Способы подтверждения и опроверждения гипотез

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:38, реферат

Описание работы

Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений наблюдаемых явлений. В начале объяснения носят проблематичный характер. Дальнейшее исследование вносит поправки в эти объяснения. В итоге наука и практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и противоречия и достигают объективно истинных результатов.
Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, является гипотеза.

Содержание работы

Введение. 3
1. Понятие гипотезы и ее структура 4
2. Виды гипотез 6
3. Построение гипотезы и этапы ее развития. 9
4. Способы подтверждения и опроверждения гипотез 12
5. Заключение 13
6. Список литературы 15

Файлы: 1 файл

реферат логика.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)
    • 4. Способы подтверждения гипотез

 

1. Самым действенным  способом подтверждения гипотезы  является обнаружение предполагаемого  объекта, явления или свойства, которое является причиной рассматриваемого  явления. 
Примерами могут служить открытие планеты Нептун, обнаружение ряда островов в Северном Ледовитом океане, открытие явления искусственной радиоактивности и т.д. 
2. Основной способ подтверждения гипотез - выведение следствий и их верификация. В процессе верификации большая роль принадлежит различным экспериментам. Эксперимент учитывает чаще всего влияние не одного фактора, а многих, поэтому надо планировать эксперимент так, чтобы результат был получен за более короткое время, более эффективно и по возможности не дорого. 
3. Косвенный способ превращения гипотезы в достоверное знание состоит в опровержении всех ложных гипотез, после чего заключают об истинности одного оставшегося предположения. Для этого применяется разделительно-категорическое умозаключение, отрицающе-утверждающий модус. Структура его та же, что и при косвенном доказательстве. 

 

СХЕМА. 
Явление А могло быть вызвано либо В, либо С, либо Д. 
Явление А не вызвано ни В, ни С. 
_________________________________________________ 
Явление А вызвано Д. 
Необходимо выполнить два условия: во-первых, перечислить все возможные гипотезы, причем дизъюнкция может быть как строгой, так и нестрогой, во-вторых, следует опровергнуть все ложные гипотезы.3  

                              Опровержение гипотез.

 

Опровержение гипотез  осуществляется путем опровержения их следствий. При этом может обнаружиться, что многие или все необходимые следствия рассматриваемой гипотезы не имеют места в действительности. Кроме того, возможно, будут найдены факты, противоречащие выведенным следствиям. 
Опровержение гипотез происходит в форме отрицающего модуса условно-категорического умозаключения, имеющего форму: (( а ? б )? б?)? а. Этот модус всегда дает достоверное заключение. 
Структура опровержения гипотезы такова: 
Если имела место причина (гипотеза) Н, то должны быть следствия: 
С1, и С2, и С3, и ...., и С?. 
Следствия С1, или С2, или С3, ...., или С? отсутствуют. 
___________________________________________________________ 
Причина Н не имела места. 

В символической логике это умозаключение можно записать таким способом: 
? ? ? С1 ??С2 ? С3 ? ... ? С? ) 
_____________________________ 
С1 ??С2 ? С3 ? ... ? С? 
______________________ 
?

Чем большее число  следствий отсутствует, тем выше степень опровержения высказанной гипотезы. Гипотеза окончательно опровергается, если обнаруживаются факты, обстоятельства, явления, противоречащие вытекающим из данной гипотезы следствиям. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1 . Войшвилло А.Д. ЛОГИКА . М.- Наука .1996.  
2 . Кириллов В.И. ,Старченко А.А. ЛОГИКА .М.-Юрист. 1998 . 
3 . Свинцов А.Н. ЛОГИКА . М.- Просвещение . 1994. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Читинский  государственный университет»

(ЧитГУ)

Институт  социально-политических систем

Кафедра социальной политики и регионального прогнозирования

РЕФЕРАТ

По дисциплине: логика

На тему: «Гипотеза. Ее структура и виды»

                                                        Выполнил: студент группы ОРМ-09

                                                        Цой Е.А.

                                                        Проверил: Мишина Т.В.

Чита 2009

 

 

 

Объективная реальность бесконечно разнообразна. Существующие в ней предметы более  или менее отличаются друг от друга. Например, каждый человек отличается друг от друга и тем более от других живых существ. Вместе с тем  это не значит, что объективная ре-альность состоит сплошь из отдельных, изолированных явлений, предметов, процессов. Все предметы объективной реальности имеют общий признак - они материальны. И данный факт обусловливает содержание такого процесса, как познание. Все дело в том, что познание предметов объективной реальности, выявление их сути и оперирование ими в реальной жиз-ни требует средств, которые выражали бы эти предметы реального мира и служили бы инст-рументом развития человеческого знания и наук. Ими являются понятия.

Следовательно, в реальности понятия делают естественный язык общения и языки науки информационно более емкими, более насыщенными, давая возможность зафиксиро-вать и передать знания с помощью наименьшего количества знаковых средств.

Для логики же понятия - это ее предмет исследования, средство и инструментарий по-строения выводов, суждений, умозаключений, гипотез, доказательств, теорий. Следует отме-тить также, что более глубокое понимание и уяснение сути, смысла и содержания понятий осветит обучаемому путь познания, его своеобразную "ширину", "профиль".

Научно-методологической основой  экологического права являются современные  теоре-тические представления о  взаимодействии человека, общества и  природы.

