Развитие естествознания в XVIII – XIX вв. Космологические модели Вселенной. Происхождение человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 06:17, контрольная работа

Описание работы

До середины XVIII в. господствовал метафизический метод познания природы. В результате открытий в области естествознания во второй половине XVIII в. – первой половине XIX в. был вскрыт диалектический характер явлений. К этим открытиям относится космогоническая теория Канта – Лапласа, эволюционная теория Дарвина, клеточное строение растений и животных, закон сохранения и превращения энергии, периодическая система элементов Менделеева.

Содержание работы

1. Развитие естествознания в XVIII – XIX вв. 2

2. Космологические модели Вселенной 12

3. Происхождение человека 19



Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная Естествознание 2.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

       Красное смещение – это понижение частот электромагнитного излучения: в  видимой части спектра линии  смещаются к его красному концу. Обнаруженный ранее эффект Доплера  гласил, что при удалении от нас  какого-либо источника колебаний, воспринимаемая нами частота колебаний уменьшается, а длина волны соответственно увеличивается. При излучении происходит «покраснение», то есть линии спектра сдвигаются в сторону более длинных красных волн.

       Для всех далеких источников света красное смещение было зафиксировано, причем, чем дальше находился источник, тем в большей степени. Красное смещение оказалось пропорционально расстоянию до источника, что и подтверждало гипотезу об удалении их, то есть о расширении Мегагалактики – видимой части Вселенной.

       Красное смещение надежно подтверждает теоретический  вывод о нестационарности области  нашей Вселенной с линейными  размерами порядка нескольких миллиардов парсек на протяжении, по меньшей мере, нескольких миллиардов лет. В то же время кривизна пространства не может быть измерена, оставаясь теоретической гипотезой.

       Возможные сценарии развития нашего мира

       1. Пульсирующая модель Вселенной,  при которой вслед за периодом  расширения наступает период  сжатия и все заканчивается  Большим хлопком.

       2. Вселенная со строго подогнанной средней плотностью, в точности

       равной  критической. В этом случае наш мир  Евклидов, и его расширение все  время замедляется.

       3. Равномерно расширяющаяся по  инерции Вселенная. Именно в  пользу такой открытой модели  мира до последнего времени свидетельствовали данные о подсчете средней плотности нашей Вселенной.

       4. Мир, расширяющийся со все нарастающей  скоростью. Новейшие экспериментальные  данные и теоретические изыскания  говорят о том, что Вселенная  разлетается все быстрее, и,  несмотря на евклидовость нашего мира, большая часть галактик в будущем будет нам недоступна. И виновата в столь странном устроении мира та самая темная энергия, которую сегодня связали с некоей внутренней энергией вакуума, заполняющего все пространство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Происхождение человека

       Как и в вопросе происхождения  Вселенной и жизни, существует представление  о божественном творении человека. «И сказал Бог; сотворим человека по образу своему» (Бытие. 1. 26, 27).

       Во  многих первобытных племенах были распространены представления о том, что их предки произошли от животных и даже растений (на этом основано представление о тотемах), а такие верования встречаем у так называемых отсталых народов до сих пор. В античности  высказывались мысли о естественном происхождении людей из ила (Анаксимандр). Тогда же заговорили о сходстве человека и обезьяны (Ганнон из Карфагена).

       В настоящее время в связи с  ажиотажем вокруг НЛО в моду вошли  версии о происхождении человека от внеземных существ, посещавших Землю, или даже от скрещивания космических пришельцев с обезьянами.

       Но  господствует в науке с 19 века вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в 20 веке генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Но всё это отнюдь не означает, что ныне живущие шимпанзе или гориллы — точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезьянами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни — «древесная обезьяна»), т.к. он обитал на деревьях.

       В 1856 г. во Франции отыскали части скелета  этого пращура шимпанзе, гориллы и человека. Во времена жизни дриопитеков значительную часть суши затронуло изменение климата: тропические джунгли исчезали и сменялись пространствами, лишёнными лесов. Это обстоятельство не могло не сказаться и на образе жизни животных. Иные отступали под прикрытие исчезающего леса, другие старались приспособиться к жизни на открытой местности. Так жизнь заставила дриопитеков «спуститься с деревьев на землю».

       Австралопитеки (по-латыни — «южные обезьяны»), обитавшие  в степях Африки, сделали ещё два шага от животного к человеку. Первым их «достижением» стало прямохождение, о чём свидетельствует строение тазовых костей австралопитеков. Хождение на двух ногах, кстати говоря, принесло человеку массу неудобств. Скорость его передвижения сразу замедлилась, роды стали мучительными (в отличие от четвероногих). Но, видимо, преимущества этого способа передвижения перевешивали. Высвободились две передние конечности — руки. Теперь в них можно было держать камни, палки, другие орудия. Орудия, как известно, могут применять многие звери и птицы. (К примеру, стервятники разбивают страусиные яйца, бросая в них камни). Но в жизни предков человека орудия стали приобретать всё большую, невиданную прежде роль.

       Австралопитеки, судя по всему, ещё не обрабатывали своих орудий, а просто использовали то, что находили: помимо палок и камней крупные кости, рога антилоп. Ими можно было, например, отбить от стада и убить антилопу, отогнать хищника от его добычи. Вторым «достижением» австралопитеков стала постепенная утрата «шубы из густой шерсти». Уместная во влажных джунглях, в жаркой и сухой саванне она только мешала, затрудняя охлаждение организма. Первый череп австралопитека был обнаружен в Южной Африке в 1924 г., а наиболее полный скелет, в котором сохранилось 40% костей, — в 1974 г. В Эфиопии. Принадлежал он 40-летней женщине, жившей 3 млн. лет тому назад, которую учёные прозвали «Люси».

