Правовая охрана атмосферного воздуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Атмосферный воздух является составной частью окружающей природной среды, природным объектом, состоящим из различных газов, в том числе и кислорода, обеспечивающего условия существования человека и биологических ресурсов планеты.
В Законе "Об охране атмосферного воздуха" предусматривается, что граждане имеют право на благоприятный для жизни и здоровья атмосферный воздух, получение достоверной и своевременной информации о состоянии атмосферного воздуха и мерах, принимаемых по его охране, возмещение ущерба в случае причинения вреда их здоровью и собственности выбросами загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух и вредным воздействием физических факторов на него. В то же время, граждане обязаны бережно относиться к атмосферному воздуху, не производить действий, приводящих к его загрязнению, истощению и вредному воздействию физических факторов на него.

Файлы: 1 файл

бжд.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

№5 Правовая охрана атмосферного воздуха.

1. Понятие и общая  характеристика правовой охраны атмосферного воздуха. 
 
       Атмосферный воздух является составной частью окружающей природной среды, природным объектом, состоящим из различных газов, в том числе и кислорода, обеспечивающего условия существования человека и биологических ресурсов планеты. 
       В Законе "Об охране атмосферного воздуха" предусматривается, что граждане имеют право на благоприятный для жизни и здоровья атмосферный воздух, получение достоверной и своевременной информации о состоянии атмосферного воздуха и мерах, принимаемых по его охране, возмещение ущерба в случае причинения вреда их здоровью и собственности выбросами загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух и вредным воздействием физических факторов на него. В то же время, граждане обязаны бережно относиться к атмосферному воздуху, не производить действий, приводящих к его загрязнению, истощению и вредному воздействию физических факторов на него. 
        В атмосферу удаляются различные вредные газы и пыли, образующиеся в результате производственной деятельности и эксплуатации транспортных средств. Поэтому, от состояния атмосферного воздуха зависит состояние не только живых организмов, но и других природных объектов, так как находящиеся в нем загрязняющие вещества могут оседать на почве, в воде. Состояние атмосферного воздуха влияет на формирование климата и радиационной обстановке на Земле. Воздушное пространство используется как коммуникационная среда. 
        Законодательством регламентируются отношения, связанные с охраной атмосферного воздуха, то есть воздуха, находящегося в природной среде. Требования к охране воздуха, находящегося в производственных и жилых помещениях, в том числе и его составу, определяются санитарными нормами и правилами, а не экологическим законодательством. 
Правовой режим атмосферного воздуха определяется законами "Об охране природы", "Об охране атмосферного воздуха" и иными нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан. 
        В отличие от режима других природных объектов правовому режиму атмосферного воздуха не свойственны в полной мере институты экологического права, как право собственности и право пользования. Атмосферный воздух по своим химическим и физическим свойствам постоянно находится в движении, в естественном состоянии нельзя определить его участки, совместимые с границами государства. Точно также нельзя определить части атмосферного воздуха, которые можно предоставить в пользование юридическим и физическим лицам. Вместе с тем каждое государство имеет суверенные права на воздушное пространство над его территорией. В соответствии со статьей 1 Воздушного кодекса       Республики Узбекистан, утвержденного Законом от 7 мая 1993 года, Республике Узбекистан принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством, расположенным над сухопутной и водной территорией республики. Воздушное пространство   Республики Узбекистан является частью ее государственной территории. Исходя из этого, данное правило относится к суверенитету государства и экологического характера не имеет. 
         В Законе "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрены нормы о потреблении атмосферного воздуха, и поэтому существуют специфические особенности права пользования в отношении атмосферного воздуха. Так, в статье 9 данного Закона устанавливаются правовые основы нормирования потребления атмосферного воздуха для производственных нужд, а в статье 11 предусматривается, что потребление атмосферного воздуха допускается на основании разрешений, выдаваемых Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы. 
         В силу вышесказанного, режиму атмосферного воздуха свойственны в основном, отношения по его охране. Охрана атмосферного воздуха осуществляется путем определения государственными органами пределов его загрязнения вредными веществами и иного вредного воздействия на него. 

