Пространство и время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение свойств пространства и времени с точки зрения современной науки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)показать сущностные характеристики пространства и времени с позиции современного научного познания;
2)выяснить межнаучный характер пространственно-временных представлений в современной науке;
3)показать значение понятий пространства и времени не только для естественных, но и для гуманитарных наук.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 28.52 Кб (Скачать файл)

Естественные (точные) науки достигли высочайшего  уровня миропонимания и эмпирического  исследования, превратились в доминирующий способ человеческого мышления и  социального действия. 

Значение  понятий пространства и времени не только для естественных, но и для гуманитарных наук.

Переломный  характер нашей эпохи отразился  в смене парадигмы научного знания. Современная наука в своем  стремлении преодолеть проблемы, вызванные  ее углубляющейся специализацией, все  в большей степени становится интеграционной, научные исследования приобретают не только междисциплинарный  характер, но и включают в себя проблемы ранее не относившиеся к собственно научным: закономерности развития культуры, субъективная составляющая собственно научного знания и др. Сегодня все  чаще пересматриваются такие фундаментальные  понятия, как «время» и «пространство», которыми философы занимались с древних  времен.

Интерес к проблеме времени в равной степени  свойственен естествознанию и гуманитарным наукам. Формально всплеск этого  внимания вызван рядом концептуальных открытий XX века. А.Эйнштейн изобрел  «четырехмерный пространственно-временной  континуум».

Время является той фундаментальной осью мировых событий, представления  о которой развиваются и закрепляются в культуре, специфицируясь в зависимости  от содержания ее конкретных областей.

Мировоззренческий характер философии позволяет также  переосмыслить эти процессы как  с точки зрения науки, так и  целостности культуры общества.

Смена представлений человека о времени  неразрывно связана со стадиальными изменениями в культуре.

 Если  в естественнонаучном контексте  выясняется «материальная» сущность  времени, то в философском дискурсе  вопрос стоит значительно шире, поскольку именно здесь представлена  дифференциация времени как реальности  и представлений о нем. Именно  последние формируют аксиологический  смысл культуры в контексте  исторических «прерывов постепенности». В этом смысле представляется  правомерной идея о том, что  каковы наши представления о  времени, таково и само время,  воплощаемое в череде культурно-исторических  событий. Следовательно, проблема  времени как феномена культуры  актуальна до тех пор, пока  существует сама культура.

Проблема  времени — одна из любимых тем  в философии, поэтому можно указать  только главных ее «разработчиков», каждый из которых внес что-то новое  и очень важное. Это, прежде всего, Аристотель и Платон,Плотин и Гегель, Гуссерль и Хайдеггер. Благодаря  им были получены сведения об основных свойствах времени, о его социальных и антропологических модификациях. Работы современных ученых, таких  как И. Пригожий, В. Иорданский, Р. Акимов, А. Грюнбаум и др., позволили дать классификацию временных форм (физическое, биологическое, социальное, геологическое  время и др.), выявить зависимость  между ними, показать соотношение  естественнонаучных и гуманитарных аспектов проблемы времени.

Рассмотрением сущности понятия «время» через  сознание человека различных эпох сегодня  занимаются представители целого ряда гуманитарных наук: философы, культурологи, историки, социологи, психологи.

Проблемы  познания времени широко изучаются  зарубежными философами со второй половины XX века. Среди них выделяются комплексным  подходом труды Г. Рейхенбаха, Дж. Уитроу, А. Грюнбаума.

Объективность категории «время» как его  природная заданность процессами микро- и макромира в настоящее время  не подтверждается наукой. Все в  большей степени данная категория  трактуется как субъективная, к тому же распадающаяся в зависимости  от формы своей артикуляции на перцептуальное и концептуальное. Таким  образом, категория «время» все  в большей степени становится частью социокультурных явлений. [8]

Итак, время  есть производная его сознания; времени  вне человека не существует; все  изменения в мире - суть пространственные изменения состояний, и только человеческий разум приписывает изменениям еще  один вектор - временной. Такое понимание  времени является хоть и дискуссионным (как и любое другое современное  понимание), но естественно ведет  нас к пониманию времени через  субъект культуры, возвращая его  циклический, субъективный и в то же время коллективно-мифологический характер. И здесь мы видим, как  замыкается круг сознания человека, как  наши самые новые теоретические  выкладки возвращают нас к сущностным характеристикам «архаического» сознания.

Понятие «время» в культурном самосознании человека принципиально отличается от его научной рефлексии и  является выражением основных интегративных  черт культуры, отсутствием естественнонаучного  представления о пространственно-временном  континууме и линейном характере  времени.

Особенностью  категории «время» в архаическом  сознании является ее синкретический характер, проявляющийся в преобладании коллективного над индивидуальным, цикличности представлений о  прошлом, настоящем и будущем, во включенности категории «время»  в понятие вечности.

Несмотря  на сущностные отличия понятия времени  в архаическом и современном  сознании, имеется ряд совпадающих  элементов в функциях времени (прогностические  функции, функции памяти и т.д.), также  как и в сущностных характеристиках (циклический характер, темпоральность). [7] 
 
 
 

Заключение.

Вселенная эволюционирует, бурные процессы изменения  материи происходили в прошлом, происходят сейчас и будут происходить  в будущем. Наши сегодняшние представления  о Вселенной крайне далеки от рисовавшейся иногда в прошлом картины неизменной "в среднем" Вселенной, в неизменном пространстве которой происходят в  неизменном времени вечно повторяющиеся  процессы. Все оказалось гораздо  сложнее и интереснее.

 Пространство  и время представляют собой  формы, выражающие определенные  способы координации материальных  объектов и их состояний. Содержанием  этих форм является движущаяся  материя, материальные процессы, и именно особенности и характер  последних должны определять  их основные свойства.

 Итак, относительность времени и пространства, их связь с качественным материальным  накоплением той структуры, от  которой они существенным образом  зависят, сегодня перешагнуло  границы теоретической физики  и используется практически во  всех областях человеческого  знания. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1)Дубницева  Т.Я. «Концепции современного  естествознания» 1997г.; 2)Лавриненко В.Н. «Концепции современного естествознания»,2008 г.; 3)Лавриненко В.Н.»Концепции современного естествознания»,2001 г.;

4) www.nauka.ru;

5) ru.wikipedia.org/wiki/;

6) www.countries.ru/library/philosophy/duo.htm$

7)lib.socio.msu.ru/…/library?…$

8) www.erlib.com/…/Тайны_Времени/52/$

9)yandex.ru 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Пространство и время