Теории происхождения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:52, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть небольшую часть представлений человечества от древности до наших дней о проблеме, которая волновала его всегда – проблеме происхождения человека, его развития, его места в системе мироздания и природы.

Содержание работы

Введение.……….……..…………………...…………………………………..3
1. Представления о происхождении человека в древности……………..4
2. Представления о происхождении человека в Европейском средневековье………………………………………………………………...10
3. Современные взгляды на проблему происхождения человека……..12
Заключение....…………………………………………………………………17
Литература……………………………...………………………………..……18

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Теории происхождения человека

Контрольная работа по культурологии

 

 

 

 

 

 

 

Проверила: доцент О.Н. Малахова

Выполнил: студент 1 курса

Р.Н. Кощеев (специальность «финансы и кредит», гр.2, шифр 1107036)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2012

Содержание:

 

 

 

Введение.……….……..…………………...…………………………………..3

  1. Представления о происхождении человека в древности……………..4
  2. Представления о происхождении человека в Европейском средневековье………………………………………………………………...10
  3. Современные взгляды на проблему происхождения человека……..12

Заключение....…………………………………………………………………17

Литература……………………………...………………………………..……18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопрос о сущности человека, о том, кто были первые люди на Земле, и как они появились, волновал человечество с древности. Ни одна мировая религия или философская школа не обходила своим вниманием эти вопросы. Еще древние греки находили останки ископаемых животных и человека, гигантские зубы, кости, черепа. Для объяснения находок привлекали мифологию. Древние греки считали, что это останки гигантов, которые осмелились сразиться с богами, и были повергнуты. Император Август (14 г. до н.э.) имел в своем дворце палеонтологический музей.

Западные и восточные  философы рассматривали проблему происхождения  мира в целом и человека в частности под разными углами. Если в работах древних ученых запада уже, как правило, присутствуют материалистические воззрения, то в трудах восточных мудрецов идет преобладание идеалистических, а иногда и откровенно мифологических представлений о природе мира и всего сущего.

Долгое время изучение проблемы происхождения человека оставалось чисто теоретическим, основываясь на открытиях в областях различных естественных наук или собственных гипотезах авторов. Только в XIX в начинает складываться официальная наука, «наука о человеке» - антропология. Именно в это время возникают первые антропологические общества, и антропология занимает достойное место в Академии наук. Поль Брока – один из основателей академической антропологии, создатель первого антропологического общества в Париже в 1862 г. Второй центр антропологии – Лондонское антропологическое общество – был создан в 1863г. В этом же году был организован отдел антропологии и этнографии при Московском обществе любителей естествознания в России. После открытия эволюционной теории Дарвина ведущие биологи задумались о месте человека в системе животного мира. Уже в конце столетия центр тяжести переносится на проблемы эволюционной антропологии, которые остаются актуальными и в наше время.

1. Представления о происхождении человека в древности

 

Представления о происхождении человека в Древней Индии

 

Философия в Древней Индии зародилась из мифов примерно в середине I тысячелетия до н.э. Главной задачей всех школ было объяснение происхождения и устройства мира.

Веданта.

Основателем данной ортодоксальной школы считают Бадараяна. Его идеи были изложены и дополнены в произведениях «Шанкары» и «Рамамуджи». В этих произведениях утверждается, что существует единая верховная личность – Пуруша. Все объекты вселенной и люди – части этой личности. В последствие единым первоначалом мира стал рассматриваться Брахман – единая безличная духовная реальность. Из нее все возникает и в нее все возвращается. Множественность мира отрицается и считается видимостью, т.е. реален только Брахман, остальное (в том числе и человек) – иллюзия. После смерти физического тела человек переселяется в другое живое тело. Реинкарнация длится до тех пор, пока за все свои жизни человек не накопит достаточно добродетелей и не освободиться от земных страданий.

Ньяя

Эта школа относится к аналитическому типу философии, поддерживая здравый смысл и знание. Ньяя рассматривает природу как состоящую из вечных, неизменных, не имеющих причин атомов, существующих независимо от нашей мысли. Душа – реальное существо, это не чувства, а то, что управляет ими, синтезирует их данные, приводит в единство все виды ощущений, создавая целостное восприятие. Сознание не может существовать отдельно от души, но сама душа не обязательно несет сознание. Реальность - это комплекс души и природы.

