Синтез науки и религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Особый интерес в рамках темы взаимоотношений науки и религии представляют взгляды трех выдающихся мыслителей, биологов-эволюционистов ХХ в., не побоявшихся предложить свои интерпретации этических и гуманистических аспектов как достижений науки в целом, так и эволюционной теории, свое понимание соотношения этой теории и религии, свой общекультурный и общечеловеческий «эволюционный синтез».

Содержание работы

1. Введение.
2. Концепции синтеза науки и религии Пьера Тейяра де Шардена и Феодосия Григорьевича Добржанского.
3. Концепция Джулиана Соррелла Хаксли.
4. Заключение.
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

контрорльная.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Общая особенность теорий Тейяра де Шардена и Добржанского, состоящая в том, что они не являются только или чисто научными, порождала и порождает их недопонимание или непонимание. Поскольку обе концепции претендовали на синтез науки и религии, в котором результаты и данные науки определенным образом соединены, «сплавлены» с религиозными и философскими идеями, они были неоднозначно восприняты как учеными-эволюционистами, так и деятелями церкви и простыми верующими, не получив в итоге одобрения и поддержки. Ученых не устраивала вненаучная составляющая синтеза, теологов, религиозных философов и обычных верующих — напротив, ее научная часть. Отсюда и крайности прямо противоположных оценок синтеза Тейяра де Шардена.

Такое отторжение обеих  концепций, как и безусловное неприятие церковью эволюционной теории как таковой удивляло и огорчало Добржанского: «Как иронично, что оппозиция эволюционной идее пришла в современные времена главным образом из религиозных кругов!» Сходное и, быть может, даже еще большее огорчение испытал и Тейяр де Шарден, который не только был отстранен на долгие годы от преподавательской деятельности, но и лишен возможности опубликовать свои теоретические работы, в том числе главный свой труд «Феномен человека» из-за запрета иезуитского ордена. Изъятие наиболее острых мест, предпринятое им в 1947 г., не приносит успеха. В конце сентября этого года Тейяр с горечью сообщает в одном из писем: «Неделю назад я получил уведомление от генерала ордена из Рима, запрещающего мне, со всеми принятыми формальностями, что-либо еще публиковать по вопросам философии и теологии». Осенью 1948 г. Тейяр направляется в Рим, пытаясь лично добиться разрешения у папской курии на публикацию если не самого «Феномена», то  хотя бы его фрагментов под заглавием «Зоологическая группа человека», но безрезультатно. Даже посмертная публикация собрания сочинений Тейяра вызвала новые гонения, начавшиеся с изъятия книг ученого из библиотек семинарий и других католических учреждений в 1957 г. и указа ватиканской канцелярии во главе с кардиналом Оттавиани от 30 июня 1962 г., направленного на то, чтобы охранить католическую молодежь от воздействия тейяровской мысли.

 

 

Концепция

Джулиана Соррелла Хаксли (1887–1975 г.г.)

Хаксли публично заявлял, что вера в бога для него невозможна, ибо бог - всего лишь порождение человека.

Не удивительно, что не добилась успеха и третья модель синтеза — концепция Дж.С. Хаксли: попытка замены религии наукой в качестве религии. Сам Хаксли, не только всемирно известный ученый и активный популяризатор науки, но и  «гражданин мира», первый генеральный директор ЮНЕСКО, убежденный в прогрессе человечества, определял свою позицию как атеизм. Хаксли публично заявлял, что не верит в персонифицированного бога ни в одном смысле из тех, в которых обычно используется это понятие. Вера в бога для него невозможна, ибо бог  — всего лишь порождение человека. Он не раз писал о том, что для веры в  сверхъестественное больше нет места. Успехи науки подвели человечество к  такой стадии его эволюции, «на которой Бог больше не является полезной гипотезой». Все религиозные системы, находящиеся в кризисе, «выросли из человеческого неведения и беспомощности перед лицом внешней природы», но благодаря науке человек получил знания и контроль над природой.

Хаксли признавал, что  не все причины существования  религии исчезли. Но  он считал, что такое положение напрямую связано с недостаточным развитием науки, с тем, что совсем незначительный прогресс достигнут в познании и контроле над «внутренней средой человека как вида» и устройством общества. Хаксли полагал, что именно эти две сферы станут основами для будущей науки, прогресс которой приведет к исчезновению и этих оснований религии. Но  пока этот прогресс не произошел, Хаксли считал необходимым замену религии тем, что он называл сначала научным, а потом эволюционным гуманизмом, выступив как проповедник своего рода новой «квазирелигии». По мнению Хаксли, человек ХХ в. нуждался в новой системе религиозных верований. Такой системой, по мысли Хаксли, и является эволюционный гуманизм, который, как и все предыдущие религии, говорит человеку о его предназначении. Человек — «высшая форма жизни, произведенная эволюционным процессом на этой планете, последний доминантный тип и единственный организм, способный к дальнейшему основному продвижению или прогрессу. Знает он это или нет, желает или нет, он отныне главный фактор дальнейшей эволюции земли и ее обитателей. Другими словами, его судьба — реализовать новые возможности для всего земного сектора космического процесса, быть инструментом эволюционного прогресса на этой планете».

