Вечный двигатель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:18, контрольная работа

Описание работы

На этот вопрос можно дать несколько ответов. Даже идею вечного двигателя многие считают беспочвенной фантазией и бессмыслицей, которая многих сбила с праведного пути. Физик скажет, что perpetuum mobile представляет собой двигатель, который, будучи однажды приведен в движение, сам по тебе удерживается в этом состоянии сколь угодно долго и при этом в случае необходимости способен еще совершать полезную работу.

Содержание работы

Что же такое вечный двигатель?
Наиболее ранние сведения о вечных двигателях.
Античная механика и perpetuum mobile.
Первые попытки создания вечных двигателей.
Период наивысшего расцвета идеи perpetuum mobile.
Механические вечные двигатели.
Гидравлические вечные двигатели.
Мнимые perpetuum mobile.
Мошенничество с изобретением Орфиреуса
Вечные часы из Шо-де-Фона
Perpetuum mobile из Нового Света.
Более современные вечные двигатели.
Возвращение к проблеме вечного движения в космическом веке.
Вечный двигатель — машина, которая никогда не была и не будет построена.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

Тем не менее часы Гайзера несколько раз подвергались тщательному осмотру. Наконец, в 1817 г. изобретатель вместе со своими часами предпринял путешествие во Франкфурт-на-Майне, где, находясь в крайне стесненных обстоятельствах, в скором времени и умер. После смерти Гайзера его машина в присутствии членов «Франкфуртского промышленного общества» была разобрана на части. Поскольку и на этот раз не было найдено ничего подозрительного, ее вновь собрали. Механик Табор, который занимался анализом сил, действовавших в механизме колеса Гайзера, считал, что результирующая движущая сила этого perpetuum mobile вполне достаточна для того, чтобы поддерживать непрерывный ход вечных часов в течение произвольно долгого времени.

Тайна вечного двигателя Гайзера  была совершенно случайно раскрыта участником еще одного обследования и демонтажа машины, уже знакомым нам Н. фон Поппе, который так описывал это событие:

«... и тут мне и моим коллегам представилась возможность получить в руки эту машину, разобрать ее и тщательнейшим образом все  осмотреть. При изучении отдельных ее частей мы поначалу не нашли ничего скрытого; тогда, полностью убежденные в оригинальности машины, мы стали собирать ее вновь и наконец достигли момента, когда нам оставалось лишь надеть на ось стрелки часов. И тут, когда мы случайно слегка повернули секундную ось, наше внимание привлекло одно подозрительное обстоятельство, крайне нас удивившее; впоследствии именно оно и привело к обнаружению скрытого внутри механизма. 
   К одной из стоек рамы машины вела концентрическая с секундной осью трубка в 3/4 дюйма длиной и примерно 1,5 штриха (часовая мера) толщиной, причем секундная стрелка полностью закрывала доступ к этой трубке. В той же стойке рамы к трубке был подсоединен скрытый привод, с обеих противоположных сторон связанный с маленькими звездчатыми колесиками. С помощью каждого такого колесика можно было завести небольшую узкую пружинку, похожую на часовую, но с большим числом витков. Однако, для того чтобы завести эти пружинки, нужно было предварительно снять секундную стрелку; только под ней можно было заметить маленький хвостовик квадратного сечения, на который надевался специальный заводной ключик. Все эти детали, т.е. зубчатая передача, звездочки и пружинки были весьма искусно спрятаны в особых полостях внутри стойки каркаса. Необходимое усилие пружины, которое узкая и тонкая пружинка не смогла бы обеспечить, создавалось за счет увеличения числа ее витков. 
   Точно так же, как это имеет место в механизме карманных часов без пружинного компенсатора движущей силы, с каждой указанной пружиной было связано зубчатое колесо (колесо заводного механизма), которое вращалось под действием заведенной пружины и приводило все устройство в движение. С помощью двух других зубчатых колес и передачи, размещенной на валу большого цилиндрического колеса, которое было хорошо доступно наблюдению и которое, как мы ошибочно считали, должно было относиться непосредственно к приводному механизму часов, Гайзер и осуществлял передачу движущего усилия со скрытых пружинок прямо на ось главного колеса. Сила этих пружинок складывалась с равнодействующей откидывавшихся элементов, укрепленных по ободу колеса вечного двигателя, и тем самым приводила в постоянное движение оба механизма, т.е. сам perpetuum mobile и механизм часов. После разматывания пружин неравновесие сил на колесе вечного двигателя оказывалось недостаточным для приведения всей установки в движение, и машина останавливалась. 
   Сам изобретатель этого в высшей степени хитроумного и тщательно изготовленного устройства, вероятно, до самого последнего момента надеялся, что результирующей силы откидывающихся по периметру колеса цилиндров вполне хватит для привода и самого вечного двигателя, и часов. Так же, как и те, кто позднее восхищались его машиной, он, по всей видимости, был бы крайне разочарован неудачей. Кроме того, изготовление этого устройства, несомненно, стоило ему многих трудов и потребовало значительных денежных средств. Поэтому для того, чтобы все затраченные усилия не пошли насмарку, автор и обратился к умело спрятанному механизму, с помощью которого он смог, правда обманным путем, выпутаться из затруднительного положения. В результате все, кому довелось увидеть часы Гайзера, принимали их за настоящий perpetuum mobile ».

