Время, вечность, бесконечность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:03, реферат

Описание работы

Бесспорно, понятия "вечность", "время" и "бесконечность" принадлежат к числу самых фундаментальных и сложных характеристик материи. Не случайно поэтому еще на заре человеческой цивилизации эти категории стали предметом живейшего интереса и пристального внимания. Начиная с тех давних пор, многие выдающиеся мыслители и философские школы предлагали им свое оригинальное толкование.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
Глава I
1.1 Время…………………………………………………………….5
1.2 Опыты по изучению свойств времени……………………….11
Глава II
2.1 Вечность………………………………………………………..19
2.2 Модель вечности………………………………………………22
Глава III
3.1 Бесконечность……………………………………………………...27
Заключение ………………………………………………………..29
Список литературы………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Время вечность бесконечность.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

       Европейская модель вечности связана со структурой трансцендентального субъекта, которая представляет собой не конкретного человека во всем многообразии его проявлений, а прежде всего структуру ratio, ego cogito. Так,иерархический комплекс западной модели вечности, по которому каждый конкретный человек в принципе обладает всеобщим разумом, создает достаточные условия для того, чтобы любой человек теоретически являлся источником обратного влияния на область Вечности. 
         В-третьих, модель вечности необходимо включает структуру трансцендентального субъекта в скрытом или явном виде (т.е. даже если таковая присутствует латентно или в виде «фигуры умолчания»). Возникают эти структуры практически одновременно, поэтому кризис субъекта связан с кризисом модели вечности. 
           В-четвертых, модель вечности невозможна без комплекса представлений о загробной жизни, о смерти 7, о после-(мета-)времени, который в целом можно обозначить как трансцендентально-трансцендентную область. Эта область, будучи внутренним организующим центром модели вечности, представляет собой и референтную область культуры, В зависимости от представлений, доминирующих в культуре, эта область либо наделяется «структурами вечного» (будь то пифагорейские числа, категории европейской метафизики, иерархия богов в индуизме, и т.д.), либо остается областью сакрального умолчания, которой нельзя присвоить даже предикат существования. В этом последнем качестве она присутствует как горизонт, имея мифологический статус «границы между мирами», при этом выступая одним из миров. 
      Трансцендентальная область в качестве «резервации времени» складывается в процессе создания метафизики: метафизические категории — это следы, слепки отношений и процессов, отложенные в виде трансцендентальных структур как гарантий существования. «Где бы еще смогли разместиться науки, развлечения да и все прихотливые "цветы зла", если бы не была создана для них эта "ниша пустоты", откуда сущее уже не выносится потоками времени, поскольку потоки огибают ее или удерживаются плотиной — "откладыванием"»8. Идеи и категории — это «замороженные продукты» времени, отношения со «снятой темпоральностью». Таким образом, областями возможного расположения вечности в культуре являются прошлое и будущее. Будучи областью социокультурной идентификации, вечность непосредственно связана с комплексом представлений о смерти, также помещающейся как в область прошлого, так и будущего. Двойственность трансцендентально-трансцендентной области неизбежно влияет также на комплекс представлений о смерти, циркулирующий в культуре: с одной стороны, смерть всегда имеет «сценарии», — и именно поэтому она также и «загробная жизнь»; с другой стороны, смерть всегда остается непознаваемым Неизвестным. Смерть представляет предельную точку процесса самоидентификации, полностью трансцендентную этому процессу 9, и, соответственно, более не подвластную изменениям этого процесса. «Смерть в качестве всегда уже заранее установленной цели берет на себя роль вечности»10. В период кризиса модели вечности представления о смерти также претерпевают изменения. На индивидуальном уровне человек оказывается не обеспеченным онтологическим сохранением: для него отсутствует не просто «место на кладбище», но отсутствует само «кладбище» с «могилами предков», т.е. трансцендентальная область, референтная область культуры, в которую «уходили» предыдущие поколения. На социальном уровне разрушение трансцендентно-трансцендентальной области индуцирует представления о невозможности будущего для данной социокультурной общности, т.е. о «смерти» культуры. 
         В-пятых, поскольку модель вечности как посредник в организации времени является агентом синтеза и/или синхронизации, она должна включать пранципы той или, иной модели целостности 11 с соответствующим Комплексом проблем: соотношение единого и многого, количественного и качественного, и т.д. Различая пространственно-наглядную и временную (историческую) связь элементов культуры, можно говорить о замкнутой иерархии элементов, подверженных лишь количественным изменениям, в первом случае, и динамичном, качественно изменяющемся соположении элементов во втором случае. 
           И, наконец, в-шестых, модель вечности может включать или не включать трансцендентный остаток.: не редуцируемый элемент, «пустое пространство», которое сохраняется в культуре от заполнения любыми наглядными структурами. В различных культурах для такого сохранения используются. как правило, специфические религиозные практики. В традиционных культурах трансцендентный остаток еще не отделен вполне от трансцендентально- трансцендентной области (например, понятие «дао» в китайской культуре). Исторически первым самостоятельным трансцендентным остатком можно считать Шаббат и Йом Кипур в иудаизме 12, некоторые выделенные точки в потоке времени, единственное содержание которых — отказ от содержания (довлеющего прошлого). В христианстве таким сохранением трансцендентного остатка является «смерть для мира», постоянное возобновление этого усилия в ключевых словах христианской молитвы «не моя воля, но Твоя во мне». Стремление сохранить трансцендентный остаток в нерелигиозных концепциях порождают «Ungrund» мистиков, «вещь в себе» И. Канта, le neant («ничто») и «дыру в бытии» в концепции Ж.-П. Сартра; «ужас», с которым сталкивается Dasein у М. Хайдеггера, «еросhе» Э. Гуссерля. 
