Теория Дарвина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 14:59, реферат

Описание работы

Цель работы рассмотреть принципы эволюции, воспроизводства и развития живого. В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:
1. Дарвиновская триада – три уровня организации материального мира
2. Эволюция и становление интеллекта
3. Искусственный интеллект и эволюционное моделирование

Содержание работы

Введение 3
1. Дарвиновская триада – три уровня организации материального мира 4
2. Эволюция и становление интеллекта 6
3. Искусственный интеллект и эволюционное моделирование 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Реферат КСЕ.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

     С другой стороны, возникшая позже  видовая группа может быть группой  дегенератов, но в этом случае должна существовать особая причина регресса. По идее, эта группа должна быть выше той, от которой она происходит, ибо она соответствует более поздней стадии эволюции. Человек, вероятно, явился последним из позвоночных'. И в ряду насекомых после перепончатокрылых появились только чешуекрылые, то есть, без сомнения, вырождающийся вид, настоящий паразит цветочных растений.

     Так разными путями мы пришли к одному и тому же заключению. Эволюция членистоногих  достигла своего кульминационного пункта с появлением насекомых, и в частности  перепончатокрылых, как эволюция позвоночных - с появлением человека. Если же принять во внимание, что нигде инстинкт не развит так, как в мире насекомых, и что ни в одной группе насекомых он не является столь совершенным, как у перепончатокрылых, то можно сказать, что вся эволюция животного мира, за исключением возвратов к растительной жизни, совершалась по двум расходящимся путям, один из которых вел к инстинкту, другой - к интеллекту.

     Если  инстинкт является по преимуществу способностью использовать естественное, организованное орудие, он должен содержать врожденное знание (правда, потенциальное или бессознательное) и этого орудия, и предмета, к которому орудие прилагается. Таким образом, инстинкт есть врожденное знание вещи. Интеллект же - способность фабриковать неорганизованные, то есть искусственные орудия. Если здесь природа отказывается снабжать живое существо орудием, которое бы ему служило, то лишь для того, чтобы живое существо могло разнообразить свою фабрикацию в соответствии с обстоятельствами. Главной функцией интеллекта будет поэтому поиск средств выхода из затруднений при любых обстоятельствах. Он будет искать то, что может лучше всего ему служить, то есть лучше всего впишется в предложенные рамки. Он имеет дело главным образом с отношениями между данной ситуацией и средствами ее использования. Врожденной в нем, следовательно, будет тенденция устанавливать отношения, а она предполагает естественное знание некоторых очень общих отношений - ткани, из которой деятельность, присущая любому интеллекту, выкроит более частные отношения. Таким образом, там, где деятельность направлена на фабрикацию, познание по необходимости касается отношений. Но это совершенно формальное познание интеллекта имеет неисчислимые преимущества перед материальным познанием инстинкта. Именно потому, что форма пуста, ее можно наполнять поочередно бесконечным числом вещей, даже теми, которые ничему не служат. Таким образом, формальное познание не ограничивается только тем, что полезно практически, хотя оно и появилось на свет в виду практической полезности. В разумном существе заложено то, благодаря чему оно может превзойти самого себя.

     Таким образом, чтобы мыслить самого себя ясно и отчетливо, интеллект должен видеть себя в форме прерывности. Понятия, действительно, представляются внешними друг другу, как предметы в  пространстве. Они стоят же стабильны, как предметы, по образцу которых они создаются. Соединенные вместе, они составляют "умопостигаемый мир", который своими существенными черта ми сходен с миром твердых тел, - только элементы более легки, прозрачны, более удобны для работы с ними интеллекта, чем чистый и простой образ конкретных вещей; это, действительно, уже не само восприятие вещей, но представление акта, с помощью которого интеллект закрепляется на вещах.

     Интеллект - это жизнь, смотрящая во вне, становящаяся внешней относительно самой себя, перенимающая в принципе, приемы неорганизованной природы, чтобы наделе управлять ими. Отсюда изумление интеллекта, когда он обращается к живому и оказывается лицом к лицу с организацией. Как бы он тогда ни принимался за дело, он всегда превращает организованное в неорганизованное, ибо, не нарушая своего естественного направления, не обращаясь против самого себя, он не может мыслить истинную непрерывность, реальную подвижность, взаимопроникновение - словом, творческую эволюцию, которая и есть жизнь.

