Игры животных и игры детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 11:59, реферат

Описание работы

Как и у человека, игра у животных включает широкий круг видов деятельности: от двигательной активности до сложных, иногда неповторимых сценариев. Вопросы о том, какова природа игры, какие психические процессы лежат в ее основе, насколько и в чем игры животных похожи на игры ребенка, изучают психологи разных направлений (зоопсихология, сравнительная психология). Помимо психологов исследованием этой проблемы занимались специалисты-этологи, уделявшие внимание отличию игры от других форм поведения, в особенности от исследовательского. Благодаря их работам собран также обширный материал по сравнительной характеристике игр животных в естественной среде обитания.

Содержание работы

1. Введение 3

2.Основная часть 4

3. Заключение 14

4. Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУВПО «Самарский государственный университет»

 

 

Психологический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: Игры животных и игры детей

 

по предмету «Антропология»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр.13102.30

Елтукова Елена

Александровна

 

Проверил:

Герасимов Юрий

Леонидович.

 

 

 

 

 

 

Самара 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение                                                    3

 

2.Основная часть                                            4

 

3. Заключение                                               14

 

4. Список  использованной литературы         16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Детеныши млекопитающих проводят, играя, много времени – их игра представляет собой сложный комплекс поведенческих актов, которые вместе и составляют основное содержание поведения молодого животного до наступления половой зрелости. Взрослые периодически тоже могут играть, но с возрастом эта потребность ослабевает.

Как и у человека, игра у животных включает широкий  круг видов деятельности: от двигательной активности до сложных, иногда неповторимых сценариев. Вопросы о том, какова природа игры, какие психические процессы лежат в ее основе, насколько и в чем игры животных похожи на игры ребенка, изучают психологи разных направлений (зоопсихология, сравнительная психология). Помимо психологов исследованием этой проблемы занимались специалисты-этологи, уделявшие внимание отличию игры от других форм поведения, в особенности от исследовательского. Благодаря их работам собран также обширный материал по сравнительной характеристике игр животных в естественной среде обитания.

Распространено  мнение, что игра позволяет детенышам  практиковаться и совершенствоваться в выполнении двигательных актов  и в общественных взаимодействиях, которые будут необходимы им во взрослой жизни. Кроме того, игра, по-видимому, обогащает животное информацией об окружающей среде.

Многие формы  игры сходны с исследовательским  поведением, другие – с социальным, охотничьим, половым и репродуктивным.

 

2. Одно из наиболее распространенных ранее и бытующих до сих пор представлений состоит в том, что игра молодых животных – это физическое упражнение, необходимое для формирования соответствующих форм поведения.

К.Э. Фабри осуществил подробный анализ не только психологических теорий игры животных, но также и представлений, развиваемых этологами. Он предложил собственную концепцию, согласно которой игра представляется не какой-то особой категорией поведения, а совокупностью ювенильных проявлений «обычных» форм поведения. Иными словами, «игра это не образец взрослого поведения; а само поведение в процессе своего становления».1

Подвижные игры занимают важнейшее место в  развлечениях детеныша шимпанзе, в  каких бы условиях он ни рос. Играя  с людьми, он, как и дети, предпочитает убегать, а не догонять. И детеныш  шимпанзе, и ребенок одинаково  любят любые способы передвижения, и чем быстрее, тем лучше. Оба они, как впоследствии все обезьяны, обучавшиеся языкам-посредникам, обожали передвигаться верхом на взрослых. Как и дети, некоторые шимпанзе могут научиться ездить на велосипеде и очень любят это занятие. Одно из постоянных развлечений – передвижение предметов, например скатывание их по наклонной поверхности, желательно с шумом и треском. Ладыгина-Котс отмечает также стремление шимпанзе к играм с легкоподвижными предметами, прежде всего мячами. В природе шимпанзе используют для этого крупные круглые орехи или плоды. И ребенок, и шимпанзе, как только начинают ходить, стараются толкать перед собой какие-нибудь предметы. Позднее они возят игрушки за собой. Иони, например, брал на прогулку шарик на веревочке, а Вики, во Играя в прятки, оба предпочитают более пассивную роль – прятание, нежели более активную – отыскивание, которую они порой не умеют осуществить. При этом детеныш шимпанзе прячется гораздо лучше, чем дитя человека, чьи действия скорее условны: ребенок лишь заходит за кресло, закрывает глаза руками, прячется головкой в колени матери и т.п. Только в возрасте около 3 лет ребенок начинает прятаться по-настоящему

Игра шимпанзе в прятки описана неоднократно. Стоит  упомянуть, что Уошо, первая обезьяна, обученная амслену – языку жестов (языку-посреднику для общения с человеком), не только охотно играла в прятки, но даже изобрела собственный жестовый знак для приглашения к этой игре.

Как и дитя человека, детеныш шимпанзе (в любых условиях воспитания) с азартом отдается играм, включающим элементы соревнования, будь то бег, перехватывание предметов, преодоление препятствий. Более того, Иони активно создавал трудные для себя ситуации, которые нужно преодолевать, сооружая ловушки, петли и т.п.