       Следующий в эволюционной лестнице — уже  «первый человек», первый представитель рода Ноmo. Это человек умелый (Homo habilis)

       В 1960 г. английский антрополог Луис Лики нашёл в ущелье Олдовай (Танзания) рядом с останками «человека умелого» самые древние орудия, созданные человеческими руками. Надо сказать, что даже примитивный каменный топор выглядит рядом с ними так же, как электрическая пила рядом с каменным топором. Эти орудия — всего лишь расколотая под определённым углом галька, слегка заострённая. (В природе таких расколов камня не встречается.) Возраст «олдовайской галечной культуры», как её назвали учёные, — около 2,5 миллионов лет!

       Человек делал открытия и создавал орудия труда, а эти орудия изменяли самого человека, оказывали решающее влияние на его эволюцию. Например, использование огня позволило коренным образом «облегчить» череп человека, уменьшить его вес. Приготовленная на огне пища в отличие от сырой не требовала таких мощных мышц для её пережёвывания, а более слабым мышцам для закрепления на черепе уже не требовался теменной гребень. Племена, изготовлявшие лучшие орудия (как позднее более развитые цивилизации), побеждали отстающие в своём развитии племена и вытесняли их в бесплодную местность. Изготовление более совершенных орудий усложняло внутренние взаимоотношения в племени, требовало большего развития и объёма мозга. Галечные орудия «человека умелого» постепенно сменились ручными рубилами (камни, оббитые с двух сторон), а затем скребками и наконечниками.

       Другая  ветвь эволюции рода Ноmо, стоящая, по оценкам биологов, выше «человека умелого», — человек выпрямленный (Ноmo erectus). К этому виду относят питекантропа (по-латыни — «обезьяночеловека»), синантропа («китайского человека» — его останки были найдены в Китае) и некоторые другие подвиды. Их часто называют обезьянолюдьми. «Человек выпрямленный» уже не бежал в панике от огня, как все остальные звери, а сам разводил его (впрочем, есть предположение, что и «человек умелый» уже поддерживал огонь в тлеющих пнях и термитниках); не только раскалывал, но и обтёсывал камни, в качестве посуды использовал обработанные черепа антилоп. Одеждой «человеку умелому», видимо, служили шкуры убитых зверей. Правая рука его была более развита, чем левая. Вероятно, он владел примитивной членораздельной речью. Пожалуй, издалека его можно было бы принять за современного человека.

       И, наконец, вид, к которому принадлежат  и живущие сейчас люди, — человек разумный (Ноmo sapiens). Homo sapiens в момент своего появления был просто представителем одной из нескольких конкурирующих линий. То, что именно он достигнет успеха на арене эволюции, не было предопределено.

       Сегодня большинство ученых придерживаются теории африканского происхождения человека и считают, что будущий победитель в эволюционной гонке возник на Юго-Востоке Африки около 200 тыс. лет назад и расселился оттуда по всей планете.

       Раз человек вышел из Африки, то, казалось бы, само собой разумеется, что наши дальние африканские прародители были похожи на современных жителей этого континента. Однако некоторые исследователи считают, что первые люди, появившиеся в Африке, были ближе к монголоидам. Монголоидная раса имеет ряд архаичных черт, в частности в строении зубов, которые характерны для неандертальцев и Homo erectus (Человека прямоходящего). Популяции монголоидного типа обладают высокой адаптивностью к различным условиям обитания, от арктической тундры до экваториальных влажных лесов, тогда как у детей негроидной расы в высоких широтах при недостатке витамина D быстро возникают заболевания костей, рахит, т.е. они специализированы к условиям высокой инсоляции. Если бы первые люди были подобны современным африканцам, то сомнительно, что они смогли бы успешно осуществить миграции по всему земному шару. Однако эта точка зрения оспаривается большинством антропологов.

       Концепции африканского происхождения противопоставляется  концепция мультирегионального происхождения, предполагающая, что наш предковый вид Homo erectus превратился в Homo sapiens в различных точках земного шара независимо. 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

  1. Воронцов- Вельяминов Б. А. «Очерки о Вселенной». - М.: «Наука», 2006 г.
  2. Девис П. «Случайная Вселенная». - М.: «МИР» 2005 г.
  3. Казютинский В.В. «Вселенная Астрономия, Философия».- М.«Знание», 1972 г.
  4. Климишин И. А. «Астрономия наших дней». - М.: «Наука» 2000 г.
  5. Климишин И. А. «Открытие Вселенной». - М.: « Наука», 1998 г.
  6. Комаров В. Н. Пановский Б. Н. «Занимательная астрономия». - М. «Наука», 2004
  7. Куликовский П. Г. «Справочник любителя астрономии». - М., 2001 г.
  8. Левитан С.П. «Астрономия», М.: «Просвещение», 2004 г.
  9. Новиков И.Д. «Эволюция Вселенной». - М., 2003 г.
  10. Школовский И. С. «Вселенная Жизнь Разум». - М.: « Наука» 1996.

11. Грушевицкая Т.С., Сахохина А.П. Концепции современного естествознания. - М.: Высш. Шк., 1997. 382 с.

12. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В.О. Голубинцев и др.; под общ. ред. С.И. Самыгина. – Изд. 7-е, доп. и перераб. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005- 413 с.

13.  Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004 — 601 с.


Информация о работе Развитие естествознания в XVIII – XIX вв. Космологические модели Вселенной. Происхождение человека