Различаются следующие виды вредного воздействия: 
-загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами, под которым понимается изменение химического состава атмосферного воздуха путем выброса в атмосферу газов, пыли и иных вредных веществ; 
-загрязнение атмосферного воздуха биологическими организмами, под которым понимается выпуск в атмосферу биологических организмов, способных оказать негативное влияние на жизнь и здоровье людей, сохранение животного и растительного мира; 
-вредное физическое воздействие, под которым понимается радиация, шум, вибрация, электромагнитное излучение, иное вредное воздействие, которое может оказать негативное влияние на жизнь и здоровье людей, сохранение животного и растительного мира; 
-изменение естественного состояния атмосферного воздуха посредством забора воздуха или его отдельных компонентов для производственных, медицинских и иных нужд. 
         Загрязнение и иное вредное воздействие на атмосферный воздух может оказываться стационарными и передвижными источниками. К стационарным источникам относятся производственные и иные объекты предприятий, организаций и учреждений, а также предпринимателей без образования юридического лица. К передвижным источникам относятся автомобильный, железнодорожный и авиационный транспорт, а также передвижные установки различного назначения (электрогенераторы, компрессоры и др.), работа которых обеспечивается использованием карбюраторных и дизельных двигателей. 
         Правовое регулирование деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в целях сохранения естественного состава атмосферного воздуха, предотвращения и снижения вредного химического, физического, биологического и иного воздействия на атмосферный воздух. 
         Правовая охрана атмосферного воздуха обеспечивается закрепленными в законодательстве предупредительными, запретительными, разрешительными нормами и организационными мероприятиями. 
         Охрана атмосферного воздуха должна обеспечиваться не только на национальном уровне, то есть усилиями конкретного государства, но и международно-правыми способами. Поскольку загрязнение и иное вредное воздействие на атмосферный воздух проявляет свои последствия и на трансграничном уровне, то есть на территории других, и как правило, сопредельных государств. В этих целях большое значение приобретает заключение двухсторонних и многосторонних соглашений по вопросам охраны атмосферного воздуха. 
 