Употребление термина «инструмент» может создать впечатление, что человек в концепции эволюционного гуманизма Хаксли — всего лишь орудие некоего абстрактного, постороннего ему эволюционного прогресса. Однако, по Хаксли, это две стороны одной медали: «Наиболее священный долг человека, и в  то же время наиболее великолепная его возможность, это возможность способствовать максимальному осуществлению эволюционного процесса на этой земле, что включает наиболее полную реализацию его собственных наследственных возможностей». Поскольку человек не может реализовать свои способности иначе как в обществе и через общество, его необходимость и его долг в том, чтобы помогать другим людям реализовывать их способности, а обществу в целом — сохранять и улучшать социальный порядок, способствующий такой реализации.

По Хаксли, эволюционный гуманизм снимает конфликт между  религией и наукой, оставляя лишь противоречие между научным знанием и определенными  религиозными системами. Более того, религия должна теперь соединиться  с наукой, основываться на ней. Наука обеспечивает все увеличивающееся знание и понимание, через эволюционную биологию объясняет природу человека, дает религии более полное понимание судьбы человека.

Нетрудно заметить, что  в данном случае у Хаксли речь идет о его же собственной новой религии — эволюционном гуманизме. Предыдущие же традиционные религии остаются в конфликте с наукой. В кооперации между будущей наукой и будущей религией Хаксли отводил последней подчиненную роль, поскольку именно наука будет определять, какие проявления религии «интеллектуально допустимы и социально желательны» с точки зрения человеческого прогресса.

По мысли Хаксли, человек  — не что иное, как эволюция, осознавшая самое себя.

Хаксли пишет о религии  как о «социальном органе», призванном решать проблему судьбы человека, его роли в мироздании и того, как ему сыграть эту роль. При такой трактовке под понятие религии подпадают и верования гаитянских вуду, и католицизм, и фашизм, и сталинский социализм. Религии превращаются в «системы отношения, при котором знание может быть сочетаемо с идеалами и вообразимо сплавляться с нашими глубокими духовными эмоциями, образуя стабильный остов чувств и верований, которые в свою очередь будут влиять на поведение и помогать определять моральное и практическое действие».

Аргумент, который, по замыслу Хаксли, должен объединять его новую религию  — эволюционный гуманизм — со старыми религиями, состоящий в том, что все религии, науки и философии являются «творениями человека, и боги продукты человеческого ума в той же степени, что и научные законы природы», недостаточен. После дальнейших пояснений Хаксли он приобретает обратный, разъединительный смысл.

Хаксли указывает на то, что в исторических религиях боги играют роль донаучных понятийных конструкций, спекуляций воображения, призванных дать объяснение постигаемым природным явлениям. Эволюционный гуманизм базируется на научных понятиях и с этой точки зрения религией быть не  может, в противном случае религия и наука просто бы совпадали. Единственная сходная черта эволюционного гуманизма и религии — претензия на то, чтобы быть руководящей силой, то есть идеологией. Но эволюционный гуманизм, дающий, по Хаксли, человеку руководство и вдохновение для дальнейшего развития, базируется на научном знании и потому противостоит историческим религиям. Став в результате предыдущей биологической эволюции определяющей и направляющей силой всей биологической эволюции на Земле, включая свою собственную эволюцию, человек занял место прежних богов. Разумеется, такая «религия», так же как концепции Тейяр де Шардена и Добржанского, просто не могла быть принята религиозными кругами.

Таким образом, ни одна из трех концепций не смогла объединить науку и  религию, верующих и неверующих, теистов и атеистов. Попытки синтеза  ни Тейяр де Шардена, ни Добржанского, ни Хаксли не удовлетворяли ни одну из сторон, для которых он был предназначен, поскольку ни одна из сторон не получала от него того, что хотела получить — своего господства, да и сам «синтез» все-таки таковым не являлся. В основе же противоречивых и драматических поисков всех трех ученых лежало одно и то же чувство необъятности Вселенной и единения с ней, а также искреннее желание сделать человеческую жизнь лучше и человечнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Канул в Лету многострадальный ХХ век. Начался ХХI с его глобализацией, расширением мирового информационного пространства. Эта неотвратимо, и не только в экономической, политической, социальной, духовной, но и в религиозной сфере. Да, неизбежна всеобщая, единая для всего человечества, научно обоснованная религия! И не надо этого бояться, ведь такую возможность допускают иудейская, христианская и мусульманская религии. В Книге пророка Исайи из «Ветхого Завета» Библии написано: когда «...гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы», тогда они «перекуют мечи свои на орала, а копья — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (глава 2: 2 и 4). Примерно такая же идея содержится в 42-й суре «Аш шура» («Совет») Корана, где 8-й стих в вариантном переводе гласит: «В одной религии объединить» («Коран» — перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой, А., 2002, стр. 763). Отсюда следует вывод: с единым для всех народов научным теизмом несовместимы никакой религиозный шовинизм, экстремизм, опасное деление на секты.