Взаимодействие общества и природы  как естественный и объективный процесс, необ-ходимое условие существования человека проявляется в двух основных формах.

Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни. Использование  природных ресурсов, вы-ступая одной из форм взаимодействия общества и природы, обеспечивает экономические интересы общества.

В процессе этой деятельности на протяжении многих веков люди оказывали активное преобразующее воздействие на природу. В условиях современной научно-технической рево-люции его масштабы существенно изменились, хозяйственная деятельность человека пре-вратилась в фактор глобального характера, сопоставимый с действием сил самой природы. В результате стали очевидными критические пределы влияния на природу сразу во многих от-ношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегу-ляции в биосфере что привело к резкому и негативному изменению условий существования самого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие гипотезы и ее структура.

      В  науке,  обыденном   мышлении  мы  идем  от  незнания  к  знанию,  от

неполного  знания  к  более  полному.  Нам  приходится  выдвигать  и   затем

обосновывать различные предположения для объяснения явлений  и  их  связи  с

другими явлениями. Мы выдвигаем  гипотезы,  которые  могут  перейти  при  их

подтверждении в научные теории  или  в  отдельные  истинные  суждения,  или,

наоборот, будут опровергнуты и  окажутся ложными суждениями.

      Гипотеза -  это   научно  обоснованное  предположение   о  причинах  или

закономерных  связях  каких-либо  явлений  или  событий  природы,  общества,

мышления.

      Специфика гипотезы - быть формой развития  знаний  -  предопределяется

основным свойством  мышления,  его  постоянным  движением  -  углублением  и

развитием,  стремлением  человека  к  раскрытию  новых   закономерностей   и

причинных связей, что диктуется  потребностями практической жизни.  Ф.Энгельс

писал в своей  книге  "Диалектика  природы"  :"Наблюдение  открывает  какой-

нибудь новый факт, делающий невозможным  прежний  способ  объяснения  фактов,

относящихся к той же группе. С  этого момента возникает потребность  в  новых

способах объяснения, опирающихся  сперва только на ограниченное число  фактов

и наблюдений. Дальнейший опытный  материал приводит к очищению этих  гипотез,

устраняет один из них, исправляет другие, пока не будет установлен в  чистом

виде закон".

      О познании каких   бы  явлений  не  шла  речь  -  явлений  природы  или

общественной жизни, единичных  предметов или  закономерностей,  новое  знание

всегда  возникает  первоначально  в  форме  гипотезы.  Этим  и   объясняется

необходимый и тем  самым  всеобщий  характер  гипотезы  как  формы  развития

человеческих знаний.

      Построение гипотезы  всегда сопровождается  выдвижением   предположения,

объясняющего исследуемое явление. Оно всегда выступает  в  форме  отдельного

суждения или системы взаимосвязанных  суждений о свойствах  единичных  фактов

или  закономерных   связей   явлений.   Суждение   является   проблематичным

суждением, в котором  выражено  первоначальное  предположительное  знание  о

причинах или свойствах исследуемых  явлений.

       Чтобы  превратиться  в  достоверное  знание,  предположение  подлежит

научной и практической проверке. Процесс проверки  гипотезы,  протекающий  с

использованием  различных  логических  приемов,  операций  и  форм   вывода,

приводит в итоге либо к подтверждению  гипотезы, либо к  ее  опровержению.  В

связи с этим следует строго различать гипотезу и  доказанные  с  ее  помощью

положения. Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в  поверке  вероятное

знание. Доказанное же с ее помощью  положение  уже  не  является  собственно

гипотезой,  ибо  содержит  в  себе  проверенное  и  не вызывающее  сомнений

истинное знание.

       Возникающее   при  построении  гипотезы  предположение   рождается   в

результате анализа фактического материала, на базе обобщения  многочисленных

наблюдений.  Значит,  гипотеза  -  это  не  любая  догадка,   фантазия   или

допущение,  а  лишь  обоснованное,  опирающееся  на   конкретные   материалы

положение.  В  соответствии  с  этим  и  возникновение  гипотезы  -  это  не

хаотический и не подсознательный, закономерный логический процесс.

      Построение гипотезы  -  это  сложный  логический  процесс  с  участием

различных форм умозаключений. В отдельных  случаях  гипотеза  возникает  как

результат уподобления двух единичных  явлений,  т.е.  ее  основой  выступает

аналогия, в других случаях она - результат дедуктивных выводов,  чаще  всего

ее   возникновению   предшествует   индуктивное   обобщение    эмпирического

материала.

      Любая гипотеза  имеет  исходные  данные,  или   основания,  и  конечный

результат  рассуждения  -  предположение.  Она  включает   также   обработку

исходных данных  и  логический  подход  к  предположению.  Завершающий  этап

познания -  проверка  гипотезы,  превращающая  предположение  в  достоверное

знание или опровергающая его.

 

 

 

1 Свинцов А.Н. ЛОГИКА . М.- Просвещение . 1994. 347 с 

2 Кириллов В.И. ,Старченко А.А. ЛОГИКА .М.-Юрист. 1998 . 254 с

3 Войшвилло А.Д. ЛОГИКА . М.- Наука .1996. 267с 

 


Информация о работе Способы подтверждения и опроверждения гипотез