Предпосылки возникновения жизни на земле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 21:33, реферат

Описание работы

С незапамятных времен происхождение жизни было загадкой для человечества. С момента своего появления благодаря труду человек начинает выделяться среди остальных живых существ. Но способность задать себе вопрос "откуда мы?" человек получает сравнительно недавно - 7-8 тыс. лет назад, в начале нового каменного века (неолита). Весьма примечательно, что именно в начале неолита люди выходят из пещер и начинают строить постоянные жилища на открытых местах.

Файлы: 1 файл

жизнь.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

        Жизнь - одно из сложнейших, если  не самое сложное явление природы.  Для нее особенно характерны  обмен веществ и воспроизведение,  а особенности более высоких  уровней ее организации обусловлены строением более низких уровней.

   Современная теория происхождения жизни основана на идее о том, что биологические  молекулы могли возникнуть в далеком  геологическом прошлом неорганическим путем. Сложную химическую эволюцию обычно выражают следующей обобщенной схемой: атомы ? простые соединения ? простые биоорганические соединения ? макромолекулы ? организованные системы. Начало этой эволюции положено нуклеосинтезом в Солнечной системе, когда образовались основные элементы, в том числе и биогенные. Начальное состояние -нуклеосинтез -быстро переходит в процесс образования химических соединений. Этот процесс протекает в условиях первичной Земли со все нарастающей сложностью, обусловленной общекосмическими и конкретными планетарными предпосылками.

     Первое необходимое условие имеет  общекосмический характер. Оно связано  с единой химической основой  Вселенной. Жизнь развивается  на этой единой основе, отражающей  как количественные, так и качественные  особенности отдельных химических  элементов. Это допущение приводит к заключению, что на любой планете во Вселенной, которая похожа на нашу по массе и расположению относительно центральной звезды, может возникнуть жизнь. Согласно представлениям видного американского астронома X. Шепли, во Вселенной имеется 108 космических тел (планет или звезд-лилипутов), на которых может возникнуть и существовать жизнь.

      Главное условие возникновения  жизни имеет планетарную причину  и определяется массой планеты.  Такое утверждение, быть может,  имеет несколько геоцентрический и антропоцентрический характер, но жизнь, подобная земной, могла возникнуть и развиться на планете, масса которой имеет строго определенную величину. Если масса планеты больше чем 1/20 массы Солнца, на ней начинаются интенсивные ядерные реакции, что повышает ее температуру и она светится, как звезда. Таковы планеты Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Планеты с малой массой (Меркурий) имеют слабое гравитационное поле и не могут продолжительное время удерживать атмосферу, которая необходима для развития жизни. Здесь интересно отметить, что по ряду подсчетов Земля приобрела 80% своей массы в первые 100 млн. лет своего существования.

     Из планет Солнечной системы  кроме Земли подходящую массу  имеют Венера и Марс, но там  отсутствуют другие условия. По  мнению советского астрофизика В. Г. Фесенкова, во Вселенной 1% планет имеет подходящую массу.

     Особенно важной предпосылкой  возникновения и развития жизни  является относительно постоянная  и оптимальная радиация, получаемая  планетой от центральной звезды. Обычно оптимальную радиацию получают планеты имеющие орбиту, близкую к круговой, и подвергающиеся поэтому относительно постоянному облучению.

     Обязательным условием возникновения  жизни является наличие воды. Парадоксально, что, хотя вода - чуть ли не самая распространенная молекула во Вселенной, поразительно мало планет имеют гидросферу: в нашей Солнечной системе только Земля имеет гидросферу, а на Марсе имеется лишь незначительное количество воды.

     Значение воды для жизни исключительно.  Это обусловлено ее специфическими  термическими особенностями: огромной теплоемкостью, слабой теплопроводностью, расширением при замерзании, хорошими свойствами как растворителя и др. Эти особенности обусловливают круговорот воды в природе, который играет исключительную роль в геологической истории Земли.

   Из  сказанного выше можно сделать следующий  вывод: возникновение жизни на Земле  есть часть общей эволюции материи  во Вселенной, а не некий сверхъестественный акт. Налицо были исходные органические соединения, оптимальная масса Земли, оптимальная солнечная радиация, наличие гидросферы. В этих условиях эволюция материи с высокой степенью вероятности осуществляется по пути возникновения жизни.

