Представления о пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 14:55, реферат

Описание работы

В связи с этим целью данного реферата является рассмотрение и изучение современных представлений о пространстве и времени.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть представления о пространстве;
- изучить представления о времени.

Файлы: 1 файл

реферат по естествознанию.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

 

Айзек Азимов, известный американский фантаст и популяризатор научных идей, писал: "И в наши дни непосредственному восприятию человека доступно только то же самое — маленький клочок плоской Земли и, разумеется, небосвод над головой с маленькими светящимися точками и кружками. И небосвод этот кажется таким близким. Какой же ход логических рассуждений заставил эти видимые нами тесные пределы раздвигаться все больше, и больше, и больше, теряясь в неизмеримой дали, так что теперь человеческий разум не в силах ни объять Вселенную, о которой мы говорим, ни представить, насколько ничтожно по сравнению с ней все то, что нас окружает?1

В древности у разных народов были и различные представления о Земле и ее форме, зависевшие от тех природно-климатических условий, в которых проживали эти народы. Так, индийцы представляли себе Землю в виде плоскости, лежащей на спинах слонов, жители Вавилона — в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония, евреи — в виде равнины и т.д. Но в любом случае считалось, что и некоем месте небесный купол соединяется с земной твердью.

Своему появлению и развитию наука о Земле — география, или землеописание, во многом обязана древним грекам, представлявшим мир в виде круглой лепешки с Грецией в центре. Гекатей Милетский (ок. 546—480 до н.э.) даже вычислил ее диаметр — 8000 км.

Для наших далеких предков ориентация в пространстве имела огромное значение. Порядок обеспечивал безопасность. Недаром бессмертное творение Данте начинается с рассказа о том, как он заблудился в темном лесу и начал свое путешествие только с первыми лучами Солнца в день весеннего равноденствия в полнолуние в 1300 году.

Обычно под пространством (в том числе и космическим) мы понимаем некую протяженную пустоту, в которой могут (но не обязательно) находиться какие-либо предметы. Однако между небесными телами (звездами, планетами, кометами) всегда имеется некоторое количество вещества, поэтому в науке пространство рассматривается не как вместилище материи, а как физическая сущность, обладающая конкретными свойствами и структурой.

Для определения положения в пространстве необходимо задать три координаты — широту, долготу и высоту. Это означает, что пространство трехмерно. Птолемей в своем главном труде "Альмагест" уделил особое внимание размерности пространства, утверждая, что в природе не может быть более трех пространственных измерений.

Ньютоново отношение к времени сохранилось и в специальной теории относительности Эйнштейна, называемой "неклассической", которая заменила пространство и время Ньютона на пространство-время Германа Минковского (1864—1909). В самом деле, с точки зрения Эйнштейна, пространственно-временной континуум — это новое средство характеристики физических явлений, используя которое "для описания событий в природе нужно применять не два, а четыре числа. Физическое пространство, постигаемое через объекты и их движения, имеет три измерения, и положение объектов характеризуется тремя числами. Момент события есть четвертое число. Каждому событию соответствуют четыре числа, мир событий есть четырехмерный континуум". У Эйнштейна не имеет смысла деление этого мира на время и пространство, поскольку описание мира событий "посредством статической картины на фоне четырехмерного пространственно-временного континуума" более удобно и объективно. Таким образом, традиция классической физики сохранена. По выражению Вернадского, теория относительности "отрицала только независимое от пространства, абсолютное время, но не придавала ему никаких новых свойств — принимала его тем же изотропным, аморфным временем, каким понимал его Ньютон".

Удивительно, что то же отношение к времени сохранилось и в ОТО, хотя в ней свойства пространства-времени зависят от распределения тяготеющих масс. Но влияние масс сказывается только на метрических свойствах часов, поскольку меняется лишь частота при переходе между точками с разными гравитационными потенциалами. По мнению Эйнштейна, в фундаментальных законах физики не должно быть необратимости, так как "различие между прошлым, настоящим и будущим — не более чем иллюзия, хотя и весьма навязчивая". Эйнштейна беспокоила направленность времени, связанная со вторым началом термодинамики и ростом энтропии в необратимых процессах. Хотя решение, соответствующее нестационарной Вселенной, было получено А.А. Фридманом из его космологических уравнений и позднее подтвердилось обнаружением красного смещения спектров далеких галактик, Эйнштейн считал гипотезу взрывающейся Вселенной временной и относился к ней с недоверием.

В 60-80-е годы нашего века отношение к эволюционным процессам стало меняться, мир предстал существенно нелинейным с необратимыми процессами в своей основе. Поэтому и времени в новой эволюционизирующей картине мира уготована иная роль.

 

Список литературы

 

  1. Горелов А.А. «Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям». – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -272с.
  2. Дорфман Я.Г. «Всемирная история физики с начала 19 века до середины 20 века».- М.: «Наука», Год издания: 1979.- 317с.
  3. Кемпфер Ф. «Путь в современную физику».- М.: «Мир», 1972.- 375с.
  4. Мэрион Дж. Б. «Физика и физический мир».- М.: «Мир» 1975. - 624с.
  5. Найдыш В.М. «Концепции современного естествознания. Учебное пособие».- М.: «Альфа-М» 2001.- 476с.
  6. Николис Г., Пригожин И. «Познание сложного». М.: «Мир» 1990. – 334с.
  7. Пригожин И. «От существующего к возникающему». М.: «Прогресс» 1985. – 328с
  8. Самыгин С.И. «Концепция современного естествознания».-Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2003.- 448с.
  9. Степин В.С. «Философская антропология и философия науки.»- М.: «Гардарики» 1999. – 400с.
  10. Фейнберг Е.Л. «Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке».- М.: «Наука» 1992. – 253с.

Информация о работе Представления о пространстве