за 2 года усовершенствует  свои навыки в больнице Отель-Дье. Вернувшись в 1539 из армии, сдал экзамен на звание "мастера цирюльника-хирурга". Занимался анатомией у известного французского анатома Сильвиуса. В 1545 опубликовал свой первый научный труд Метод лечения ран (La Mthode de traicter les playes). В 1554 был принят в высшее сословное объединение хирургов "братство св. Косьмы и Дамиана". Был личным хирургом четырех французских королей - Генриха II, Франциска II, Карла IX и Генриха III. В 1573 опубликовал две книги о хирургии (Deux Livres de chirurgie). Вклад Паре в современную медицину не исчерпывается усовершенствованиями методов лечения огнестрельных ран. Он успешно применял при операциях перевязывание сосудов нитью, показал, что проводить ампутацию необходимо в здоровых тканях, впервые применил ампутацию в области сустава, резекцию локтевого сустава. Предложил и описал множество ортопедических приспособлений и бандажей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы.

  1. Верхратский С.А., - История медицины. М. 1983
  2. Верхратский С.А., Заблудовский П.Е., – История медицины. К. 1991.
  3. Грицак Е.Н. – Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с., ил.(32).
  4. История медицины (под ред. Б.Д.Петрова). М., 1954.
  5. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. - М., 2000.
  6. Петровский Б.В. Большая медицинская энциклопедия, М., - 1982.
  7. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. – 2-е изд., переработ. и дополн. – М.: ПАИМС, 1994. – 384 с., ил., табл., схемы, библиогр. 
  8. http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=23270

Информация о работе Амбруаз Паре и развитие хирургии, травматологии и ортопедии