   За  последние 20 лет были получены интересные сведения о наличии органических соединений во Вселенной. Источники этих сведений естественные посланцы космоса на Землю, метеориты.

     Все ранее рождавшиеся теории  идеалистов, сторонников религиозных  течений и даже материалистов  были несостоятельными и до  конца необоснованными из-за нехватки  знаний тогдашних ученых.

     И только с наступлением капитализма,  который отличался прогрессом  в науке и технике, когда  был накоплен большой научный  потенциал, стали зарождаться  научно обоснованные теории о  происхождении жизни на земле. 

    

   2.2 Зарождение и развитие эволюционной идеи. 

    

             Первые проблески эволюционной  мысли зарождаются в недрах  диалектической натурфилософии  античного времени, рассматривавшей  мир в бесконечном движении, постоянном  самообновлении на основе всеобщей  связи и взаимодействия явлений  и борьбы противоположностей.

      Выразителем стихийного диалектического  взгляда на природу был Гераклид, эфесский мыслитель (около 530-470 гг.. до н. э.) его высказывания  о том, что в природе все  течет все изменяется в результате  взаимопревращений первоэлементов  космоса - огня, воды, воздуха, земли, содержали в зародыше идею всеобщего, не имеющего начала и конца развития материи.

      Крупнейшие представители ионийской  школы философов - Фалес из  Милета считал, что все возникло  из первичного материала - воды  в ходе естественного развития. Анаксимандр исходил из того, что жизнь возникла из воды  и земли под действием тепла.  Согласно Анаксимену основным элементом является воздух, способный разрежаться и уплотняться, и этим процессом Анаксимен объяснял причину различий веществ. Он утверждал, что человек и животное произошли из земной слизи.

   Представителями механистического материализма были философы более позднего периода (460-370 гг. До н. э. ). По Демокриту мир состоял из бесчисленного множества неделимых атомов, расположенных в бесконечном пространстве. Атомы находятся в постоянном процессе случайного соединения и разъединения. Атомы находятся в случайном движении и различны по величине, массе и форме, то тела, появившиеся вследствие скопления атомов, могут быть также различными. Более легкие из них поднялись вверх и образовали огонь и небо, более тяжелые, опустившись, образовали воду и землю, в которых и зародились различные живые существа: рыбы, наземные животные, птицы.

     Механизм происхождения живых  существ первым пытался истолковать  древнегреческий философ Эмпедокл (490-430 гг. до н. э.). Развивая мысль  Гераклида о первичных элементах, он утверждал, что их смешение создает множество комбинаций, одни из которых - наименее удачные- разрушаются, а другие - гармонирующие сочетания -сохраняются. Комбинации этих элементов и создают органы животных. Соединение органов друг с другом порождает целостные организмы. Примечательной была мысль, что сохранились в природе только жизнеспособные варианты из множества неудачных комбинаций. 

         Зарождение биологии как науки  связано с деятельностью великого  мыслителя из Греции Аристотеля (387-322 гг. до н. э.). В своих капитальных трудах он изложил принципы классификации животных, провел сравнение различных животных по их строению, заложил основы античной эмбриологии.

     В работе "О частях животных" приводится мысль о взаимосвязи  (корреляции ) органов, о том, что изменение одного органа влечет за собой изменение другого, связанного с ним функциональными отношениями.

     В труде "Возникновение животных" Аристотель разработал сравнительно  анатомический метод и применил  его в эмбриологических исследованиях.  Он обратил внимание на то, что у разных организмов эмбриогенез (развитие эмбриона ) проходит через последовательный ряд: в начале закладываются наиболее общие признаки, затем видовые и, наконец, индивидуальные. Обнаружив большое сходство начальных стадий в эмбриогенезе представителей разных групп животных, Аристотель пришел к мысли о возможности единства их происхождения. Этим выводом Аристотель предвосхитил идеи зародышевого сходства и эпигенеза (эмбриональных новообразований ), выдвинутые и экспериментально обоснованные в середине XVIII в.

