Закономерности и модели развития науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний о мироустройстве и их систематизацию. Она включает:
- Субъект – это ученые, научные сотрудники, специалисты, их объединения.
- Объект – это все состояние бытия, требующее изучения - явления, законы и случайности.
- Цель – это описание, объяснение, предсказание, истолкование процессов и явлений.
- Средства – это правила и методы мышления; правила и методы опытного исследования; система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность; денежно-кредитное обеспечение науки, язык, разумно-рассудочный уровень мышления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………. 3
Общие модели развития науки …………………………………………………………….6
Анализ взглядов Т.Куна на проблему революций в науке ………………………………9
Изложение идеи И.Локатоса на закономерности развития науки ……………………..11
Заключение ………………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы …………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

ксе.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

      Наиболее  значимыми теориями, составившими  основу новой парадигмы научного  знания, стали теория относительности  и квантовая механика. Теорию относительности можно квалифицировать как новую общую теорию пространства, времени и тяготения. Квантовая механика обнаружила вероятностный характер законов микромира, а также неустранимый корпускулярно-волновой дуализм (положение о том, что любые микрообъекты материи – фотоны, электроны, протоны, атомы обладают свойствами частиц – корпускул и волн) в фундаменте материи.

       В  парадигме Античной науки все  строилось на геоцентрической  системе, в парадигме Ньютоновской  науки – на гелиоцентрической системе, в парадигме после третьей научной революции Эйнштейновский переворот означил принципиальный отказ от всякого центризма вообще: «привилегированных» систем отсчета в мире нет, все они равноправны, причем любое утверждение имеет смысл только будучи «привязанным», соотнесенным с какой-либо конкретной системой отсчета. А это означает, что любое наше представление, в том числе и вся научная картина мира, релятивны, т.е. относительны.

       Классическое  естествознание опиралось и на  другие очевидные идеализированные представления, которые с микро- и мегамиром уже не согласовывались, а поэтому новая научная картина мира переосмыслила исходные понятия времени, пространства, причинности, непрерывности. Объект познания перестал восприниматься как существующий сам по себе. Его научно описание оказалось зависимым от определенных условий познания (состояния движения системы отсчета при признании постоянства скорости света, учет способа наблюдения, учет класса приборов наблюдения и пр.).

        Изменилось представление о научной картине мира. Стало понятно, что «единственно верную», абсолютно точную картину не удастся нарисовать никогда. Любая из них может обладать лишь относительной истинностью. И это верно не только для ее деталей,  но и для всей конструкции в целом.

        Итак, третья глобальная революция  в естествознании, начавшаяся с  появления принципиально новых  фундаментальных теорий – теории  относительности и квантовой  механики, привела к смене теоретико-методологических  установок во всем естествознании. Позднее, в ее рамках, произошли мини-революции в космологии (создана концепция нестационарной Вселенной), биологии (становление генетики) и др. В результате облик нынешнего естествознания весьма существенно видоизменился по сравнению с началом ХХ в. Однако исходный посыл его развития остается прежним – Энштейновским (релятивистским).

        Таким образом, три глобальные  научные революции предопределили  три длительных стадии развития  науки, каждой из которых соответствует  своя общенаучная картина мира. Это, конечно, не означает, что в истории науки важны одни лишь революции. На эволюционном этапе также делаются научные открытия, создаются новые теории и методы. Однако бесспорно, что именно роеволюционные сдвиги, затрагивающие основы фундаментальных наук, определяют общие контуры научной картины мира на длительный период. Понять роль и значение научных революций важно еще и потому, что развитие науки имеет тенденцию к ускорению. Между аристотелевской и ньютоновской революциями лежит исторический период почти в 2000 лет; Эйнштейна от Ньютона отделяют чуть более 200 лет. Некоторые ученые считают, что мы на грани новой научной революции.

        При этом научные революции  не исключают, а, напротив, предполагают  преемственность в развитии научного  знания. Сформулированный Н.Бором принцип соответствия гласит: всякая новая научная теория не отвергает начисто предшествующую, а включает ее в себя на правах частного случая, т.е. устанавливает для прежней теории ограниченную область применения. И при этом обе теории (старая и новая) могут мирно сосуществовать.  Пример: Земля имеет форму шара, но ее можно считать и плоской – к примеру, при переходе улицы. В соответствующих пределах и то, и другое верно.

         Таким образом, диалектическое  единство прерывности и непрерывности, революционности и стабильности можно считать одной из закономерностей развития науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

  1. Концепции современного естествознания/ под ред. В.Н.Лавриенко и В.П.Ратникова. - М., 2004.
  2. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
  3. Локатос Н. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
  4. Современная философия науки. М., 1996.
  5. Структура и развитие науки.- М.,1978.
  6. Философский словарь/под ред. М.М.Розенталя. М- 1975.

 

 

1 Кун Т., Структура научных революций, М., Прогресс, 1975г., стр.11.

2 Лакатос И., История науки и ее рациональные реконструкции. Структура и развитие науки.

М., Прогресс,1978, стр.219-220




Информация о работе Закономерности и модели развития науки