3. Искусственный интеллект  и эволюционное  моделирование

     Эволюция  тем и хороша, что она дает время  для самоопределения субъектов  и занятие ими своих ниш  в социальном организме. Позволяет  воспитывать (социализировать) именно те кадры которые необходимы для этой ниши т.е. выполнения своих специфических для общества задач. Но эволюция плоха тем, что благодаря своим достоинствам консервирует процесс обновления, которое возможно только путем активного взаимодействия с внешней средой.

     В этом плане хороши именно революции. Но все хорошо в меру и эволюция и революция.

     Истина  относительна, поэтому, чтобы вы не сказали может быть правдой.

     Если  искусственный интеллект рассматривать  как равный человеческому, то он никогда  не сможет подчинить его себе. То что похоже остается только похожим или равным. Другое дело сможет ли искусственный интеллект стать выше человеческого разума и тем самым вытеснить его из сферы существования.

     Искусственный интеллект можно рассматривать  как разновидность форм выражения  материи, своеобразная мутация. Скорей всего таких мутаций в истории человечества было не мало. Так сохранившиеся и не сохранившиеся нации и расы, виды и народности есть тупиковые или сохранившиеся до лучших времен мутации рода человеческого.

     Поскольку всякая мутация есть производное от основного состояния, точнее доминирующего в данный момент. То любая мутация воспринимается как форма отклонения и не более того. А .это означает, что переход от человека к искусственному интеллекту будет проходить плавно и незаметно для каждого отдельного поколения. Пока не образуется новый вид, род и пр. Собственно именно по этому пути и развивается человечество как вид материи.5

     Развитие  технологий предполагает все более  масштабное и проникающее управление естественными процессами, обеспечиваемое инструментальным опосредованием. Эта историческая тенденция согласуется с прогнозами об усиливающемся контроле над биосферой и вторжении в самые интимные основы человеческого бытия, а также о переносе интеллектуальных процессов на искусственные носители. Но, признав, что все это составляет необходимое условие сохранения цивилизации в XXI веке, мы теперь уже можем аргументированно возразить мрачным пессимистам и, я бы сказал, болезненным оптимистам, предрекающим вытеснение или истребление людей сверхразумными роботами.

     Совершенствование механизмов контроля над агрессивными импульсами было обусловлено прагматикой  антиэнтропийной активности (закон  техногуманитарного баланса) в нелинейном сопряжении с ростом инструментального  потенциала и масштаба отражаемых причинных связей и, пройдя стадию жестокого отбора, оказывалось во многом необратимым.

     Изучая  эволюционные метаморфозы, мы убеждаемся, что назвать интеллект человека "естественным" можно лишь с  очень существенными оговорками. Его материальную основу составляет белково-углеводный субстрат (мозг), и он частично ориентирован на удовлетворение физиологических (хотя культурно преобразованных) потребностей - этими двумя обстоятельствами исчерпывается принципиальное сходство между интеллектом человека и интеллектом дикой обезьяны или дельфина.

     Вместе  с тем, согласно экспериментальным  данным и наблюдениям, "опосредованный характер носят не только сложные, но и традиционно считавшиеся элементарными  психические процессы", т.е. по содержанию и механизмам все психические акты у человека насквозь опосредованы интериоризованными социальными связями и, таким образом, являются продуктами и событиями культуры. Проще говоря, мышление, память, восприятия, ощущения современного человека суть давно уже явления искусственные.

     Может ли психика, изменяя материальный субстрат, утерять эволюционный опыт и забыть свою историю? Что заставляет думать, будто высокоразвитый "искусственный" интеллект с грандиозными инструментальными  возможностями, когнитивной сложностью и способностью предвосхищать отдаленные последствия поведет себя, как примитивный агрессор, ориентированный на сиюминутную выгоду?

     Вероятно, в этих опасениях проявляется  атавистический страх перед двойником, сохранившийся у нас от палеолита, причем проявляется и в прямой, и в инверсивной формах. Инверсивная форма - хорошо известная психологам защитная самоидентификация с и-точником страха. Подобно тому, как многие узники фашистских концлагерей начинали влюбляться в эсэсовцев и подражать им, футуролог бессознательно замещает образ Ужасного Робота-убийцы образом Прекрасного Робота-могильщика. Эти человеческие страхи, агрессивные настроения и их клинически превращенные формы могут представить гораздо большую опасность для цивилизации, чем мифическая антропофобия электронного интеллекта.

