Проблема первоначала у представителей материализма в античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 22:38, реферат

Описание работы

Материализм (лат. materialis - вещественный) – научное философское направление, противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие теории зрелости материализма.

Файлы: 1 файл

Проблема первоначал.docx

— 29.47 Кб (Скачать файл)

Одним из влиятельных учений этого времени был атомистический материализм. Его виднейшим представителем стал Демокрит. Известно до 70 его работ, охватывающих практически все области знания этого того времени – философию, математику, астрономию, политику и этику. Продолжая традицию поисков первоначала всего сущего, Демокрит ввел представление о том, что мир состоит из бытия и небытия. Небытие  - это пустота, а бытие – это атомы. Атомы – неделимые, не разрезаемые «на части» мельчайшие частицы, их нельзя воспринять нашими чувствами, но можно представить умозрительно. Атомы различаются по форме и положению. Их важнейшим свойством является постоянной движение. благодаря движению атомов в пустоте, их разъединению и соединению возникают, развиваются и гибнут все вещи и даже миры, рождается и все сложное: вода, огонь, воздух, земля. Из атомов состоит человеческая душа. Их специфика в том, что атомы особого рода – очень мелкие и подвижные. Атомы, образующие душу, рождаются вместе с человеческим телом и умирают вместе с ним, рассеиваясь в пустоте. Человек отличается от животных лишь особым соотношением атомов души и тела.

Даже боги согласно Демокриту, не являются исключением: они такде состоят из атомов, но из особо прочных, однако не настолько, чтобы делать богов бессмертными.

Своеобразное учение Демокрита об умопостигаемых атомах как основе мира привело его к идее о существований, форм человеческого познания – чувственного и рассудочного. Причем предпочтение он отдавал истинному, рассудочному познанию.

Таким образом Демокрит впервые в истории античной философии разработал учение о познании, двух его основных формах.

Вместе с тем в философии Демокрита проявились и некоторые слабые стороны представляемого им материалистического направления. Наиболее серьезным недостатком был упрощенный, чисто количественный, механический подход к пониманию устройства мира.

Многие считали Демокрита лучшим из философов живших до Сократа. Для этого действительно были основания.

  1. именно Демокрит успешнее других античных философов в своих произведениях решил вопрос о первооснове мира.
  2. он узнал на какое важнейшее универсальное свойство мира, как движение, изменение, развитие,  связывая это свойство с атомами.
  3. он обнаружил стремление к атеизму, обосновывая мысль о смертности богов, которые, как и люди, состоят из атомов.

Философские учения Демокрита сыграли свою положительную роль в истории античной философии, укрепилось качественно новое направление – философский идеализм.

Философское учение об атомообразном строении мира и атоме, как предельной, далее неделимой элементарной частице продержалось вплоть до конца 19 века атом считался дискретной и неизменной сущности материи, «первичных кирпичиков» мировоздания. И только открытие в 1897 г. Джозефом Томсоном электрона показало сложную структуру самого атома. Поэтому современная философия признает многообразие молекул, атомов, элементарных частиц, и других микрообъектов в структуре материи (основы всего живого),  их  неисчерпаемую сложность, способность к превращениям из одних форм в другие. В существовании различных дискретных микрообъектов с уменьшением пространственных масштабов, что качественно меняет формы структурной организации материи, ее свойства, связи между элементами в микросистемах, законы движения. И материя теперь считается не только дискретной, но и также непрерывной.  

Список используемой литературы.

  1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учеб. пособие – М.: Знание, 1998. – 304 с.
  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В2 ч. Ч. 1/ Под общ.ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – 367 с.
  3. Диалектический материализм: Учебник/Акад. Обществ. Наук при ЦК КПСС; Редкол.: Б.Н. Бессонов (отв. ред.) и др. – М.: Мысль, 1989 – 397, (1) с.
  4. Основы современной философии. Издание 2-е дополненное. Серия «Мир культуры, истории и философии»/ Оформление обложки С. Шапиро, А. Олексенко / СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 352 с.
  5. Островский Э.В. основы философских знаний: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 256 с. – (Готовимся к экзаменам)
  6. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.3-е изд. – М.: Культура и спорт, Юнити-ДАНА, 2004. – 584 с. 
  7. Философия: Учеб. пособие: 3-е изд., испр. И доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998 – 343 с.
  8. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд. – М.: Политиздат, 1999. – 690с.

1 Философия: Учеб. пособие: 3-е изд., испр. И доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998 – 343 с.


Информация о работе Проблема первоначала у представителей материализма в античности