В онтогенезе ребенка стремление к соревнованию, основанное на самолюбии и честолюбии, проявляется очень рано и властно, и оно-то в большей степени, чем другие виды деятельности, совершенствует психические и физические силы и способности ребенка. При этом детеныш шимпанзе оказывается, по наблюдениям автора, более выносливым, чем ребенок, который при неудаче огорчается гораздо сильнее, чем шимпанзе. Эта большая психическая ранимость ребенка, которая обнаруживается в актах, не имеющих жизненно важного значения, указывает на дивергенцию развития психики обоих малышей в более тонких психических чертах при сходстве основного диапазона и характера игрового поведения.

И одиночные, и  групповые игры детенышей антропоидов  зачастую включают элементы хитрости и обмана. Как пишет Ладыгина-Котс, и ребенок, и детеныш шимпанзе применяют разные приемы и проявляет предусмотрительность, чтобы заставить партнера избрать окольный путь для выполнения желаемого действия или невыполнения нежелаемого. Оба они учитывают последствия этих своих действий и соответствующим образом организуют поведение. Попадая впросак, детеныш шимпанзе, подобно ребенку, не умеет еще исправить положение, наивно обнаруживая всю призрачность своей лжи. Подобные свойства присущи и играм антропоидов в естественной среде обитания. Д.Фосси наблюдала детеныша гориллы, который регулярно затевал возню и драки около спящего вожака, а когда тот начинал просыпаться, изображал полную невинность и наблюдал, как тот расправляется с другими. Особый вариант подвижных игр – игры с животными. Известно, как оживленно и многообразно играют дети с кошками и собаками. И Иони, и Руди очень охотно включали в свои игры живых животных. Как и большинство детей, Руди пытался вовлечь животное в сферу своих интересов: предлагал кошке играть своими игрушками, объяснял, как ими играть. С возрастом игры усложнялись, мальчик разыгрывал тщательно спланированные сценарии. В отличие от него, в игре Иони преобладало желание проявить произвол и власть, преследуя, тиская, всячески истязая живую игрушку.2 Сходную картину обнаружила Гудолл, наблюдая за играми детенышей вольных шимпанзе с павианами. Такие игры очень распространены и всегда очень агрессивны, а в ряде случаев детеныши шимпанзе переходили от игры к направленному метанию камней и сучьев. Когда павианы начинали убегать, шимпанзе устраивали им вслед угрожающие демонстрации, продолжая размахивать палками или швыряя их. Иногда такая игра переходила в драку, и их разнимали взрослые обоих видов. Эту форму поведения описывают как агрессивную игру, причем степень агрессии зависит от возраста и пола участвующих в ней шимпанзе, а ее интенсивность оценивают по реакции партнеров – павианов.3

Впрочем, описаны  и другие случаи. Молодой орангутан  Гуа в опыте супругов Келлог, а  также шимпанзе Элли и Люси, которых  обучали амслену, довольно мирно играли с кошками. Люси «усыновила» одну из них и обращалась с ней, как с живой куклой.

Ладыгина-Котс отмечает, что одно из характерных развлечений  ребенка – созерцание движения. И подобно тому, как ребенок, начиная  с 4 месяцев, не отрывая глаз, следит за действиями взрослых и всем, что происходит вокруг, так и детеныш шимпанзе проявляет интерес к движущимся в поле зрения предметам, подвижным игрушкам и т.п. А в природе детеныши, например, часто играют с муравьями, следят за ними, когда те ползают по стволу вверх и вниз, давят их или протыкают тоненькими прутиками, пока их матери заняты кормежкой. Как пишет Гудолл, их забавляет вид бегущих «ручейков» маленьких насекомых.

По наблюдениям  Д.Фосси, один из детенышей вольных  горилл развлекался ловлей жужжащих вокруг него мух. Если ему удавалось поймать муху, он долго ее рассматривал, держа двумя пальцами, потом начинал разрывать на мелкие кусочки, внимательно их разглядывая и отбрасывая. Чем дольше длился процесс «препаровки», тем сосредоточеннее становилось лицо Пака.

Вообще все  новые ситуации, расширяющие сферу  наблюдения детенышей, очень привлекательны для них. Возможность смотреть в  окно, посещать новые места, смотреть кино и телевизор может даже служить  эффективным подкреплением при  обучении человекообразных обезьян.4

Ладыгина-Котс подробно описывает и другие «развлечения», к которым прибегают дети, а  отчасти и детеныш шимпанзе. К  ним относится «развлечение»  звуками; игры «экспериментирования» (термин Грооса), при которых используются разнообразные твердые предметы, а также вода, сыпучие вещества, огонь и различные блестящие или эластичные предметы, палки и т.д. По наблюдениям Л.А. Фирсова, шимпанзе, живущие полусвободно на озерном острове, играют на мелководье, переливая воду из ладони в ладонь.

Разглядывание картинок – одна из привычных игр для  антропоидов в неволе, однако такую  способность принято было относить за счет «развивающего» воспитания. В  опровержение этого представления  Фосси описывает, как она дала разыгравшемуся подростку-горилле номер «Нэшнл джиогрэфик», чтобы утихомирить его. Тот стал перелистывать страницы с поразительным проворством и аккуратностью, хотя делал это впервые в жизни, и внимательно рассматривал фотографии, где были крупным планом изображены лица.