  Сегодня происходит объединение мирового сообщества в борьбе против религиозного экстремизма и терроризма после трагических событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, 3-4 сентября 2003 года в российском городе Беслане. Идут локальные столкновения под религиозными знаменами в Палестине, Ираке, Ирландии, Индонезии и других странах, хотя их истинные причины могут быть иными. И гибнут, гибнут люди...

  Почему враждуют между собою представители не только разных религий, но и одной веры, разнящиеся лишь сектантскими взглядами, тогда как Всевышний Бог - один, абсолютная истина - одна для всех?! Нельзя ли научно доказать эту абсолютную истину по общепринятым всеми верующими мира аксиоматическим признакам и атрибутам Всевышнего? Не поможет ли в этом математика - абсолютно объективная, точная наука, которая признается не только как царица, но и служанка всех наук?! Ведь, к сожалению, субъективизм в какой-то мере присущ всем наукам, кроме математики.

  Познание Всевышнего начинается с самопознания личности - гласит народная мудрость. Сознание, дух, интеллект, душа человека - от Святого Духа Всевышнего, ибо «Бог создал человека по образу и подобию своему», как утверждают иудейская, христианская и мусульманская религии.

  Какова природа - сущность сознания? Первично или вторично сознание по отношению к материи? В этом основном вопросе философии, по утверждению марксистов, философы делятся на два непримиримых лагеря - идеалистов и материалистов.

 — А что, если  правы и те, и другие, и их утверждения - две стороны одного и того же? Не только бытие определяет сознание, но также и сознание определяет бытие. Их одновременное единство относительно, а противоположность абсолютна. Такая монодуалистическая парадигма соответствует диалектической природе жизни не только отдельного индивидуума, любого общества, но и в конечном счете Вселенной.

  Сейчас общеизвестно, что информация бывает не только физико-химической, но и биологической (генетической), социальной. Возникает закономерный вопрос: какова же все-таки природа, сущность этой информации, которая не только объективно существует, хотя и не является материей, но и правит всей Вселенной? Например, во всех биологических системах, в том числе в животном и растительном мире, закодированная генетическая программа проявляется в фенотипе - во внешнем бытии, а в отношении биологического вида - в популяции. Вся биологическая сущность заключена в генотипе и генофонде, где сосредоточена вся наследственная информация. Именно поэтому люди всех рас, наций и народностей похожи только на своих биологических родителей и (или) их предков.

  Современная наука стала подтверждать основные доктрины монотеистических религий. Например, религия говорит, что время есть сам Всевышний. Любой физик знает знак стрелу времени: бесконечность ->0, которая является частью математической модели Всевышнего. А другая часть этой модели: 0-> бесконечность, означающая информацию, тоже приводит к идее сверхразума, к единому информационному полю Вселенной, то есть опять же к Всевышнему. Непорочное зачатие женщин, дисгармония полов за счет количественного уменьшения, а затем и полного исчезновения мужских генов, о чем написано в Священных Писаниях, доказано учеными не только теоретически, но и на практике, экспериментально. Таких примеров немало. Суть главной заповеди иудейской, христианской и мусульманской религий заключается в признании того, что «Господь Бог наш есть единый Господь» или «Бог един, и нет другого, кроме него» («Новый завет», «Святое благовествование от Марка», 12:28-32), «Нет Бога, кроме Аллаха» (19-й стих суры «Мухаммад»). В 103-м стихе 6-й суры «Аль-анаам» («Скот») утверждается: «Нет никакого видения (в мире), что (Господа) постичь (способно)». Именно такое Ничто по всем признакам и атрибутам соответствует единому Богу — Всевышнему!

 Такой научный теизм  ни в чем не противоречит  современным астрофизическим, космогоническим  теориям. Сейчас естествознанием  признано, что Вселенная как определенное  Ничто — физический вакуум, суммарная  энергия которого равна нулю, возникла в результате Большого взрыва, который произошел около 14,3 миллиарда лет назад, и продолжает расширяться.

Информация о работе Синтез науки и религии