       В культурно-историческом плане трансцендентным остатком можно назвать метаисторический контекст (метаконтекст), не сводимый к любому отдельному локально- историческому контексту, прошлому или будущему. Всегда существующее искушение принять локально-исторический контекст за метаконтекст, т.е. за горизонт истории в целом, приводит к кризису референтной области культуры, ее организующего центра. Историческая актуальность не может быть замкнута в контексте или даже во множестве контекстов, как предлагает философия постмодернизма, отказываясь от референции к культурным «центризмам»; актуальное настоящее требует своего определения теперь уже в истории, а не во вневременном царстве «абсолютного духа». Однажды возникнув, как отсроченная полнота настоящего, как метаистория или смысл истории, помещенный в будущее, метаконтекст должен сохраняться как «зарезервированное ничто». 
Кризис модели вечности, в частности, европейской, означает, что данная модель вечности более не продуктивна. Она больше не функционирует в культуре как порождающая структура и референтная область, не репрезентирует адекватно цели данной культурно-исторической общности, не в состоянии выступать оператором синхронизации тотальности истории (т.е. не является референтной областью и для представлений об историческом процессе). Элементы, составляющие структуру модели вечности, разрушаются идеконструируются; перестают работать системы — гносеологические, онтологические, социально-политические, построенные на основе старого иерархического комплекса. Происходит смена научных парадигм, пересмотр ценностей и категорий, принципов политики, экономики и т.д. Решающие изменения происходят также с трансцендентально-трансцендентной областью и комплексом представлений о смерти: теперь смерть рассматривается в контексте неисторической «чистой временности»13 и больше не коренится в стабильности референтной области. Появляется неопределенность отношения ко времени, особенно к далекому будущему и мифическому прошлому. Жизнь отдельного субъекта организуется в соответствии с референтной областью, которой теперь становится все, что угодно: альтернативные культуры и религиозные культы, сектантство, наука, гедонизм, консыомернзм или цинизм как жизненные позиции. Кризис европейской модели вечности выражается также в том, что, будучи лишь абстрактным оператором синхронизации истории, она претендует на статус метаисторического контекста. Как любой метаконтекст, модель вечности провоцирует появление технологий разоблачения (центростремительных тенденций европейской мысли, начинающих как апофатические, но в конце концов переходящих в деконструирующие и центробежные). Сегодня модель вечности как референтная область культуры замещается либо созданием тотализирующих моделей по образцу классической метафизики, либо отказом от них в пользу «процессуальности», которую обеспечивает масс-медиа. Процессуальность, или темпоральность, выступает новым способом синхронизации истории, когда индивидуальные ритмы «подключаются» в идеологически генерированные потоки мирового «реального времени», создавая иллюзию причастности полноте времени и истории. Модель вечности формировалась как вневременной оператор организации накопленного времени. Основываясь на зарезервированном в прошлом мифологическом времени-эоне, модель вечности помещается над временем-хроносом, избегая будущего как бессмысленного «конца космического цикла» и настоящего как неустойчивого преходящего. Вместе с тем вневременная референтная область становится целью исторического развития; иначе говоря, целью истории в понимании классической метафизики становится выход из истории в трансцендентальную область. Цель прогресса помещается в конце «линии истории», начиная с возникновения самой идеи прогресса как секуляризированной Священной истории. В немецкой классической философии эта цель оказывается достигнутой в результате завоевания области «абсолютного духа» философской мыслью. Достижение трансцендентальной области, о котором возвестил Гегель в идее «конца философии», вызвало смятение, мировоззренческий кризис 14, последствиями которого стало разрушение референтной области «абсолютного» как цели истории, разочарование в идее прогресса и переориентировка исторического процесса. Тем не менее, необходимость в моделях вечности в культуре остается постольку, поскольку объем хронологического времени постоянно увеличивается и используется как ресурс, инструментом регулирования которого становится та или иная легитимированная модель вечности. Однако в ситуации общекультурного цинизма 15, модель вечности уже не может поддерживать пафос «смысла истории» и превращается из цели в средство. Превращение важнейшего конститутивного элемента культуры в средство влияет на ориентиры культуры, которая становится гигантской системой средств манипулирования. Таким образом, рассмотрев структуру модели вечности и ее функции в культуре, можно сделать вывод, что модель вечности, будучи устаревшим в современной культурно-исторической ситуации «культурным оператором», все же остается в культуре на правах важнейшего средства манипуляции, которое используется господствующей идеологией как выгодная ей модель организации истории.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава III