Джайнизм

Одним из оппозиционных  учений Древней Индии является Джайнизм. Сейчас это одна из религий Индии. Основателем считается Махавира (великий герой). В основе мира лежат  две вечных субстанции – джива  и аджива. Джива – признак живого, душа. Аджива – отсутствие жизни, материя, пространство, время. Соединяясь с материей, душа теряет свои идеальные качества и порождает все живые существа на земле, но сама при этом подвергается страданиям. Душа начинает отождествлять себя с телом, в ней возникают материальные страсти и желания, т.е. душа становится зависимой от тела. Но когда душа познает, что такое жизнь, познает мир, она освобождается от тела и от страданий, а тело – умирает.

Буддизм

Большое распространение в 5-6 веке до н.э. получило учение буддизма. Основоположник учения – Будда (осененный знанием) – позиционировал себя как оппозиционера традиционных школ, но вместе с тем признал учение о перевоплощении, карме, использовал имена богов. Физический мир – это мир непрерывных изменений – сансара, в нем нет ничего окончательного и устойчивого. Основой мира являются дхармы – мельчайшие непознаваемые частицы разума, их комбинации – многообразие материальных вещей. Физический мир – это продукт индивидуального человеческого сознания. Сколько людей, столько миров, т.е. все вокруг – иллюзия. Реальны не вещи, не материя, не тела, а духовные частицы.

 

Представления о происхождении  человека в Древнем Китае

 

В Древнем Китае предпринимались  попытки мифологически объяснить  мир из него самого. Некогда не было ни неба, ни земли, и Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. Из него родились два духа Инь и Янь, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились. Янь стал управлять небом, а Инь – землей. По древнему мифу, первый человек Пань-Чу ударил топором по мраку, и все легкое, чистое, светлое вознеслось на верх и образовало небо, а все противоположное – землю.

Даосизм.

Основатель учения Лао-Цзы. В центре учения находится Дао – невидимый, всеобщий, естественный закон природы, общества, поведения и мышления человека. Дао неотделим от материального мира и управляет им. Из Дао все возникает и в него все возвращается. Дао – это определенный путь, который проходят в своем существовании все объекты. Все пути в мире предопределены и свернуть с них нельзя. Однако это не означает, что природа неизменна, наоборот – все находится в постоянном движении и развитии, но только в соответствии с законом Дао. Подчиняясь ему, вещи непременно приходят в свою противоположность.

Дальнейшее развитие даосизм получил  в IV-III вв до н.э. Развивалось учение о материальной субстанции ци. Ее делили на два вида – «тончайшую», из которой возникает душа, и «грубую», из которой возникает тело. Главную роль играет «тончайшая» ци, от нее зависит разум человека, мудрость – проявление ци, а не подарок от божественных сил. Древние материалисты читали, что человек умирает, когда его тело покидает «тончайшая» ци.

Кульминацией даосизма стало учение Чжуань-цзы (369-286 гг до н.э.). Чжуань-цзы  утверждал, что от мельчайших живых  частичек (цзи), находящихся в воде, произошли животные, а от животных – человек. Единым материальным началом ци заполнена вся Поднебесная; рождение – концентрация ци, рассеяние этой субстанции – смерть. Вместе со смертью исчезает душа. В мире нет резких границ между явлениями, все слито друг с другом. Т.Е. все в мире относительно, в том числе жизнь и смерть. Жизнь и смерть – это всего лишь перегруппировка мельчайших семян, из которых состоят все живые существа и неодушевленные предметы. Человеческое мышление Чжуань-цзы называл зеркалом множества вещей, благодаря которому можно научиться управлять перегруппировкой «семян» и достичь долголетия (до 800 лет) и даже бессмертия.

 

Представления о происхождении  человека в Древней Греции.

 

Философия в Древней Греции зарождается  в условиях кризиса традиционного мифологического мировоззрения. Новые сведения о мире, полученные греками от других народов в ходе мореплавания, делали мифологию неадекватной реальному состоянию мира. Социально-политические процессы изменили статус отдельного человека. Человек стал мыслить себя не как составную часть рода, племени, сословия, а как отдельный индивид. Философия возникает как отражение потребности в выработке новой жизненной позиции, которая базируется не на обычае и традиции, а на его собственном разуме. Таким образом, с философией на место мифологического обычая пришло образование, а на место отца – учитель.

Милетская школа.

Родоначальниками древнегреческой  философии были представители милетской  школы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. В их трудах мы наблюдаем критику мифологического мышления. В первую очередь была отброшена главная мифологическая идея об антропоморфизме (уподобление природы человеку). Милетсы учили, что существует многообразный природный мир. Ему нельзя приписывать человеческие свойства и навязывать человеческие законы бытия. Человек со своим способом бытия только малая часть природного мира. Этот Ир не хаос, не случайное нагромождение вещей и процессов, а космос. Термином «космос» подчеркивалась взаимосвязь и взаимообусловленность всех явлений в мире. В мире изменение одного явления влечет за собой изменение другого. Таким образом, у мира есть определенная структура и логика изменений. Милетсы доказывали, что отдельные вещи рождаются и погибают, а природный мир вечен. Вечность его обусловлена тем, что в его основе лежит единая вещественная субстанция, единое первоначало, первоматерь, из которой все вещи возникают и в нее разрушаются. Человек, как и любая другая «вещь» в природном мире, возникает из этой первоосновы и подчиняется тем же законам, что и вся природа.

