Уровни и формы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание – это, обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование.»

Содержание работы

1. Специфика и уровни научного познания. Творческая деятельность и развитие человека.
2. Методы научного познания: эмпирические и теоретические.
3. формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по КСЕ.docx

— 48.24 Кб (Скачать файл)

Теория является средством  дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения  между высказываниями о фактах, законах  и т.д. в тех случаях, когда вне  рамок теории такие отношения  не наблюдаются.

Различаю описательные теории, математизированные, интерпретационные и дедуктивные теории.

Поворотными пунктами в истории  науки становятся и революции. Рев  в науке выражается в качественном изменении её исходных принципов, понятий, категорий, законов, теорий, т.е. в смене  научной парадигмы. Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в данном научном сообществе нормы, образцы эмпирических и теоретических  мышлений, приобретшие характер убеждений; способ выбора объекта исследования и объяснения определенной системы  фактов в форме достаточно обоснованных принципов и законов, образуют логически непротиворечивую теорию.

Меняется и категориальный статус знаний – они могут соотноситься уже не только с осуществленным опытом, но и с качественно иной практикой  будущего, а поэтому строятся в  категориях возможного и необходимого. Знания уже не формулируются только как предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах реальности “самой по себе”, и на их основе вырабатывается рецептура  будущего практического изменения объектов.

Постановка проблемы и  исследовательская программа. Люди стремятся познать то, чего они  не знают. Проблема - это вопрос, с  которым мы обращаемся к самой  природе, к жизни, к практике и  теории. Поставить проблему, порой, не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность.

Переход к науке в собственном  смысле слова был связан с двумя  переломными состояниями развития культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в культуре античного  мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и выявлении  на уровень теоретического исследования, во-вторых, с изменениями в европейской  культуре, произошедшими в эпоху  возрождения и переходу к Новому времени, когда собственно научный  способ мышления стал достоянием естествознания. Нетрудно увидеть, что речь идет о  тех мутациях в культуре, которые  обеспечивали в конечном итоге становление  техногенной цивилизации. методологии термин «гипотеза» используется в двух смыслах: как форма существования знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью, нуждаемостью в доказательстве, и как метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов, принципов, теорий. Гипотеза в первом смысле слова включается в метод гипотезы, но может употребляться и вне связи с ней.

Лучше всего представление  о методе гипотезы дает ознакомление с его структурой. Первой стадией  метода гипотезы является ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению. Первоначально  этому материалу стараются дать объяснение с помощью уже существующих в науке законов и теорий. Если таковые отсутствуют, ученый переходит  ко второй стадии — выдвижению догадки  или предположения о причинах и закономерностях данных явлений. При этом он старается пользоваться различными приемами исследования: индуктивным  наведением, аналогией, моделированием и др. Вполне допустимо, что на этой стадии выдвигается несколько объяснительных предположений, несовместимых друг с другом.

Третья стадия есть стадия оценки серьезности предположения  и отбора из множества догадок наиболее вероятной. Гипотеза проверяется прежде всего на логическую непротиворечивость, особенно если она имеет сложную форму и разворачивается в систему предположений. Далее гипотеза проверяется на совместимость с фундаментальными интертеоретическими принципами данной науки.

На четвертой стадии происходит разворачивание выдвинутого предположения  и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых следствий. На этой стадии возможна частичная  переработка гипотезы, введение в  нее с помощью мысленных экспериментов уточняющих деталей.

На пятой стадии проводится экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Гипотеза или  получает эмпирическое подтверждение, или опровергается в результате экспериментальной проверки. Однако эмпирическое подтверждение следствий  из гипотезы не гарантирует ее истинности, а опровержение одного из следствий  не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом. Все попытки построить эффективную логику подтверждения и опровержения теоретических объяснительных гипотез пока не увенчались успехом. Статус объясняющего закона, принципа или теории получает лучшая по результатам проверки из предложенных гипотез. От такой гипотезы, как правило, требуется максимальная объяснительная и предсказательная сила.

Знакомство с общей  структурой метода гипотезы позволяет  определить ее как сложный комплексный  метод познания, включающий в себя все многообразие его и форм и  направленный на установление законов, принципов и теорий.

Иногда метод гипотезы называют еще гипотетико-дедуктивным  методом, имея в виду тот факт, что  выдвижение гипотезы всегда сопровождается дедуктивным выведением из него эмпирически  проверяемых следствий. Но дедуктивные  умозаключения — не единственный логический прием, используемый в рамках метода гипотезы. При установлении степени эмпирической подтверждаемости гипотезы используются элементы индуктивной логики. Индукция используется и на стадии выдвижения догадки. Существенное место при выдвижении гипотезы имеет умозаключение по аналогии. Как уже отмечалось, на стадии развития теоретической гипотезы может использоваться и мысленный эксперимент.

Объяснительная гипотеза как предположение о законе —  не единственный вид гипотез в  науке. Существуют также «экзистенциальные» гипотезы — предположения о существовании  неизвестных науке элементарных частиц, единиц наследственности, химических элементов, новых биологических  видов и т. п. Способы выдвижения и обоснования таких гипотез  отличаются от объяснительных гипотез. Наряду с основными теоретическими гипотезами могут существовать и  вспомогательные, позволяющие приводить основную гипотезу в лучшее соответствие с опытом. Как правило, такие вспомогательные гипотезы позже элиминируются. Существуют и так называемые рабочие гипотезы, которые позволяют лучше организовать сбор эмпирического материала, но не претендуют на его объяснение.

Важнейшей разновидностью метода гипотезы является метод математической гипотезы, который характерен для  наук с высокой степенью математизации. Описанный выше метод гипотезы является методом содержательной гипотезы. В  его рамках сначала формулируются  содержательные предположения о  законах, а потом они получают соответствующее математическое выражение. В методе математической гипотезы мышление идет другим путем. Сначала для объяснения количественных зависимостей подбирается  из смежных областей науки подходящее уравнение, что часто предполагает и его видоизменение, а затем  этому уравнению пытаются дать содержательное истолкование.

Сфера применения метода математической гипотезы весьма ограничена. Он применим прежде всего в тех дисциплинах, где накоплен богатый арсенал математических средств в теоретическом исследовании. К таким дисциплинам прежде всего относится современная физика. Метод математической гипотезы был использован при открытии основных законов квантовой механики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студ. Вузов – М.: «Академия», 2003.

3. Макуха А.А. Концепция современного естествознания: Учебно-методические материалы – Новосибирск, 2004.

4. Голубинцев В.О. Концепции современного естествознания: учебное пособие – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

 


Информация о работе Уровни и формы научного познания