Закономерности и модели развития науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

Тема моей работы - закономерности и модели развития науки. Название очень точно отражает её содержание, цели и задачи. Изучить основные закономерности развития науки, ознакомиться с существующими моделями развития науки, охарактеризовать и проанализировать самые известные из них, а так же дать определение понятию «революция в науке».

Содержание работы

Введение
3
Общие модели развития науки
4
Взгляды Т. Куна на проблемы революций в науке
7
Идеи Н. Локатоса на закономерности развития науки
10
Заключение
12

Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

   Важно отметить, что эта последовательная смена моделей мотивировалась вовсе не аномальными наблюдаемыми фактами, а теоретическими и математическими затруднениями самой программы. Именно их разрешение и составляет суть «позитивной эвристики», по И. Лакатосу. Благодаря ей ученые, работающие внутри какой-либо исследовательской программы, могут долгое время игнорировать критику и противоречащие программе факты: они вправе ожидать, что решение конструктивных задач, определяемых «позитивной эвристикой», приведет в конечном счете к объяснению ныне непонятных или «непокорных» фактов. Это придает устойчивость развитию науки.

   Однако рано или поздно позитивная эвристическая сила исследовательской программы исчерпывает себя. Встает вопрос о смене программы. «Вытеснение» одной программы другой представляет собой научную революцию.

   В результате получается, что главным источником развития науки выступает конкуренция исследовательских программ, каждая из которых имеет в свою очередь внутреннюю стратегию развития (позитивную эвристику). Этот «двойной счет» развития науки и обусловливает картину непрерывного роста научного знания.

[2, с.62-64]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Выявление логики развития науки означает уяснение закономерности научного прогресса, его движущих сил, причин и исторической обусловленности. Современное видение этой проблемы существенно отличается от того, которое господствовало, пожалуй, до середины нашего столетия. Прежде полагали, что в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных открытий и все более точных теорий, создающее в итоге кумулятивный эффект на разных направлениях познания природы. Ныне логика развития науки представляется иной: она развивается не только путем непрерывного накопления новых фактов и идей - шаг за шагом, но и через фундаментальные теоретические сдвиги. В один прекрасный момент они заставляют ученых перекраивать привычную общую картину мира и перестраивать свою деятельность на базе принципиально иных мировоззренческих установок. Логику неспешной эволюции науки (шаг за шагом) сменила логика научных революций и катастрофы. Ввиду новизны и сложности проблемы в методологии науки еще не сложилось общепризнанного подхода логики развития научного знания. Таких моделей множество. Но как уже говорилось концепции Т.Куна и И.Лакатоса считаются самыми влиятельными реконструкциями логики развития науки во второй половине XX в.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Концепции современного  естествознания. / Под ред. В. Н. Лавриненко и В. П. Ратникова - М., 2006.

2. Концепции современного  естествознания. / Под ред. Т. Я. Дубнищевой - 6-е изд. перераб. и доп. - М., 2006

3. Томас   Кун   « Структура   научных  революций »   - http://krotov.info/lib_sec/11_k/kun/tomas_00.html .

4. История   науки   по   Т.   Куну -  http://www.biometrica.tomsk.ru/naukoved/kun1.htm#Heading2 .

5. Концепция   научных    революций   Т. Куна - http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000197/st099.shtml .

 

 

 




Информация о работе Закономерности и модели развития науки