 
  2. Правовые меры по охране атмосферного воздуха 
 
        Меры по охране атмосферного воздуха подразделяются на взаимосвязанные между собой правовые, организационные и экономические. 
        Правовые меры по охране атмосферного воздуха предусмотрены в Законе "Об охране атмосферного воздуха" и других нормативно-правовых актах. Данные меры направлены на обеспечение благоприятного для жизни и здоровья граждан, других объектов окружающей природной среды качества атмосферного воздуха 
        К правовым мерам охраны атмосферного воздуха относятся установление норм, требований, нормативов, стандартов по охране атмосферного воздуха, применение мер пресечения и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства. 
        К организационным мерам охраны атмосферного воздуха относятся: 
-планирование размещения производственных и иных объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух. Критерием размещения таких объектов являются недопустимость превышения предельно-допустимых концентраций вредных веществ при размещении однородных объектов; 
-экологическая экспертиза проектов строительства, расширения, реконструкции производственных и иных объектов, а также объектов, оказывающих вредное влияние на окружающую природную среду; 
-организация разработки и утверждения нормативов качества, выбросов и иного вредного воздействия на атмосферный воздух; 
-выдача разрешений на выбросы вредных веществ, биологических организмов и физическое воздействие на атмосферный воздух; 
-организация и ведение государственного учета выбросов и иного вредного воздействия, а также мониторинга атмосферного воздуха; 
-осуществление государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об атмосферном воздухе. 
     Организационные меры осуществляются уполномоченными на то государственными органами управления. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Государственным комитетом        Республики Узбекистан по охране природы, Министерством здравоохранения, органами государственной власти на местах. 
      К экономическим мерам относятся установление платежей за выбросы загрязняющих веществ, налоговых и иных льгот к юридическим лицам, применяющим природоохранные технологии. Компенсационные выплаты за вредное воздействие на атмосферный воздух взыскиваются с предприятий, учреждений и организаций в порядке и размерах, установленных Положением о порядке применения компенсационных выплат за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 1 мая 2003 года N 199. Внесение таких компенсационных выплат не освобождает предприятия, учреждения и организации от выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха и обязанности возместить причиненный вред. 
      Стандарты в области охраны атмосферного воздуха определяют режим охраны атмосферного воздуха, методы контроля за его состоянием, устанавливают иные требования по охране атмосферного воздуха. Стандарты (санитарные нормы) в области охраны атмосферного воздуха для человека утверждаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.          Стандарты в области охраны атмосферного воздуха для объектов окружающей природной среды, сохранения климата и озонового слоя утверждаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы. 
       Для оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются единые для территории Республики Узбекистан нормативы качества атмосферного воздуха: 
предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферном воздухе для человека и объектов окружающей природной среды; 
предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, ионизирующего и иного вредного воздействия физических факторов на атмосферный воздух для человека и объектов окружающей среды. 
        В целях охраны отдельных природных объектов и комплексов, создания условий для оздоровления населения для отдельных регионов, например, в районах, прилегающих к курортным природным территориям, могут быть установлены повышенные требования к нормативам качества атмосферного воздуха. 
        Для каждого стационарного источника выбросов или вредного физического воздействия на атмосферный воздух по каждому из загрязняющих веществ, биологических организмов и факторов физического воздействия устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, биологических организмов в атмосферный воздух и предельно допустимых вредных воздействий физических факторов на него. 
        Нормативы потребления атмосферного воздуха для производственных нужд устанавливаются на уровне, при котором не происходит изменения его естественного состава. 
Для передвижных источников, производимых и эксплуатируемых на территории Республики Узбекистан, нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредного воздействия их физических факторов на атмосферный воздух устанавливаются, как правило, в форме стандартов. 
       Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, биологических организмов в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, а также нормативы потребления атмосферного воздуха разрабатываются предприятиями, учреждениями, организациями и утверждает Госкомприроды. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий физических факторов на атмосферный воздух разрабатываются предприятиями, учреждениями, организациями и утверждаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан. 
        Выбросы загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферу стационарными источниками загрязнения и потребления атмосферного воздуха допускаются на основании разрешений, выдаваемых Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы. 
