Брачное поведение животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 21:40, реферат

Описание работы

Но только ли половой инстинкт имеет место при брачном поведении? Зачем тогда нужны брачные игры? Почему животные не могут спариваться без этих игр? Оказывается не всё так просто. Ведь для спаривания необходим физический контакт двух особей разного пола. Но в мире животных прикосновение к телу означает, что тебя поймали, к тому же если одна из особей оказывается в беспомощном положении. Защитная реакция при этом основана на инстинкте агрессии. Выходит, что для того, чтобы спариться, самке приходится умиротворять самца (а иногда и самцу приходится умиротворять самку).

Содержание работы

Введение……………………………………...……………………………...3
Функции брачного поведения животных…….……………………………5
Возникновение брачного ритуала в филогенезе...……………………….10
Брачное поведение разных животных…………………………………....12
Опасности брачных отношений………………………...………………...18
Заключение………………………………...………………………………22
Список использованной литературы………...……………….…………..24

Файлы: 1 файл

зоопсихология.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

У волков и гренландских ездовых собак с преобладающей  волчьей кровью этот рыцарственный  самоконтроль распространяется на самок  только собственной стаи, но у собак  с преобладающей шакальей кровью он действует в присутствии любой самки, даже совершенно незнакомой. Кобель чау-чау занимает промежуточное положение: если он всегда находится в обществе своих родственниц, с сукой шакальей крови он может обойтись довольно грубо, хотя я не знаю случая, чтобы он укусил ее по-настоящему". И далее продолжает, что когда на кобеля нападает сука "он не может ни кусаться, ни даже рычать, однако приблизиться к агрессивной самке его толкает несравненно более сильный импульс, и конфликт между мужским достоинством, страхом перед острыми зубами противницы и силой его сексуальных побуждений порождает поведение, которое иногда превращается в настоящую пародию на человеческое. Смешным старого пса делает главным образом игривость, "галантность", которую я описал выше. Когда такой зверь, давно уже вышедший из щенячьего возраста, начинает изъясняться в любви, ритмично перебирая передними лапами и прыгая взад и вперед, даже наименее склонный к антропоморфизму наблюдатель невольно начинает проводить определенные сравнения, чему способствует и поведение суки, которая, зная, что ее ухажер все стерпит, ведет себя весьма высокомерно". Замечательно точно сказано, не правда ли? И что особенно интересно - отмечена бросающаяся в глаза аналогия с человеческим поведением... Мы приведем еще один небольшой отрывок из того же источника, описывающий феномен натравливания у собак. И здесь К.Лоренц отмечает большое сходство с поведением человека: "Суки, присутствующие при встрече кобелей, равных по силе и рангу, ведут себя особым образом. Сюзи, супруга Волка, совершенно явно хочет, чтобы началась драка; активно она супругу не помогает, но ей нравится смотреть, как он берет верх над другим псом. Она дважды прибегала к коварной хитрости, чтобы достичь своей цели. Волк стоял головой к хвосту рядом с псом-чужаком. Сюзи осторожно, но с большим любопытством крутилась возле них, они же не обращали на нее никакого внимания, поскольку она была сукой. Вдруг она безмолвно, но энергично кусала супруга за заднюю часть, подставленную противнику. Волк, считая, что тот в нарушение всех древних собачьих обычаев нагло укусил его за зад во время обнюхивания, тотчас набрасывался на святотатца. Второй пес, естественно, рассматривал это нападение как столь же непростительное нарушение ритуала, и завязывалась на редкость свирепая драка".

Нам нужно отметить еще парочку особенностей брачного поведения высокоорганизованных животных, которые остались не охвачены примерами. Коснемся вкратце феномена быстрого спаривания, замеченного у некоторых птиц (полевых воробьев, чаек) и млекопитающих (собак, приматов). Суть его состоит в том, что самка после спаривания со своим самцом вдруг позволяет спариваться с ней другим самцам, ранее отвергнутым. Это, напоминающее оргию, явление наблюдается даже у тех видов, где самцы очень ревнивы, пытаются помешать "измене" и впоследствии могут убить не своего детеныша. Явление быстрого спаривания не нашло пока убедительного объяснения. Если быстрое спаривание разыгрывается фактически на глазах у супруга, то обычные "измены" партнеров друг другу происходят "на стороне". Хотя мужской пол, как правило, более активен в этом вопросе, женский пол тоже не остается в долгу. И в результате самки многих "социально моногамных" видов (живущих постоянной парой) рождают потомство от разных отцов. Это оказывается более выгодным с точки зрения генетического разнообразия. Второе явление, которое достойно упоминания, это - поощрительное спаривание. Оно замечено у хищных птиц и нечеловекообразных приматов, у которых развит групповой брак. Самка удерживает самца для своих целей и стимулирует его на добычу пищи, захват территории, награждая разрешением спариваться с ней. При этом соблюдается прямая зависимость: чем больше самец угодил самке, тем больше она угождает ему "доступом к телу". Фактически, это можно назвать проституцией среди животных.

