Специфика теоретического познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:49, реферат

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть сферу теоретического познания.
Задачи:
1. Рассмотреть специфику теоретического познания.
2. Изучить методы теоретического познания.
3. Рассмотреть формы теоретического познания.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ РЕФЕРАТ ПО ЕНКМира.docx

— 33.75 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Важнейшим для теории познания вопросом является вопрос, что такое  знание, его строение, как оно  возникает, методы и формы его  познания.

Анализируя и рассматривая аспекты выбранной темы, мы должны исходить из того, что первоисточники устойчивых форм понятийного содержания науки формируют её теоретику  научных знаний.

За последние десятилетия  в связи со стремительной компьютеризацией всех сфер производственной и духовно-культурной деятельности резко возрос интерес  к природе и сущности информации, так как компьютеры используются для передачи, хранения, кодирования, декодирования и преобразования информации. На их основе создаются  особые базы данных и знаний, используемые для решения многих задач. В связи  с этим понятия «знание» и «информация» часто отождествляются друг с  другом.

Современная цивилизация  неразрывно связана с достижениями науки, основанными на систематическом  развертывании теоретических исследований. Именно благодаря этим достижениям  и их внедрению в производство стал возможен впечатляющий технологический  прогресс ХХ века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни. Наука революционизирует не только сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы.

Неудивительно, что проблемы будущего современной цивилизации  не могут обсуждаться вне анализа  современных тенденций развития науки и ее перспектив.

Цель данной работы: рассмотреть  сферу теоретического познания.

Задачи:

  1. Рассмотреть специфику теоретического познания.
  2. Рассмотреть формы теоретического познания
  3. Изучить методы теоретического познания.

 

 

 

1 Специфика теоретического познания

 

Над эмпирическим уровнем науки  всегда надстраивается теоретический  уровень. Теория, представляющая этот уровень, строится с явной направленностью  на объяснение объективной реальности (главная задача теории заключается  в том, чтобы описать, систематизировать  и объяснить все множество  данных из эмпирического уровня).

Однако теория строится таким образом, что она описывает непосредственно  не окружающую действительность, а  идеальные объекты.

Идеальные объекты, как и процессы, в отличие от реальных, характеризуются  не бесконечным, а вполне определенным числом признаков, свойств, состояний. Материальные точки, с которыми имеет  дело механика, обладают очень небольшим  числом свойств, а именно массой и  возможностью находиться в пространстве и времени.

Таким образом, идеальный объект формируется  так, что он полностью интеллектуально  контролируется и поддаётся формальному  описанию.

Важно иметь в виду, что теоретический  уровень знания обычно расчленяется на две существенные части, представляемые фундаментальными теориями и обыденными теориями, описывающие конкретную (достаточно большую) область реальности, базируясь  на фундаментальных теориях.

Для описания поведения, например, небесных тел строится небесная механика. При  этом Солнце представляет собой центральное  тело, обладающее большой массой, а  планеты   тела, движущиеся вокруг этого центрального тела по законам  механики и по закону всемирного тяготения. Эта конкретная модель строится из материальных точек и рассчитывается, исходя из принципов формализированного подхода в механике.

Таким же образом – на базе механики – строятся и другие конкретные теории: твердого тела, жидкости, газа и т.д. Часто при построении таких  теорий удается обойтись только принципами механики, однако при построении, например, теории тепловых явлений, в конце  концов, выясняется, что принципов  и законов механики недостаточно, что нужны идеи, обоснованные гипотезы, создающие основу вероятностных  представлений.

В теории мы имеем дело с интеллектуально  контролируемым объектом, значит можно  описать теоретический объект как  угодно детально и получить в принципе, как угодно далекие следствия  из теоретических представлений. Сила теории состоит в том, что она  может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Естественно, что исходные принципы должны соотноситься с действительностью [1, с. 126–128].

Характерной чертой теоретического познания – самонаправленность, внутринаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, предвидение будущего [9, с. 111].

2. Формы научного познания: научный факт, проблема, идея, гипотеза, теория, закон, категория.

Фундаментом всего научного знания служат научные факты, с установления которых начинается научное познание.

Научный факт - это отражение конкретного явления в человеческом сознании, т.е. его описание с помощью науки (например, термины, обозначения). Одним из самых важных свойств научного факта является его достоверность. Чтобы факт считался достоверным, требуются его подтверждения в ходе многочисленных наблюдений или экспериментов. Так, ли мы один раз увидели, что яблоко дерева падает на землю, - это всего лишь единичное наблюдение. Но, если мы фиксировали подобные падения не однократно, можно говорить о достоверном факте. Подобные факты составляют эмпирический, т.е. опытный, фундамент науки.

К основным формам научного познания относятся факты, проблемы, гипотезы, идеи и теории. Их назначение состоит  в том, что они раскрывают динамику процесса познания, т.е. движение и развитие знания в ходе исследования или изучения какого-либо объекта.

Проблема определяется как «знание о незнании», как форма знания, содержанием которой является осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Любое научное исследование начинается с выдвижения проблемы, что свидетельствует о возникновении трудности в развитии науки, когда вновь обнаруженные факты не удается объяснить существующими знаниями.

В свою очередь, наличие проблемы при  осмыслении необъяснимых фактов влечет за собой предварительный вывод, требующий своего экспериментального, теоретического и логического подтверждения. Такого рода предположительное знание, истинность или ложность которого еще  не доказана, называется научной гипотезой.