     Таким образом, воззрения античных  философов содержали ряд важных  элементов эволюционизма: во-первых, мысль о естественном возникновении  живых существ и их изменении  в результате борьбы противоположностей  и выживании удачных вариантов, во-вторых, идею ступенчатого усложнения организации живой природы; в-третьих, представление о целостности организма (принцип корреляции) и об эмбриогенезе как процессе новообразования.

   Отмечая значение античных мыслителей в развитии философии, Ф. Энгельс писал: "... в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, и процессе возникновения почти все позднейшие типы мировоззрений".

   Последующий период, вплоть до XVI в., для развития эволюционной мысли почти ничего не дал. В эпоху Возрождения резко усиливается интерес к античной науке и начинается накопление знаний, сыгравших значительную роль в становлении эволюционной идеи.

   Исключительной  заслугой учения Дарвина явилось  то, что оно дало научное, материалистическое объяснение возникновению высших животных и растений путем последовательного развития живого мира, что оно привлекло для разрешения биологических проблем исторический метод исследования. Однако к самой проблеме происхождения жизни у многих естествоиспытателей и после Дарвина сохранился прежний метафизический подход. Широко распространенный в научных кругах Америки и Западной Европы менделизм- морганизм выдвинул положение, согласно которому наследственностью и всеми другими свойствами жизни обладают частицы особенного генного вещества, сконцентрированного в хромосомах клеточного ядра. Эти частицы будто бы когда-то внезапно возникли на Земле и сохранили свое жизнеопределяющее строение в основном неизменным в течение всего развития жизни. Таким образом, проблема происхождения жизни, с точки зрения менделистов-морганистов, сводится к вопросу, как могла сразу внезапно возникнуть наделенная всеми свойствами жизни частица генного вещества.

     Большинство высказывающихся по  этому вопросу зарубежных авторов  (например, Девилье во Франции или Александер в Америке) подходит к нему весьма упрощенно. По их мнению, генная молекула возникает чисто случайно, благодаря "счастливому" сочетанию атомов углерода, водорода, кислорода, азота и фосфора, которые "сами собой" сложились в чрезвычайно сложно построенную молекулу генного вещества, сразу же получившую все атрибуты жизни.

     Но такого рода "счастливый  случай" настолько исключителен  и необычен, что он мог якобы  осуществиться всего лишь раз  за время существования Земли.  В дальнейшем шло только постоянное размножение этой единожды возникшей, вечной и неизменной генной субстанции.

      Это "объяснение", конечно, ничего  по существу не объясняет. Характерной  особенностью всех без исключения  живых существ является то, что  их внутренняя организация чрезвычайно хорошо, совершенно приспособлена к осуществлению определенных жизненных явлений: питания, дыхания, роста и размножения в данных условиях существования. Как же в результате чистой случайности могла возникнуть эта внутренняя приспособленность, которая так характерна для всех, даже наипростейших живых форм?

     Антинаучно отрицая закономерность  процесса происхождения жизни,  рассматривая это важнейшее в  жизни нашей планеты событие  как случайное, сторонники указанных  взглядов ничего не могут ответить  на этот вопрос и неизбежно скатываются к самым идеалистическим, мистическим представлениям о первичной творческой воле божества и об определенном плане создания жизни.

   Так в недавно вышедшей книжке Шредингера "Что такое жизнь с точки  зрения физики", в книге американского биолога Александера "Жизнь, ее природа и происхождение" и в ряде других произведений буржуазных авторов мы находим прямое утверждение того, что жизнь могла возникнуть только в результате творческой воли божества. Менделизм-морганизм пытается идеологически разоружить ученых биологов в их борьбе с идеализмом. Он стремится доказать, что вопрос о происхождении жизни - эта важнейшая мировоззренческая проблема - неразрешим с материалистических позиций. Однако такого рода утверждение насквозь ложно. Оно легко опровергается, если мы подойдем к интересующему нас вопросу с позиций единственно правильной, подлинно научной философии - с позиций диалектического материализма… 
 
 
 
 

Информация о работе Предпосылки возникновения жизни на земле