Роль информации как общенаучного понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:55, реферат

Описание работы

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Например, понятие «информация» является базовым в курсе информатики, и невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия (так же, в геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более простые понятия). Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путём их сопоставления с содержанием других понятий. В случае с понятием «информация» проблема его определения ещё более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие открытой системы 4
2. Обратная связь 5
3. Понятие целесообразности 7
4. Связь информации с энергией, физической энтропией и временем 9
1) Информация и энергия 9
2) Информация и энтропия. 12
3) Информация и время. 13
5. Информация и память 17
Заключение 19
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 65.81 Кб (Скачать файл)

Содержание - это нематериальное явление, «чистая» информация, не имеющая физических параметров типа массы, энергии, физических размеров и т.п.

Рассмотрим, например, световую информацию. Скажем, любой предмет, камень или  планета, освещенные солнцем, модулирует отраженные лучи по яркости и цветовому спектру своей формой и характером поверхности. Т.е. своими поверхностными свойствами или информацией о поверхности предмета. Информация, но уже не свойства, содержащаяся в отражённом свете, поступает в глаза смотрящего, человека или животного, преобразуется в нервные импульсы и по нервам поступает в мозг, где, возможно, тоже преобразуется по форме, удобной для обработки в мозгу. Таким образом, одно и то же содержание информации - вид объекта - переходит при передаче из одной формы в другую.

Ещё более показательным будет  следующий пример. Отражённые от поверхности предмета лучи попадают в объектив видеокамеры, в которой преобразуются по форме в аналоговый электрический видеосигнал; затем преобразуются в цифровой видеосигнал; далее в радиосигнал; а приёмной антенне опять в электрический сигнал, в телевизоре и в кинескопе в модуляцию лучей кинескопа; затем в изображение на экране кинескопа; далее свет от экрана кинескопа идёт в глаза смотрящего.

Эти примеры показывают как содержание информации, несмотря на длинный путь преобразований её формы, остается тем же самым, подтверждая этим существование «чистой» нематериальной, бестелесной информации.

Природную информацию человек воспринимает посредством своих органов чувств. Как определяла прежняя материалистическая философия: “материальный мир дан нам в ощущениях”. Основатель кибернетики Норберт Винер определил такую информацию как «обозначение содержания, полученного от внешнего мира, в процессе приспособления к нему человека».

С развитием науки природная  информация стала доступна не только непосредственным ощущениям - научно-технические  приборы раздвинули диапазоны получаемой природной информации. Например, радиоактивные излучения, недоступные обычному ощущению, стали дополнительным носителем природной информации, сущность которой от этого, впрочем, не изменилась. С проникновением в микромир информация о природе нашего мира существенно увеличилась. Двойственная корпускулярно-волновая природа микрочастиц принесла новый вид информации. Однако повторим, сущность природной информации не изменилась - она нематериальна и представляет собой реальный материальный мир. Мир дан в информации, а информация - это атрибут мира определять себя.

Информация в органическом мире. Материальный мир, изменяясь и развиваясь, принимает все более сложные организационные формы. Развитие, как процесс направленного изменения материи, приводящего к её более сложным качественным формам. Это происходит по совокупности причин. Прежде всего, потому, что движение - фундаментальное свойство материи. Всё движется, всё изменяется. Движение обеспечивается всемирной энергией, являющейся, по сути, первоосновой всего сущего. В процессе этого движения, в соответствие со свойствами материальных объектов и конкретных условий их взаимодействия, закономерно и в то же время случайно могут образоваться новые объекты. Например, не вдаваясь в историю образования планет, можно уверено утверждать, что их шарообразность закономерно связана с вращением и действием центростремительных сил в момент образования. А вот число планет, скажем в солнечной системе, величина случайная - планет, в принципе, могло быть и меньше, и больше, чем есть сейчас - никакими законами это не обусловлено. Следующий момент заключается в том, что вновь образуемые объекты могут быть устойчивыми или неустойчивыми образованиями. Поэтому далеко не всякое новое образование остаётся существовать в условиях постоянного движения и изменения материи. Если его свойства оптимально приспособлены под конкретные условия, то это обеспечивает ему и определённое закономерное существование. И, напротив, подавляющее большинство взаимодействий не заканчиваются образованием чего-то нового. Например, случайное появление в солнечной системе планеты на орбите Земли, способствовало (возможно, наряду с рядом других условий) появлению соответствующих климатических и иных условий, закономерно вызвавших появление жизни на Земле. В то же время возникновение условий, способствующих жизни, вследствие великого разнообразия материи крайне маловероятно. Принцип приспособления и выживания в условиях противоборствующих сил, лежащий в основе дарвинизма, представляется мне всеобщим правилом существования материальных объектов.