        Деятельность, связанная с нарушениями условий и требований, предусмотренных разрешениями на выбросы загрязняющих веществ, биологических организмов в атмосферу, вредное воздействие физических факторов на нее и потребление атмосферного воздуха, может быть ограничена, приостановлена, а при невозможности устранения причин вредного воздействия - прекращена в порядке, установленном законодательством. 
       Законодательством об охране атмосферного воздуха устанавливаются требования к качеству топлива и горюче-смазочных материалов, условия производства, эксплуатации, ремонта и технического обслуживания, ввоза и въезда на территорию Республики Узбекистан транспортных и иных передвижных средств и установок, которые направлены на обеспечение соблюдения нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредного воздействия их физических факторов. 
        Предприятия и организации, производящие или использующие химические вещества, разрабатывают их предельно допустимые концентрации в атмосферном воздухе, методы контроля и эколого-токсикологические паспорта. Обезвреживание запрещенных и пришедших в негодность химических веществ производится на основании разрешений, выдаваемых Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан. 
        Применение химических веществ в качестве средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов допускается только наземным способом. 
Республика Узбекистан является субъектом международных соглашений по охране озонового слоя атмосферы. Исходя из этого законодательно закреплено, что предприятия, учреждения и организации, осуществляющие эксплуатацию и ремонт изделий, содержащих озоноразрушающие вещества, должны обеспечивать их учет и замену озонобезопасными веществами. 
       В соответствии со статьей 24 Закона Республики Узбекистан "Об охране атмосферного воздуха" предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ, биологических организмов, парниковых газов и озоноразрушающих веществ в атмосферный воздух и вредным воздействием физических факторов на него, обязаны: 
-соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов в атмосферу и уменьшения вредного физического воздействия, а также средств контроля за ними; 
-создавать санитарно-защитные зоны вокруг хозяйственных объектов; 
принимать меры по снижению выбросов и вредного физического воздействия; 
-осуществлять контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов и вредных воздействий физических факторов, вести их учет и представлять статистическую отчетность в установленном порядке; 
-внедрять энергосберегающие технологии, экономить топливно- энергетические ресурсы, использовать экологически чистые источники энергии; 
-выполнять согласованные с Госкомприродой мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями; 
-проводить оценку вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения в зоне влияния предприятия и транспортных коммуникаций; 
-соблюдать условия хранения, правила использования сильнодействующих ядовитых веществ и летучих соединений и обезвреживания тары из-под них; 
-принимать меры по предотвращению залповых и аварийных выбросов в атмосферу, возникновения потенциально опасных ситуаций, а также по снижению трансграничного загрязнения атмосферного воздуха; 
-обеспечивать утилизацию отходов и принимать меры по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха при их накоплении и переработке. 
      Выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха не должно приводить к загрязнению почв, вод и других объектов окружающей природной среды. 
Для своевременного выявления негативных изменений в атмосферном воздухе, обнаружения нарушений законодательства осуществляется государственный учет в области охраны атмосферного воздуха, мониторинг атмосферного воздуха и контроль за охраной атмосферного воздуха. 
        Объекты, оказывающие или способные оказать вредное воздействие на состояние атмосферного воздуха, объемы потребляемого атмосферного воздуха, виды и количество загрязняющих веществ, биологических организмов, парниковых газов и озоноразрушающих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, виды и размеры вредного воздействия физических факторов на атмосферный воздух, подлежат государственному учету по единой системе в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан. 
       Мониторинг атмосферного воздуха осуществляется путем наблюдения, сбора, обобщения, анализа информации и прогноза состояния атмосферного воздуха по единой системе государственного мониторинга окружающей природной среды в порядке, установленном законодательством. 
        Контроль за состоянием атмосферного воздуха осуществляется в виде государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется органами государственной власти на местах, а также специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, установленном законодательством. Специально уполномоченными государственными органами по контролю за охраной атмосферного воздуха являются Госкомприрода, Минздрав (в части вредного физического воздействия на атмосферный воздух), Министерство внутренних дел Республики Узбекистан (в части соблюдения экологических требований при эксплуатации транспортных средств). 
       Ведомственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется министерствами, ведомствами и вышестоящими органами управления предприятий, организаций и учреждений. 
        Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха представляет собой контроль за соблюдением установленных норм и требований самими организациями, имеющими источники вредного воздействия на атмосферный воздух. Производственный контроль осуществляется уполномоченными органами и должностными лицами предприятий, организаций и учреждений. 
       Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется гражданами и негосударственными некоммерческими организациями. 
 