Итак, большинство известных примеров иллюстрирует половую асимметрию и подтверждает тезис о том, что в брачных отношениях мужские особи подвергаются большим опасностям, чем женские. И опасности эти исходят от самцов-соперников и от желаемых самок. Не стоит, конечно, преувеличивать этот факт. Ибо чем более высокоразвит вид, чем более он склонен проявлять заботу о потомстве, тем ощутимее следующая тенденция: абсолютно без самок остаются совсем уж никчемные самцы. Но это лишь в среднем и в зависимости от конкретных условий жизни данного вида и сложившейся иерархии взаимоотношений. В неблагоприятных условиях, например, при недостатке пищи, при скученности на малой территории или при действии других стрессовых факторов, иерархия может стать жестче, самцы - агрессивнее подавлять соперников, а у некоторых видов животных самцы даже способны проявлять агрессивность и жестокость к самке и детенышам. Известны факты, когда самцы кенара убивают свою самку, разрушают гнездо и разбивают кладку; самец кенгуру в состоянии полового возбуждения может убить самку и детенышей; самец верблюда в период течки самки кусает всех, в том числе и ее; самец бурого медведя может разорвать самку и ее детенышей (факт этот упоминается в известной повести Г.А.Федосеева "Злой Дух Ямбуя"). Эти случаи можно отнести к нарушениям брачного поведения, вызванным неблагоприятными обстоятельствами.

Существует еще такой  феномен, как агрессивность взрослых самцов к детенышам, особенно чужим. Мы вкратце уже упоминали, что  у некоторых видов высокоорганизованных животных (даже у приматов) самец может убить чужого детеныша. У африканских львов это даже закон. И самки многих видов, кроме львов, стараются защитить детенышей или вырабатывают поведение, вводящее самцов в заблуждение насчет истинного отцовства.

Заключение.

Итак, на основании  проделанной работы можно сделать  несколько выводов.

Во-первых, животные ввиду  ряда причин не могут спариваться  неограниченно. Этот вывод звучит, как  положение теории Ч. Дарвина, но он употребляется  в другом контексте, и, потому подразумевает под собой несколько другое. Здесь не имеется ввиду борьба за существование, хотя брачные поединки, конечно, функционируют как способ отбора боевого защитника семьи  для охраны потомства. Тем не менее здесь говорится о том, что особи разных видов не могут скрещиваться между собой, потому что последовательность реакций составляющих брачный ритуал, периоды размножения и способы привлечения неодинаковы. Не совместимы органы размножения разных животных. То есть брачные ритуалы дают возможность спариваться только особям одного вида.

Во-вторых, брачный ритуал – это набор инстинктивных  действий, образованных путём ассимиляции  основных инстинктов (размножения и  агрессии). Имеется ввиду сочетание  в брачном поведении полового инстинкта как цели и инстинкта агрессии, который будучи ассимилирован половым инстинктом из препятствия превратился в средство достижения цели.

В-третьих, рассмотрев примеры брачного поведения животных разных классов, можно сделать некоторые  выводы относительно сходства и различия в этом поведении:

· Почти во всех рассмотренных  примерах в первой стадии ухаживания присутствует зигзагообразный танец, какие-либо способы привлечения  из описанных в соответствующем  разделе, синхронизация и нигде  не доходит до спаривания цепочка  реакций между особями разных видов. То есть, можно сказать, что брачные ритуалы схожи своей структурой – во всех них действительно выполняются основные функции брачных ритуалов, описанные Н. Тинбергеном.

· В брачном поведении  животных есть множество детальных различий. Но самое важное различие заключается в том, что с повышением уровня эволюционного развития повышается уровень общественной организации. То есть, если у рыб после вымётывания икры пара распадается, то у гусей браки заключаются на долго. Хотя эта тенденция прослеживается не всегда: для волков, например, характерна анонимная стая.

Изучив примеры брачного поведения разных животных, я убедилась, что, в природе действительно  часто можно встретить зрительные демонстрации бабочек, привлекающие песни  кузнечиков, натравливание уток и много других интересных примеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Н. Тинберген «Социальное поведение животных»,
  2. К. Лоренц «Агрессия (так называемое «зло»)», Москва, изд. группа «ПРОГРЕСС», «УНИВЕРС» 1994г.;
  3. И. Акимушкин «Проблемы этологии», Москва, «Молодая Гвардия», 1985г.;
  4. К. Фабри «Основы зоопсихологии», Москва, Умк «Психология», 2001г.;
  5. Ж. Годфруа «Что такое психология» том 1, Москва, изд. «Мир», 1999г.
  6. www.zooeco.com/eco-eto/eco-eto12-3.html
  7. www.zooeco.com/etol-07.html



Информация о работе Брачное поведение животных