Возвращаясь к теме информации, нужно отметить, что образование более сложных организационных форм вызывает рост и количества, и качества информации. Более того, развиваются иные способы её существования и передачи. Основа биологической жизни - органическая клетка передаёт информацию о себе не через другой по природе носитель информации, а через свой собственный рост и деление. Здесь живая природа не стала рассчитывать на чужеродные носители информации, а, повторяя свою структуру, обеспечила полную передачу необходимую ей для жизни информацию. Биологическая передача информации демонстрируют совпадение содержания и формы информации. В неорганической природе таким свойством обладает, например, информация запахов. Внутри живых организмов информация передаётся гормонами и другими химико-биологическими агентами.

Особое место в жизни организмов занимает передача информации для воспроизводства  организмов. Природа прибегла к дополнительным переносчикам информации в виде семян или яиц. Однако какому бы препарированию их не подвергнуть, невозможно обнаружить в них уменьшенные копии, гомункулы, будущих организмов. Информация о них оказывается, запрятана в структуре нуклеиновых кислот. Более того, она не просто запрятана, а содержится в виде ПРОГРАММЫ развития эмбриона и затем живого организма, растущего при соответствующем питании и подходящих внешних условиях. Оказывается, природная информация может передаваться не только аналоговым способом, как это было в вышеизложенных примерах, но и иным образом - в виде программы развития. Форма программы - гены, расположенные в двойной спирали дезоксирибонуклеиновой кислоты, а содержание -программа развития плода.

Следующая ступень передачи информации возникает с жизнью живых организмов. Их существенной особенностью является создание органов, воспринимающих информацию. Простейшие одноклеточные организмы грубо реагируют на температуру, давления и другие простые изменения параметров окружающей среды. Однако с ростом сложности организмов, возникают специализированные органы восприятия информации, нервная система и централизованный орган или органы обработки информации – мозги. Информация, воспринимаемая органами чувств организма приобретает форму, удобную для передачи по нервной внутренней системе к мозгу. Там, очевидно, информация приобретает также иную форму, удобную для обработки и мозг запоминает и выдаёт решение в виде новой информации, управляющей реакцией организма.

Информация в кибернетике. Основоположник кибернетики Норберт Винер говорил об информации так: информация есть информация, а не материя и не энергия. То есть Винер относил информацию (в теоретико-информационном понимании этого термина) к фундаментальным понятиям, не выводимым через более простые. Что, впрочем, не мешает нам пояснять смысл понятия информация на конкретных примерах и описывать её свойства. Например, если в ходе взаимодействия между объектами один объект передаёт другому некоторую субстанцию, но при этом сам её не теряет, то эта субстанция называется информацией, а взаимодействие – информационным.

Список литературы

 

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Информация
  2. http://holism.narod.ru/book1/2_9.htm
  3. http://rudocs.exdat.com/docs/index-10811.html?page=70#2465
  4. Грядовой Д.И.  Концепции современного естествознания. Изд. ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.
  5. Абдрашитова Э.  Концепция современного естествознании. Изд. МГОУ, 2007 г.
  6. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. Изд. Оникс, 2008 г.
  7. http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Открытая_система
  8. http://revolution.allbest.ru/philosophy/00200412_0.html

 


Информация о работе Роль информации как общенаучного понятия