Обоих изобретателей этих фальшивых  вечных двигателей, Орфиреуса и Гайзера, разделяло почти столетие. Правда, Орфиреус в результате своего нашумевшего по всей Европе обмана, далеко вышедшего за рамки обычных скандальных хроник, так и остался весьма яркой фигурой в истории perpetuum mobile — фигурой, в которой удивительно сочетались хитрость и недюжинный ум, примитивное жульничество и тонкая сообразительность. Вместе с тем Гайзер, хотя он и был, бесспорно, талантливым и честолюбивым ремесленником, положения и успехов Орфиреуса все же не сумел достичь. Несмотря на это, он также оказался одним из тех, кто своими трудами и изобретениями в конце концов убедили общество в главном — в том, что идея perpetuum mobile навсегда останется лишь утопией, осуществления которой можно добиться только обманным путем.

Perpetuum mobile из Нового Света.

В разделе «Период наивысшего расцвета идеи perpetuum mobile» была рассказана история жителя Филадельфии Джона Кили, который в результате своих продолжительных и таинственных экспериментов был заподозрен окружающими в попытках изобрести некий фантастический perpetuum mobile . Этот эпизод свидетельствует о том, что даже Атлантический океан не оказался серьезным препятствием для проникновения идеи вечного движения в Западное полушарие. Как известно, в середине 60-х годов XIX столетия, после окончания Гражданской войны между Севером и Югом, в Соединенных Штатах Америки резко активизировались промышленность и предпринимательство, а также оживился интерес к техническому творчеству, которое в свою очередь способствовало дальнейшему научному и техническому прогрессу в стране. При этом наряду с множеством новых полезных изобретений стали появляться многочисленные проекты и попытки построения вечных двигателей. И здесь, за океаном, как и в Европе, эти проекты обсуждались и принимались публикой без достаточной доли здорового скептицизма и надлежащей ответственности.

На чертеже ниже представлена опытная модель perpetuum mobile Джорджа Филиппса из Аллеганы (штат Калифорния), на разработку которого изобретатель потратил год напряженного труда. В полости четырех стержней, образующих крест, вставлены передвижные грузы, связанные специальными тягами с четырьмя шарами; при этом вся система якобы должна была непрерывно вращаться вокруг центральной обоймы в направлении, указанном стрелкой. Однако после многочисленных безуспешных попыток привести эту машину в движение автор совершенно отказался от работы над нею.

В 1870 г. некий Чарльз Бэтчелор из штата  Айова получил патент на самодвижущееся устройство. Главную часть этого  механизма составляли две планетарные  системы шестерен с грузами, которые вращались на длинных рычагах, связанных с шестернями-сателлитами. При этом обе системы шестерен были повернуты на 90° относительно друг друга.