     Г. Моравек и Б. Джой - программисты высочайшего класса - уверены в  невозможности имплантировать в  интеллектуальную программу "азимовские" алгоритмы морали, но, видимо, полагают само собой разумеющимся, что подобные ограничители могут быть вписаны только извне. Между тем итоги нашего исследования показывают, что интеллект способен вырабатывать механизмы самоконтроля. И позволяют считать сократовскую формулу "Мудрому не нужен закон - у него есть разум" безотносительной к материальной форме субъекта, и тем более актуальной, чем выше уровень интеллектуального развития. Если в общественном сознании, со своей стороны, не возобладают луддитские настроения, то правдоподобным представляется сценарий сохраняющего симбиоза, без которого не может обойтись биологически слабеющее человечество, по вектору дальнейшей "денатурализации" социоприродных систем.6

     Это, с одной стороны, решающий этап превращения  биоты в подсистему планетарной  цивилизации, а с другой - искусственное  самоконструирование носителя интеллекта. Исполь-зуя термин, предложенный Л.В. Лесковым, можно сказать, что развитие генной инженерии, искусственных механизмов репродукции человека и симбиотических процессов обусловит превраще-ние вида Homo sapiens в качественно новый надбиологический вид Homo sapiens Autocreator - Человек разумный Самосозидающий.

     Огорчение нормальной реакцией нашего современника на такой прогноз, а истерию и  тем более восторги по поводу "грядущего  киборга" или превращения природы  в "окружающую среду" - признаками душевного неблагополучия. Но прогнозирование в такой переломной эпохе требует отвлечения от эмоциональных оценок и следования максиме Гераклита: "Не мне, но Логосу внимая". Перспектива усиления искусственного начала настолько соответствует общеэволюционной тенденции и, главное, так явственно подсказывается обостряющимися экзистенциальными проблемами (накопление генетического груза и т.д.), что альтернативу ей, судя по всему, мог бы составить только окончательный крах планетарной цивилизации.7

     Моделирование опережающее - предвосхищение будущих событий по их начальным признакам на основе родового или индивидуального опыта. Характерно для живого вещества.

     Моделирование предметное - качественно усовершенствованный  механизм моделирования сигнального. Определяется способностью синтезировать информацию раз-личных модальностей (зрительную, слуховую, осязательную и т.д.) в цельные образы, выделять отдельные предметы в стимульном поле. Характерно в основ-ном для высших позвоночных: млекопитающих и птиц. Образование М.П. сопровождается появлением сновидений и возможных галлюцинаций, а также перестройкой структуры потребностей (что выражается мотивационными конфликтами). Экспериментальная демонстрация указанных феноменов служит воспроизводимым признаком наличия психики, исходный элемент которой составляет М.П.8

     Моделирование рефлексивное - высшая форма моделирования  предметного, ядром которого оказывается  образ собственного места в мире. Соответственно преобразуется структура  потребностей: ведущими становятся потребности, связанные с самооценкой субъекта, и тем самым умножаются варианты мотивационного конфликта. М.Р. свойственно исключительно носителю культуры. Ср.: Личность; Рефлексия.

     Моделирование сигнальное - усовершенствованный механизм моделирования опережающего, основанный на превращении нейтральных раздражителей в значимые под влиянием индивидуального опыта (условный рефлекс). М.С. характерно для животных организмов, в отличие от растительных (см.: Животные; Растения); служит эволюционной предпосылкой моделирования предметного.

     Моделирование синхронное - моделирование мира в  структуре внутренней и структуре  внешней, происходящее одновременно с  физическим воздействием. Преобладает  во взаимодействиях доорганической природы.

     Модель - функциональное подобие объекта (в  т.ч. мира в целом), обеспечивающее более или менее эффективное ориентацию и управление.

Заключение

    Единый  процесс развития охватывает неживую, живую природу и общество. Все  это – звенья единой цепи, и поэтому  естественно попытаться описать  весь процесс развития на одном языке, в рамках единой схемы, с использованием общей терминологии. В качестве ключевых понятий взята дарвиновская триада: изменчивость, наследственность, отбор.

     Интеллект - это жизнь, смотрящая во вне, становящаяся внешней относительно самой себя, перенимающая в принципе, приемы неорганизованной природы, чтобы наделе управлять ими. Отсюда изумление интеллекта, когда он обращается к живому и оказывается лицом к лицу с организацией. Как бы он тогда ни принимался за дело, он всегда превращает организованное в неорганизованное, ибо, не нарушая своего естественного направления, не обращаясь против самого себя, он не может мыслить истинную непрерывность, реальную подвижность, взаимопроникновение - словом, творческую эволюцию, которая и есть жизнь.

Информация о работе Теория Дарвина