 
3. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха 
 
       За нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха виновные лица привлекаются к административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной и эколого-правовой ответственности. 
        Административная ответственность за несоблюдение норм и требований по охране атмосферного воздуха предусмотрена в статьях 85 - 89-1, 91 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (далее - КоАО). 
        В статье 85 КоАО предусмотрена ответственность за несоблюдение правил, требований и нормативов по выбросам загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух, вредное физическое воздействие на него или потребление атмосферного воздуха. В частности, за превышение установленных нормативов либо за несанкционированные выбросы, а также за невыполнение в полном объеме мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ и биологических организмов, создающих повышенные уровни загрязнения атмосферы в период неблагоприятных метеорологических условий, неосуществление мероприятий по предотвращению залповых выбросов. 
      Нарушение правил эксплуатации либо неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки выбросов в атмосферу, а также средств контроля за количеством и составом выбрасываемых загрязняющих веществ является объектом правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность по статье 86 КоАО. 
        В статьях 87 и 125 КоАО предусмотрена ответственность за изготовление, выпуск в эксплуатацию транспортных, других передвижных средств и установок с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах. 
        Несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании или сжигании в открытом пламени горючих веществ и строительных материалов, плавление битума без применения специальных технических устройств при производстве строительных и иных работ, а также сжигание стерни, сухих листьев и веток деревьев либо других растительных остатков на полях и в населенных пунктах, приводящее к загрязнению атмосферного воздуха вредными веществами влечет ответственность по статье 88 КоАО. 
         Статьями 89, 89-1, 91, 95, 96 КоАО предусмотрены составы правонарушений, объектом которых, наряду с другими природными объектами, может быть атмосферный воздух. К ним относятся нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, обезвреживание запрещенных и пришедших в негодность химических веществ без надлежащего на то разрешения, а равно с нарушением условий, указанных в разрешении, нарушение природоохранных требований при транспортировке, размещении, утилизации, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов, реализация проектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы либо с отступлением от него, а также открытие финансирования или финансирование объектов без такового заключения. 
         Субъектами административных правонарушений, предусмотренных в статьях 85, 86, части первой статьи 87, 89-1, 96 КоАО, являются только должностные лица. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных в части второй статьи 87, статьях 88, 89, 91, 95 КоАО, являются граждане и должностные лица, а в статье 125 - только граждане. 
Объектом указанных правонарушений является атмосферный воздух и установленный порядок его охраны от загрязнения, вредного физического воздействия. 
         Правонарушения, предусмотренные в вышеперечисленных статьях КоАО, совершаются умышленными или неосторожными действиями и бездействиями. За совершение указанных правонарушений предусмотрено наложение взыскания в виде штрафа. 
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 85, 86, 87, 88, 89, 89-1, 91, 95, 96 КоАО, рассматриваются должностными лицами Госкомприроды в части касающейся нарушения правил охраны атмосферного воздуха от загрязнения вредными веществами и биологическими организмами (ст. 261 КоАО) и должностными лицами санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, когда оказывается физическое воздействие на атмосферный воздух, и эти правонарушения являются нарушениями санитарно-гигиенических правил (ст. 257).          Должностные лица органов внутренних дел в части загрязнения атмосферного воздуха при эксплуатации автомототранспорта (статья 125 и 249 КоАО). 
         При грубом нарушении законодательства об охране атмосферного воздуха, повлекшем тяжкие последствия, наступает уголовная ответственность в соответствии со статьями 193-196, 201 Уголовного кодекса Республики Узбекистан (далее - УК). В указанных статьях УК предусмотрены следующие составы преступлений: 
-нарушение норм и требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных, энергетических, транспортных, коммунальных, агропромышленных, научных или иных объектов либо прием в эксплуатацию членами государственных комиссий в нарушение установленных нормативными актами правил приемки этих объектов (ст. 193 УК); 
-умышленное сокрытие или представление искаженных сведений об авариях с экологическими последствиями или радиационном, химическом, бактериологическом или другом опасном для жизни и здоровья людей или живой природы загрязнении окружающей среды или о состоянии здоровья населения (ст. 194 УК); 
-уклонение или ненадлежащее проведение должностным лицом в местностях, подвергшихся экологическому загрязнению, дезактивирующих или иных восстановительных мероприятий (ст. 195 УК); 
-загрязнение атмосферного воздуха (ст. 196 УК); 