Элейская школа.

Представитель Парменид и Зенон. Элеаты доказывали, что мир – это вещественный шар, в котором нет пустоты. В  следствие заполненности мирового пространства невозможно никакого движения. Следственно несуществующего, небытия нет; никакое изменение невозможно. Из абсолютной заполненности мирового пространства следует утверждение о нерасчлененности мира. Всякое множество – это только обман. Представление о движении – это лишь мнение смертных, повседневные знания. Человек был всегда, появился одновременно с мировым шаром, и будет до тех пор, пока существует мир, в том же неизменном состоянии.

Гераклит.

Гераклита считают основоположником диалектики. Диалектика не изъясняется  в ясных и упорядоченных понятиях, это скорее отдельные гениальные мысли, направленные на постижение принципа единства и борьбы противоположностей. Центральным мотивом учения Гераклита было «все течет» (понта реи). Постоянное изменение и постоянное развитие можно увидеть в его высказывании: « В одни и те же реки мы входим и не входим, существуем и не существуем». «Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере» - бесконечность материи, ее несотворимость и неуничтожимость. Разнообразие проявлений мира Гераклит объясняет изменениями, происходящими в исходной проматерии. Одна материя «живет» смертью другой. Все правится судьбой или необходимостью. С этим связано понимание закономерности – логос. Он также вечен, как мир. Мир, праматерия и логос существуют независимо от человеческого сознания. Душа человека подчинена логосу. Человек возникает из праматери, меняется, если меняется она, и, умирая, возвращается в нее же.

Платон и Аристотель.

В трудах ученика Сократа Платона  философский идеализм выступает  как целостная философская система, противостоящая материализму. Учение Платона охватывает широчайший круг проблем. Он создал учение о бытии  мира, о душе, о познании. Мир чувственных  вещей не существует истинно. Материальные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся. В них нет ничего стабильного и прочного. Истинным существованием обладают умопостигаемые, бестелесные, нечувственные формы – идеи. По отношению к чувственным вещам идеи выступают как их причины, как образцы, по которым эти вещи были созданы, как цели, к которым вещи должны стремиться. Но одних идей мало для объяснения мира. Т.к. вещи изменчивы, то они обусловлены не только идеями, бытием, Но и небытием, т.е. материей. Материя – область непрекращающегося движения, она принимает на себя идеи и превращает каждую из них во множество чувственных вещей, которые обособленны друг от друга пространством. Идеи вечны и неизменны, не зависят от пространства и времени. В отличие от них вещи изменчивы, а их свойства ограничены условиями пространства и времени. Душа до вселения в тело человека прибывает в мире идей и познает там истинно сущее, но соединяясь с телом, забывает все, что знала. Душа не зависима от тела и бессмертна. Она часть мировой души.

Ученик Платона Аристотель выступил как оппонент его учения об идеях. Идеи Платона – это двойники или копии вещей, не отличающиеся от них по содержанию. Т.к. миры вещей  и идей существуют раздельно, то идеи ничего не могут прибавить к существованию вещей. Каждая единичная вещь это единство материи и формы. Для Аристотеля форма – это нечто нематериальное, но приходящее к материи из вне. Форма – действительность того, возможностью чего является материя. Противоположность материи и формы относительна. В пределах мира вещей (к которым относится и человеческое тело) возможен переход от материи к соотносительной ей форме, от формы – к материи. Человек возникает из небытия, когда Идея человека соединяется с материей и они вливаются в Форму человека. При отсутствии хотя бы одного из этих составляющих человек умирает. Ощущения человека – это отражение предметов внешнего мира, их форм и материй, но не идей.

 

2. Представления о происхождении человека в Европейском средневековье

 

Особенностью средневекового мировоззрения была теоцентричность. Реальностью, определяющей все сущее, стала не природа, а Бог. Средневековое  мышление содержало в себе идею провиденциализма, согласно которой Бог не только первоначало всего сущего, но и сила, определяющая все изменения. Эти изменения есть результат осуществления божественного плана, намеченного заранее. Средневековые представления о мире сформировались под влиянием трех религий: иудаизма, христианства и ислама.

Информация о работе Теории происхождения человека