Благоприятного отзыва публики  удостоился в свое время проект некоего Горация Уикхема из Чикаго. Автор даже получил на свой вечный двигатель патент. Основным узлом его было самодвижущееся устройство с тяжелым металлическим шаром, который должен был последовательно перекатываться в особых каналах внутри плеч горизонтального коромысла, качавшегося в вертикальной плоскости вокруг двух центральных цапф. Машина эта должна была работать следующим образом. Металлический шар вкатывается в одно из плеч коромысла через нижний коленчатый канал; далее, под действием веса шара плечо опускается, и шар накатывается на пружинящую направляющую с торчащим вниз пальцем. При упругом столкновении с опорой этот палец через отверстие на конце коромысла выталкивает шар в верхний прямой канал.

Оттуда под действием силы тяжести  шар переходит по наклонному пути в другое плечо коромысла. Закрепленные на опорах U-образные стальные пружины в крайних положениях придают плечам коромысла необходимый импульс, чтобы плечо, по нижнему каналу которого в этот момент катится шар, вовремя было переведено из нижнего положения в верхнее. Для преобразования колебательного во вращательное движение Уикхем применил специальный кривошипный механизм с центробежным регулятором Уатта, который обеспечивал равномерность работы всего устройства.

Машина, предложенная Генри Готцем из Нью-Олбани, относится к классу уже рассматривавшихся нами гидравлических perpetuum mobile ; упрощенная схема ее изображена на данной схеме.

 По существу она представляет  собой трубку круглого сечения,  частично заполненную двумя несмешивающимися  жидкостями — ртутью и водой. При этом высоты водяного и ртутного столбов выбираются обратно пропорциональными удельным весам этих жидкостей. Через обе жидкости в указанном стрелкой направлении движется система полых тонкостенных металлических шаров. Вес столбика шаров, опускающихся вниз по наклонному колену трубки, вдавливает нижние шары под поверхность ртути, а оттуда через изгиб трубки заставляет их продвигаться в вертикальный канал с водой, где они поднимаются на поверхность под действием архимедовой выталкивающей силы. Возникающее таким образом непрерывное движение шаров Готц собирался передавать на лопаточное колесо, связанное со шкивом. При расчете этого устройства автор пришел к выводу, что каждый шар должен весить строго 4,5 кг, — именно в этом случае результирующая сила, определяемая весом столбика опускающихся шаров за вычетом архимедовой силы, могла бы, по мнению изобретателя, последовательно проталкивать каждый шар через заполненное ртутью колено трубки.

Уильям Чейпер из Филадельфии пришел к идее гидравлического perpetuum mobile другого типа — с аналогичным принципом мы довольно часто встречаемся в литературе о вечных двигателях. Как видно из рисунка ниже, автор использовал замкнутую цепь из резиновой ленты с укрепленными на ней пробковыми поплавками.

 Одна из ветвей ленты, натянутой на концевые блоки, проходит через камеру с водой, ртутью или какой-либо другой жидкостью. Принцип работы машины Чейпера основан на действии закона Архимеда, т.е. всплывания тел в жидкости под действием выталкивающей силы. Попытаемся с помощью несложных расчетов проверить, могло ли подобное устройство работать на самом деле. Предположим, что на тонкой резиновой ленте, объемом которой по сравнению с объемом поплавков можно пренебречь, укреплено 20 поплавков кубической формы по 1 м 3 каждый. Если в воду постоянно погружены 6 поплавков, то занятый ими в камере объем вытесняет 6 м 3 воды, и, следовательно, выталкивающая сила, действующая на ленту с поплавками, окажется равной 58840Н. Против этой силы действует собственный вес поплавков, который, однако, уравновешивается весом остальных поплавков, укрепленных на другой, свободно висящей части ленты. Таким образом, лента подвергается действию направленной вверх тяги в 58840Н — эта сила, по замыслу автора, и должна приводить ее в непрерывное движение. Работа, совершаемая при каждом полуобороте ленты, равна произведению вычисленной нами силы на путь. Допустим, что длина ленты между блоками составляет 10 м, тогда результирующая работа будет равна 58840 Н х 10 м = 588400Нм. Однако, для того чтобы эта бесконечная лента постоянно двигалась, поплавки должны входить в нижнюю часть камеры и покидать ее сверху. При входе в камеру каждому поплавку необходимо преодолеть силу, обусловленную гидростатическим давлением в жидкости. Если столб воды имеет высоту, скажем, 8 м, то сила, действующая на квадратный метр фронтальной поверхности входящего в камеру поплавка, составит 78453 Н (т.е. окажется равной весу 8 м 3 воды). Тяга же поплавков вверх составляет только 58840 Н, что явно недостаточно для того, чтобы втащить поплавок в камеру через нижнее отверстие. Кроме того, необходимо, конечно, учесть еще трение в блоках и большое сопротивление, возникающее при прохождении поплавков через уплотнительные манжеты в нижней части камеры.