Гипотеза - это знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда достоверных фактов. По своему происхождению гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и поэтому требует обоснования и проверки. Если в ходе проверки содержание гипотезы не согласуется с эмпирическими данными, то гипотеза отвергается. Если же гипотеза подтверждается, то можно говорить о той или иной степени вероятности гипотезы. Чем больше найдено фактов, подтверждающих гипотезу, тем выше ее вероятность. Таким образом, в результате проверки одни гипотезы становятся теориями, другие уточняются и корректируются, третьи отбрасываются как заблуждение, если их проверка дает отрицательные результат. Решающим критерием истинности гипотезы служат практика во всех своих формах, а вспомогательную роль здесь играет логический критерий истины.

Выдвижение ряда гипотез является одним из самых сложных дел  науки. Ведь они не связаны прямо  с предшествующим опытом, который  лишь дает толчок к размышлению.

Научная гипотеза - предположительное  знание, истинность или ложность которого еще не доказана, но которое выдвигается  не произвольно, а при соблюдении ряда правил - требований. А именно, гипотеза не должна противоречить известным  и проверенным фактам; гипотеза должна соответствовать надежно установленным  теориям; доступность выдвигаемой  гипотезы практической проверке; максимальная простота гипотезы

В случае своего подтверждения гипотеза становиться теорией.

Теория - это логически обоснованная и проверенная на практике система знаний, дающая целостное отображение закономерных и существующих связей в определенной области объективной реальности. Главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество эмпирических фактов. Теория представляет собой систему истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о сущности явления, высшую форму научного знания, всесторонне раскрывающую структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношения всех его элементов, сторон и связей.

Гипотезы, теории и идеи подчас опровергаются  в ходе экспериментов, научных исследований и последующих открытий.

Главные элементы теории

В современной науке выделяют следующие  основные элементы структуры теории:

1) Исходные основания - фундаментальные  понятия, принципы, законы, уравнения,  аксиомы и т.п. 

2) Идеализированный объект - абстрактная  модель существенных свойств  и связей изучаемых предметов  (например, "абсолютно черное тело", "идеальный газ" и т.п.).

3) Логика теории - совокупность  определенных правил и способов  доказательства, нацеленных на прояснение  структуры и изменения знания.

4) Философские установки, социокультурные  и ценностные факторы. 

5) Совокупность законов и утверждений,  выведенных в качестве следствий  из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Законы и категории науки

Законы науки отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий. Открытие и формулировка законов составляет важнейшую цель научного исследования: именно с помощью законов выражаются существенные связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

Все предметы и явления реального  мира находятся в вечном процессе изменения и движения. Там, где  на поверхности эти изменения  кажутся случайными, не связанными друг с другом, наука вскрывает  глубокие, внутренние связи, в которых  отражаются устойчивые, повторяющиеся, инвариантные отношения между явлениями. Опираясь на законы, наука получает возможность не только объяснять  существующие факты и события, но и предсказывать новые. Без этого  немыслима сознательная, целенаправленная практическая деятельность.

Путь к закону лежит через  гипотезу. Действительно, чтобы установить существенные связи между явлениями, мало одних наблюдений и экспериментов. С их помощью мы можем обнаружить лишь зависимости между эмпирически  наблюдаемыми свойствами и характеристиками явлений. Таким путем могут быть открыты только сравнительно простые, так называемые эмпирические законы. Более глубокие научные или теоретические  законы относятся к ненаблюдаемым  объектам. Такие законы содержат в  своем составе понятия, которые  нельзя ни непосредственно получить из опыта, ни проверить на опыте. Поэтому  открытие теоретических законов  неизбежно связано с обращением к гипотезе, с помощью которой  пытаются нащупать искомую закономерность. Перебрав множество различных гипотез, ученый может найти такую, которая хорошо подтверждается всеми известными ему фактами. Поэтому в самой предварительной форме закон можно охарактеризовать как хорошо подтвержденную гипотезу.

В своих поисках закона исследователь  руководствуется определенной стратегией. Он стремится найти такую теоретическую  схему или идеализированную ситуацию, с помощью которой он смог бы в  чистом виде представить найденную  им закономерность. Иными словами, чтобы  сформулировать закон науки, необходимо абстрагироваться от всех несущественных связей и отношений изучаемой  объективной действительности и  выделить лишь связи существенные, повторяющиеся, необходимые.

Процесс постижения закона, как и  процесс познания в целом, идет от истин неполных, относительных, ограниченных к истинам все более полным, конкретным, абсолютным. Это означает, что в процессе научного познания ученые выделяют все более глубокие и существенные связи реальной действительности.

Второй существенный момент, который  связан с пониманием законов науки, относится к определению их места  в общей системе теоретического знания. Законы составляют ядро любой  научной теории. Правильно понять роль и значение закона можно лишь в рамках определенной научной теории или системы, где ясно видна логическая связь между различными законами, их применение в построении дальнейших выводов теории, характер связи с эмпирическими данными. Как правило, всякий вновь открытый закон ученые стремятся включить в некоторую систему теоретического знания, связать его с другими, известными уже законами. Это заставляет исследователя постоянно анализировать законы в контексте более широкой теоретической системы.

Поиски отдельных, изолированных  законов в лучшем случае характеризуют  неразвитую, дотеоретическую стадию формирования науки. В современной, развитой науке закон выступает как составной элемент научной теории, отображающей с помощью системы понятий, принципов, гипотез и законов более широкий фрагмент действительности, чем отдельный закон. В свою очередь система научных теорий и дисциплин стремится отобразить единство и связь, существующую в реальной картине мира.

Категории науки - это наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира. Например, важнейшими категориями являются материя, пространство, время, движение, причинность, качество, количество и.т.п. единство и связь, существующую в реальной картине мира.

 

  1. Методы научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие - только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (моделирование) - как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Информация о работе Специфика теоретического познания