    3.1 Бесконечность

  Человек уже не раз задавался вопросом об окружающем мире о себе об его  и своём происхождении и существовании. И создал довольно много версий ответов  на эти вопросы. Рассмотрим наиболее распространенные варианты возникновения  и существования вселенной и человека, воспринимаемых человеческим интеллектом на данном уровне развития: теория большого взрыва (развитие из сингулярной или инфляционных стадий), диалектический - материализм, дарвинизм, сотворение вселенной и человека творцом, духовным началом, сотворение и существование основанное на принципе Ки (Чи) и т.д. Все эти версии в большинстве случаев описывают и понятие бесконечности, основывая на нем некоторые принципы существования и развития. Рассмотрим некоторые из этих понятий бесконечности. С точки зрения математики "бесконечность есть величина, которая постоянно возрастает, но не когда не завершается, не становится равной чему то определенному." Интерпретируем это утверждение с точки зрения физики: возрастание - это процесс связаний со временем. То есть пока существует время происходит возрастание, но если допустить отсутствие этой формы существования, то, следовательно, произойдет остановка возрастания и бесконечность станет равной чему-то определенному, то есть бесконечность станет конечной. Геометрический образ бесконечности – линия, вдоль которой можно двигаться с любой сколь угодно большой скоростью, но никогда не достичь ее конца которого нет." С физической точки зрения это утверждение означает приоритетность пространства над временем, а также, то, что форма существования пространства является бесконечной.Но так ли это? И что же такое бесконечность? "Другой моделью может служить конечный отрезок, – если скорость движения вдоль него бесконечно мала." Из этого утверждения следует, что пространство приоритетно над временем, а также то, что оно конечно. Следовательно, бесконечность становится конечной. Разберемся что такое конечное с точки зрения философии диалектического материализма. "Конечное – это все время появляющиеся и исчезающие моменты бесконечно изменения сущего." (То есть подразумевается конечность статического состояния и бесконечность времени. Но так как состояния не может быть без взаимодействий, то есть без движения, то получается, что конечное становится бесконечным.) "Истинная бесконечность, с точки зрения философии диалектического –материализма (А.Г. Спиркин ) – Это процесс, качественное многообразие, включающие в себя бесконечность пространства и времени, единство противоположностей, постоянный выход за приделы конечного, процесс его продолжения." (Процесс от лат. processus –движение вперёд, от procedo – передвигаюсь).

  Таким образом, пространство и время из этого  утверждения являются бесконечными, то есть, бесконечна материя. А понимание  бесконечного происходит через понимание  конечного которое снова таки характеризуется бесконечностью времени и пространства. То есть приходим к выводу, что бесконечность практически невозможно описать понятием конечного. Бесконечность – это то, что включает в себя бесконечность бесконечностей, то есть то, что включает в себя нескончаемое число вариаций реальности существования, как наше существование (доступное в какой –либо мере нашему восприятию и пониманию: время, пространство, форма, программа), так и другое существование (не доступное нашему восприятию и пониманию) существование которого почти невозможно понять и передать со стороны нашего существования (П.: Абсолютное небытие, вакуум см. далее), то есть определенность и неопределенность. Другими словами это обобщение всего. Бесконечность не может быть полностью воспринята человеческим интеллектом на любом его уровне развития в связи с одним из свойств бесконечности – неопределенностью нескончаемости. Хотя бесконечность включает существование человеческого интеллекта полностью воспринимаемого бесконечность. Ведь бесконечность включает принцип относительности, (хотя также включает и бесконечность без относительности) и относительно нашего существования и восприятия (материального). То, что для нас не существует нематериального совсем не означает, что его не существует. Таким образом, все, что человек может воспринять (в нашем существовании – материальном) или даже то, что он не в состоянии воспринять – существует, (существовало или будет существовать в зависимости от времени). Следовательно, существует бесконечное множество вариантов появления и существования мира и человека которые реализуются в определенных формах и системах и других видах существования как воспринимаемых нашим (материальным) интеллектом так и невоспринимых нашим интеллектом. И, следовательно, один из этих вариантов или их совокупность реализована в нас. Бесконечность включает все те законы, которые действуют в различных системах, понятиях и существованиях.  
 
 
 
 
 
 

    Заключение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  литературы.

  1. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.. 1977. С. 34.
  2. Гигерич В. Производство времени / Пер. А. Секацкого // http://bibl.ru/vi/proizvodstvo.html
  3. Секацкий А. Ловушки для времени // http://bibl.ru/lovushki_dlya.htm
  4. Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. M., СПб., 2002. С. 361.
  5. Хокинг С. Краткая история времени: От Большого Взрыва до черных дыр. М.: Мир, 1990.

     
     
     
     

Информация о работе Время, вечность, бесконечность