Поскольку мы полностью посвятили  этот раздел книги вечным двигателям, построенным за океаном, то нельзя не вспомнить самого выдающегося американского изобретателя — Томаса Альву Эдисона. Тогда, естественно, возникает вопрос — почему Эдисон, великий экспериментатор и автор многих изобретений мирового значения, не уделил никакого внимания проблеме perpetuum mobile ? Ведь известно, что он всегда использовал до конца все возможности и средства, предоставлявшиеся современной ему техникой. Дело в том, что Эдисон был не только конструктором, наделенным широчайшим кругозором, замечательной интуицией и изобретательностью, но и человеком с исключительно развитой логикой мышления — это был своего рода современный Леонардо да Винчи. А в деятельности ученых и исследователей такого уровня проблема вечного движения не находила места.

Чего-либо подобного отнюдь нельзя сказать о безымянном изобретателе из Канзаса, вечный двигатель которого изображен на данной схеме.

   Здесь автор обратился к двум хорошо известным устройствам — индукционному электростатическому генератору и электромагниту. О своем perpetuum mobile сам изобретатель говорит так: «Исследуя мою машину, всякий может убедиться, как трение — этого заклятого врага всех конструкторов perpetuum mobile — мне удалось обратить в своего верного союзника... Если же магнит определенной силы не сумеет привести в движение диск, то силу его можно увеличить, не повышая напряжения, а лишь уменьшая сопротивление обмотки магнита. С помощью электризации трением мы создаем достаточное напряжение в обмотке электромагнита, который и притянет к себе остальную арматуру; при этом цепь разомкнётся и магнитное поле исчезнет. Далее спиральная пружина вновь замыкает цепь, и весь процесс повторяется».

Как и в других подобных случаях, автор никак не объясняет, каким  способом он собирается снизить электрическое  сопротивление обмотки, успокаивая себя утверждением, что все потери на трение перейдут в процессе электризации в электростатическую энергию диска.

Вечный маятник изобретателя Д. У. Френсиса из Рединга также должен был приводиться в движение силой магнита. Правда, обычный у маятникового механизма эксцентрик автор заменил здесь постоянным магнитом. В момент максимальной амплитуды отклонения, т.е. в крайнем положении маятника, этот магнит откидывает концевую защелку, зуб которой удерживает край длинного стального сегмента, качающегося вокруг центрального штифта. Когда край сегмента притянется к магниту, вертикальный стальной язык, жестко скрепленный с сегментом, отклоняется, и его верхний конец, имеющий форму плоской пружины, отводит в сторону горизонтальный ползунок, с помощью которого сообщается необходимый двигательный импульс штоку маятника. По мере уменьшения угла отклонения маятника уменьшается и отклонение сегмента, так что, когда маятник пройдет через нейтральное положение, весь процесс вновь повторится на противоположной по амплитуде стороне. С сегодняшней точки зрения совершенно ясно, что попытка построения этого «вечного» маятника должна была обязательно закончиться неудачей, поскольку принцип действия устройства противоречит второму началу термодинамики, согласно которому невозможно полностью преобразовать энергию из одной формы в другую. Кроме того, помимо трения в оси сегмента, в маятниковом подвесе и на поверхностях зубьев защелок существенную роль играют также и аэродинамические потери, вызванные сопротивлением воздуха, а также работа, затрачиваемая на неупругую деформацию пружин.

Более современные вечные двигатели.

Информация о работе Вечный двигатель