Учение о ноосфере. Работы В.И.Вернадского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Согласно учениям Дарвина и его последователей, с доисторических времен и по сей день длится процесс эволюции живого вещества - совокупности всех живых существ. Рассматривая развитие живого мира нашей планеты мы зачастую сознательно или бессознательно делим этот огромный исторический период на два неравных по длительности, но коренным образом отличающихся друг от друга этапа: древний доисторический мир и период существования homo sapiens - человека разумного, единственного живого вида на нашей планете, обладающего разумом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Ноосфера, как высшая стадия биосферы……………………5
ГЛАВА 2. УЧЕНИЕ В.И.ВЕРНАДСКОГО О НООСФЕРЕ……………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..14

Файлы: 1 файл

Концепция.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Не менее ярко гениальность мысли Вернадского, и его прозорливость сказалась и в подходе к другим проблемам естествознания, в том числе и в учении о ноосфере. Ведь в то время ученому нужно было раскрыть сущность явления ноосферы, предугадать направление и тенденции ее развития, установить основные проблемы, связанные с развитием науки и техники, с интенсификацией изменения окружающей Среды и увеличения силы воздействия человека на неё.

К своим первым выводам  будущего учения о ноосфере В.И.Вернадский пришел, изучая геологические процессы нашей планеты и подойдя вплотную к периоду начала второй мировой войны. Война возобновилась в Европе  после более чем 20-летнего перерыва, и к 1944 г длилась в Западной Европе пять, а у нас, в Восточной Европе, три года. На Дальнем Востоке она началась раньше - в 1931 г и длится уже 13 лет.

В истории человечества и биосферы вообще война такой  мощности, длительности и силы - небывалое  явление. К тому же ей предшествовала тесно с ней связанная причина, но значительно менее мощная первая мировая война с 1914 по 1918 г.

По мнению Вернадского  исторические явления такой мощности можно и должно рассматривать  как единый большой земной геологический, а не только исторический процесс. В атмосфере первой мировой войны ученый, по его словам, подошел в геологии к новому для него и для других и тогда забытому пониманию природы - к геохимическому и биогеохимическому, охватывающему и косную и живую природу  с одной и той же точки зрения.

На мой взгляд новизна  научной мысли В.И.Вернадского  заключалась в том, что события, традиционно рассматриваемые под  определенным углом зрения (традиционная наука, в данном случае история), ученым рассматривались в совершенно другом аспекте, под другим углом зрения (другая наука - геология). Это в некотором смысле помогло ему в процессе творческого поиска натолкнуться на мысль о смене биосферы ноосферой.

Изучая биосферу, ученый заметил, что в нашем столетии она получает совершенно новое понимание и выявляется как планетное явление космического характера. Космический характер биосферы проявляется в том, что, по мнению ученого жизнь (живые организмы) реально существует не только на одной нашей планете, не только на Земле. Факт существования жизни установлен, мне кажется, без сомнений для всех так называемых земных планет, то есть для Венеры, Земли и Марса.

В своем учении о ноосфере Вернадский подчеркивает огромную роль живого вещества. Ученый разграничивает понятия “жизнь” и “живое вещество”. “Живое вещество”  есть совокупность живых организмов, а понятие “жизнь” всегда выходит за пределы понятия “живого вещества” в области философии, фольклора, религии, художественного творчества. Это все отпало в “живом веществе”.

Живое вещество по весу составляет ничтожную часть планеты. По-видимому, это наблюдается в течение всего геологического времени, то есть геологически вечно. Оно сосредоточено в тонкой, более или менее сплошной, пленке на поверхности суши в тропосфере - в полях и лесах - и проникает весь океан. Количество его исчисляется долями, не превышающими десятых долей процента биосферы по весу, порядка близкого к 0.25%. На суше оно идет в сплошных скоплениях на глубину в среднем, вероятно, менее 3 км. Вне биосферы его нет.

В ходе геологического времени оно закономерно изменяется морфологически. История живого вещества в ходе времени выражается в медленном изменении форм жизни, форм живых организмов, генетически между собой непрерывно связанных, от одного поколения к другому, без перерыва.

Веками эта мысль поднималась в научных исканиях: в 1859 г она получила прочное обоснование в великих достижениях Ч.Дарвина и А.Уоллеса. Она вылилась в учение об эволюции видов растений и животных, в том числе и человека.

Эволюционный процесс  присущ только живому веществу. И только живое вещество, меняясь во времени, изменяет и окружающий мир - биосферу. В.И.Вернадским была рассмотрена эволюция живого вещества, которая стала непосредственной предпосылкой образования ноосферы.  

Живое вещество, эволюционируя  на определенном этапе развития биосферы, рождает человека - разумное существо, Как показывает Вернадский в своем учении, человеку, чтобы выжить, пришлось использовать, единственное преимущества перед животным миром - разум. Умение учиться, перенимать и передавать опыт рождает такую категорию, как “труд”, которая по природе своей совершенно чужда остальным представителям, живого вещества. Благодаря труду, человек смог выделиться не только из живого вещества, но и из группы животных, близких к нему исторически в процессе эволюции. Благодаря своей деятельности, человек в дальнейшем смог не только выделиться, но и занять главенствующее место в живой природе и даже бросить вызов различным природным явлениям, очевидным законам и попытаются изменить окружающие его мир в соответствии с возникающими потребностями.

Исходя из геологической  роли человека А.П.Павлов (1854-1929) в последние  годы своей жизни говорил об антропогенной  эре, нами теперь переживаемой. Он правильно  подчеркнул, что человек на наших  глазах становится могучей геологической силой, все растущей.

В геологической истории  биосферы перед человеком открывается  будущее, если он поймет это, и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление.

Геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей - Homo sapiens и его геологических предков Sinanthropus и др. потомство, которых для белых, красных, желтых и черных рас - любым образом среди них всех - развивается безостановочно в бесчисленных поколениях.

По мнению Вернадского, это закон природы. Все расы между собой скрещиваются и дают плодовитое потомство.

Исторический процесс  на наших глазах коренным образом  меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Перед человечеством, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.

Это новое состояние биосферы, по мнению В.И.Вернадского, и есть “ноосфера”. В условиях ноосферы человек может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Благодаря приобретенным знаниям перед ним открываются все более и более творческие возможности.

 

 

 

 

Заключение

 

Ноосфера – самая  новая из всех сфер нашей планеты. Тем не менее, на мой взгляд, она  является самой главной сферой, определяющей внешний облик Земли в наше время. Ведь благодаря разуму, в рамках современных возможностей человека, происходит изменение биосферы, атмосферы, гидро- и литосферы.

Таким образом, в наши дни изучение проблемы развития ноосферы является реальной необходимостью. Для  дальнейшего сосуществования человека, общества и окружающей Среды и развития каждого из них, нужно умело использовать данный человеку разум на решение общечеловеческих и глобальных проблем. Разум, на мой взгляд, дан человеку во благо, а не во вред.  Поэтому нужно тщательнейшим образом, особенно в сложившихся обстоятельствах усиления влияния человека на окружающую среду, изучать последствия вероятного применения тех или иных знаний, осуществления той или иной деятельности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Вернадский В.И. Биосфера, М. 1967

2. Петров К.М., Общая  экология. Взаимодействие общества  и природы, СПб. 1998

3. Кузнецов М.А. Учение  В.И.Вернадского о ноосфере: перспективы  развития человечества.

4. Человек, общество  и окружающая среда. М. 1973

5. Казначеев В.П. Учение  о биосфере (этюды о научном творчестве В.И.Вернадского).М. 1985


Информация о работе Учение о ноосфере. Работы В.И.Вернадского