Детеныши вольных шимпанзе тоже часто придумывают себе разнообразные, иногда неожиданные, развлечения, подобно тому, как это делают их собратья в неволе. Например, однажды Гудолл наблюдала, как юная самка отошла в сторону от разбушевавшихся самцов, сделала себе на земле небольшое гнездо (обычно их строят для ночлега на деревьях) и начала валяться в нем, а потом стала щекотать себе шею и смеяться.

Важную роль в дискуссиях о природе игры животных всегда играл вопрос о роли воображения и фантазии. Как уже было сказано, представление о присутствии у животных «образного фантазирования» рассматривалось (например, Д.Б. Элькониным) как дань антропоморфизму. Но, по мнению Р.Йеркса, наблюдавшего за поведением шимпанзе в лабораторной колонии в Йельском Приматологическом центре, у обезьян, «старающихся придумать, чем бы еще поразвлечься, и нередко разыгрывающих целые представления, привлекающие внимание человека, явно угадываются элементы творческого воображения». Игры с воображаемыми предметами описаны Хейсами у шимпанзе Вики, которая, как уже упоминалось, в течение довольно долгого времени изображала, что она возит на веревочке игрушку. Она придавала телу соответствующую позу, обводила отсутствующую «веревочку» вокруг препятствий и дергала ее, когда та застревала или цеплялась за воображаемое препятствие. Однажды, когда Кэти Хэйс, решив поиграть с ней, проделала то же самое, Вики была потрясена, ужасно расстроилась, а сама больше в подобные игры никогда не играла. Маленькие дети во многих случаях ведут себя подобным же образом, играя «понарошку».

Такая усложненность поведения обезьян  тоже могла бы быть истолкована как  результат особых условий жизни  в неволе, однако это предположение если и верно, то лишь отчасти, т.к. и вольноживущие шимпанзе демонстрируют аналоги таких же сложных и изощренных игр, которые расцениваются как результат развивающего воспитания. Дж.Гудолл отмечала, как в лесу, вдали от своих сородичей самцы-подростки устраивали устрашающие демонстрации, по-видимому, проигрывая ситуации, в которых они могут понадобиться (молодой самец Фиган, например, «играл в вожака»). Но настоящим вожаком в этой группе был Майкл, который добился своего высокого положения благодаря изобретательности. Он подобрал две пустые канистры из-под бензина, которые во множестве были разбросаны по кустам, и, гремя ими, исполнил угрожающую демонстрацию, обратив в бегство более сильных и старших по возрасту самцов. Подражая ему, Фиган практиковался в демонстрациях по способу Майкла – бросал пустую канистру, находясь в полном одиночестве в кустах.

Подобным  образом вольные шимпанзе «проигрывали»  и ситуации, связанные не с агрессией, а, например, с добыванием пищи. Так, 4-летняя Вунда однажды внимательно наблюдала с безопасного расстояния, как ее мать с помощью длинной палки «удила» свирепых муравьев-эцитонов, лежа на ветке, нависающей над их гнездом. Через некоторое время Вунда подобрала небольшой прутик, взгромоздилась на нижнюю ветвь небольшого деревца, скопировав позу матери, и опустила свое миниатюрное орудие вниз, по-видимому, воображая, что там гнездо.5

Таким образом, наиболее близкие к игре ребенка игры, связанные с работой  воображения и требующие оперирования мысленными представлениями, не могут считаться только следствием особого воспитания в «развивающей» среде, но, по-видимому, составляют черту поведения, изначально присущую всем человекообразным обезьянам.

Большинство данных об игре человекообразных обезьян  получено в исследованиях на шимпанзе. Сведений об игре других видов антропоидов существенно меньше, но в целом они совпадают с описанными выше. В качестве подтверждения можно привести уже частично процитированные наблюдения Дж.Шаллера и Д.Фосси за группами горилл в природе. Гориллы начинают играть с 3-месячного возраста, а угасает потребность в игре к 6 годам. Взрослые животные играют крайне редко, но и молодые животные тоже играют далеко не всегда, что отражает присущую этому виду человекообразных обезьян сдержанность. Детеныши играют чаще в одиночку. Преобладают подвижные игры (раскачивание, погони, кувыркание, борьба). В играх малыши-гориллы впервые начинают взаимодействовать друг с другом. Одна из игр, не отмеченных Гудолл у шимпанзе, – «делай, как я». В ней особенно ярко выступает столь свойственная человекообразным обезьянам способность к подражанию. Другая – когда детеныш занимает наиболее выгодную позицию на пне или в кустах и отбивается от нападающих, применяя любые приемы. Однако и в этой игре, и во всех других играх с участием и малышей, и подростков первые никогда не получают серьезных ран, т.к. подростки сдерживают свою силу. Если игра становится слишком буйной, детеныш принимает позу покорности – сжимается в комок и подставляет противнику спину.

Информация о работе Игры животных и игры детей