-нарушение правил производства, хранения, перевозки или использования химических средств защиты растений, минеральных удобрений, биостимуляторов роста или иных химических препаратов в хозяйственной деятельности (ст. 201 УК). 
          Квалифицирующим признаком данных преступлений является наличие определенных последствий. К ним относятся: смерть человека, массовое заболевание людей, гибель животных, птиц или рыбы либо иные тяжкие последствия. Поскольку перечень тяжких последствий не ограничен, отнесение последствий правонарушений к тяжким производится судом исходя из обстоятельств конкретного случая. 
           Субъектами преступлений, предусмотренных статьями 193, 195 УК, являются должностные лица. Субъектами преступлений, предусмотренных статьями 194 УК, являются специально уполномоченные должностные лица. Субъектами преступлений, предусмотренных статьями 196, 201 УК, являются граждане и должностные лица. 
          За указанные преступления предусмотрены санкции в виде штрафа от ста до двухсот минимальных размеров заработной платы, лишения определенного права до пяти лет, исправительных работ до трех лет, ареста от трех до шести месяцев или лишения свободы до трех лет. 
          К дисциплинарной ответственности за нарушение норм и требований по охране атмосферного воздуха в соответствии с Трудовым кодексом Республики Узбекистан (далее - ТК) привлекаются находящиеся в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями и организациями лица, то есть их работники. На данных работников в соответствии с трудовым договором, должностными инструкциями или иными предусмотренными законодательством документами должны быть возложены обязанности по проведению мероприятий по охране атмосферного воздуха. К таким обязанностям относятся ведение учета выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферу, наладка оборудования по учету или очистке выбрасываемых газов, контроль за выполнением другими работниками этих обязанностей и другие. 
          Дисциплинарные взыскания предусмотрены статьей 181 ТК. К ним относятся: выговор; штраф в размере не более тридцати процентов среднего месячного заработка, а в случаях, предусмотренных Правилами внутреннего трудового распорядка, могут быть предусмотрены случаи наложения на работника штрафа в размере не более пятидесяти процентов среднего месячного заработка; прекращение трудового договора (пункты 3 и 4 части второй статьи 100 ТК). 
         Порядок применения дисциплинарных взысканий предусмотрен статьей 182 ТК. Дисциплинарные взыскания применяются руководителем предприятия и другими лицами (органами), которым предоставлено право приема на работу в соответствии со статьей 82 ТК.     До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Отказ работника дать объяснение не может служить препятствием для применения взыскания за ранее совершенный им проступок. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного проступка, обстоятельства его совершения, предшествующая работа и поведение работника. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.              Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку. Дисциплинарное взыскание в соответствии со статьей 184 ТК может быть обжаловано в порядке, установленном для рассмотрения индивидуальных трудовых споров. 
       Работник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности в течение одного года со дня его применения. Если в течение этого срока работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.       Работодатель, применивший дисциплинарное взыскание, вправе снять его до истечения года по собственной инициативе, по просьбе работника, по ходатайству трудового коллектива или непосредственного руководителя работника. 
           Если в результате невыполнения работником своих трудовых обязанностей, в том числе обязанностей по соблюдению законодательства об охране атмосферного воздуха предприятию, учреждению и организации причинен ущерб, то он наряду с дисциплинарной ответственностью может быть привлечен к материальной ответственности. Например, в результате сверхнормативных выбросов, произведенных предприятием, оно выплатило вред, нанесенный окружающей природной среде. Расходы по возмещению вреда в соответствии со статьей 198 ТК относятся к прямому действительному вреду, причиненному работником работодателю. 
         Работник за причиненный вред, если не предусмотрено иное, несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 201 ТК). 
Если несоблюдение работником обязанностей по охране атмосферного воздуха вызвано умышленным причинением вреда либо причинением вреда в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в соответствии со статьей 202 ТК, работник несет полную материальную ответственность. 
         До принятия решения о возмещении вреда конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного вреда и выявления причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель вправе создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения вреда является обязательным. Отказ работника дать объяснение не может служить препятствием для привлечения его к материальной ответственности за вред, причиненный работодателю. Работник имеет право знакомиться со всеми материалами проверки (ст. 204 ТК). 
          Работник, виновный в причинении вреда работодателю, вправе добровольно возместить его полностью или частично. 
           Взыскание с виновного работника суммы причиненного вреда, не превышающей средней месячной заработной платы, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня обнаружения вреда. 
Если сумма причиненного вреда, подлежащего взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок или истек месячный срок со дня обнаружения вреда, взыскание осуществляется в судебном порядке. 
            Решение о привлечении к материальной ответственности может быть обжаловано в суд. 
            Любое воздействие на атмосферный воздух является негативным, поскольку влияет на его естественное состояние, хотя и в соответствии с законодательством производится нормирование такого воздействия, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья населения и биологических организмов. В то же время законодательством допускается оказание такого влияния, но в пределах нормативов, установленных в соответствии с законодательством.     Следовательно, воздействия на атмосферный воздух вследствие выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов, предусмотренных в разрешениях, не может расцениваться как причинение вреда. Исходя из этого, вред атмосферному воздуху может причинен только превышением установленных нормативов или несанкционированными выбросами загрязняющих веществ, биологических организмов или физическим воздействием на атмосферный воздух. 
           Особенностью причинения вреда атмосферному воздуху является то, что в результате такого вреда происходят качественные и количественные изменения как в самом воздухе, так и в других природных объектах (гибель птиц и других животных, высыхание деревьев). Причинение вреда атмосферному воздуху также может повлечь повышение заболеваемости людей, а иногда и их смерть. 
         Вред, причиненный атмосферному воздуху, носит экологический и экономический характер. Экологический вред выражается в ухудшении состояния окружающей природной среды, уменьшении количества и качества растений и животных в результате изменения условий среды обитания и произрастания, уменьшении ценности природных объектов и комплексов. Например, изменение качественного состояния атмосферного воздуха может повлиять на условия отдыха и оздоровления населения в рекреационных зонах, курортных природных территориях. Все это в конечном счете препятствует реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. 
         Экономический характер выражается в том, что причиняется вред сельскохозяйственным и лесохозяйственным культурам, домашнему скоту, может быть приостановлено на определенное время использование почв и воды в силу их загрязнения, возникает необходимость дополнительных расходов на устранение последствий загрязнения атмосферного воздуха (дезактивация и дегазация после химического и радиоактивного загрязнения), лечение людей и т.д. В результате этого ухудшаются условия предпринимательской и иной деятельности, особенно в сельском и лесном хозяйстве. 
Вред, причиненный атмосферному воздуху, подлежит возмещению в соответствии со статьей 49 Закона "Об охране природы", статьей 29 Закона "Об охране атмосферного воздуха" и статьей 985 Гражданского кодекса Республики Узбекистан. 
         Вред исчисляется исходя из действительно причиненных убытков, затрат на устранение экологических последствий и неполученных доходов. 
         К действительно причиненным убыткам относятся стоимость высохших деревьев, другой растительности, погибших животных и др. К вынужденным расходам относятся затраты на очистку почвы, вод, подвергшихся химическому и иному загрязнению, освоению новых земель, взамен вышедших из сельскохозяйственного оборота и т.д. К неполученным доходам относятся стоимость неполученной в результате загрязнения и иного воздействия на атмосферный воздух продукции сельскохозяйственного, лесохозяйственного производства, а также продукции пользования объектами животного мира. 
          Вред, причиненный атмосферному воздуху, подлежит возмещению в добровольном и принудительном порядке (по решению хозяйственных судов или судов по гражданским делам по иску органов, осуществляющих контроль за его охраной). 
           В соответствии со статьей 13 Закона "Об охране атмосферного воздуха деятельность, связанная с нарушениями условий и требований, предусмотренных разрешениями на выбросы загрязняющих веществ, биологических организмов в атмосферу, вредное воздействие физических факторов на нее и потребление атмосферного воздуха, может быть ограничена, приостановлена, а при невозможности устранения причин вредного воздействия прекращена. 
            Приостановление деятельности, оказывающей негативное влияние на атмосферный воздух, относится к мерам пресечения, а ограничение и прекращение такой деятельности - к мерам административного принуждения. Приостановление деятельности субъектов предпринимательства до десяти суток в случае возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, экологической угрозы может производиться органами Госкомприроды и Минздрава, а в остальных случаях приостановление, ограничение и прекращение деятельности в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2005 года "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства" должно производиться только в судебном порядке. Приостановление, ограничение и прекращение деятельности иных субъектов должно производиться органами государственной власти на местах, Госкомприроды, Минздрава в соответствии со статьей 13 Закона "Об охране атмосферного воздуха".

 

 

№139. Порядок расчета  затрат на средства индивидуальной защиты

 

           В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса Российской  Федерации при исчислении налоговой  базы по налогу на прибыль налогоплательщик вправе учесть в составе материальных расходов затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

           Согласно ст. ст. 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в частности, приобретение и выдачу за счет собственных средств прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

            Согласно ч. 2 ст. 221 ТК РФ работодатели  вправе устанавливать с учетом  мнения выборного органа первичной  профсоюзной организации или  иного представительного органа  работников и своего финансово-экономического положения повышенные нормы выдачи спецодежды, которые улучшают защиту работников по сравнению с типовыми нормами.

            Правила обеспечения работников  спецодеждой, спецобувью и другими  средствами индивидуальной защиты  утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н.

             Таким образом, если опасные  условия труда подтверждены аттестацией  рабочих мест, а специальная одежда  и иные средства индивидуальной  защиты выдаются работникам по  нормам, предусмотренным действующим законодательством, или по повышенным нормам, которые улучшают защиту работников по сравнению с типовыми нормами, то расходы на выдачу таких средств индивидуальной защиты могут быть учтены в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли.

 

№127. Определение суммарного экономического эффекта при сокращении трудовых потерь.

Экономический эффект от снижения временной  нетрудоспособности в связи с  заболеваемостью работников рассчитывается как уменьшение народнохозяйственных потерь от заболеваемости в данном (расчетном) периоде по сравнению с базисным (предшествующим) периодом.

Народнохозяйственные убытки (У) в  связи с заболеваемостью работников с временной утратой трудоспособности определяются по формуле:

 
 

                         У = Д  + Б + Л,

                              П

 

где:

  Д   -  недопроизведенная     в      результате       временной

     п

нетрудоспособности  новая  стоимость  (национальный  доход, чистая

продукция);

Б - выплата пособий по временной  нетрудоспособности за счет средств социального страхования;

Л - затраты на лечение.

При определении затрат на выплату  пособий по временной нетрудоспособности и суммы недопроизведенной новой  стоимости (национального дохода, чистой продукции) календарные дни временной  нетрудоспособности необходимо перевести в рабочие дни. Они составляют примерно 3/4 календарных дней.

    Величина     недопроизведенной     в    связи    с   временной

нетрудоспособностью  работников  новой стоимости (Д ) определяется

                                                                                               п

по формуле:

 
 

                                    Н

                           Д  = Д x -,

                            п       Ф

где:

    Д  - новая  стоимость  (национальный  доход,  чистая продукция),созданная за расчетный период;

    Н

    -  -  доля  потерянных по временной  нетрудоспособности рабочих

    Ф

дней (Н) в фактически отработанном фонде рабочего времени (Ф).

    Если   на  предприятии  не  рассчитывается  показатель  чистой продукции, то Д  определяется как:                                                                                                               п

              

 
 

                                       Н

                        Д  = (З + П) x -,

                         п             Ф

где:

З - заработная плата с начислениями на социальное страхование;

П - прибыль предприятия;

остальные значения те же, что и  в предыдущей формуле.

При расчете народнохозяйственных потерь от заболеваемости неправильно  включать вместо недопроизведенной новой стоимости (национального дохода, чистой продукции) стоимость всей недопроизведенной валовой продукции. В стоимость валовой продукции входит стоимость израсходованных средств производства и вновь созданная стоимость. В стоимости валовой продукции страны вновь созданная стоимость составляет 43%, а стоимость потребленных средств производства - 57%. В дни болезни работник не производит продукцию, а следовательно, не расходует средства производства.

Затраты государства на лечение (Л) работников предприятий, временно утративших трудоспособность, слагаются из затрат на амбулаторное и стационарное лечение и определяются по формуле:

 
 

Л = С x А x М + Н x Х x К,

где:

С - число случаев заболеваний  работников с временной утратой  трудоспособности;

А - среднее число врачебных посещений  поликлиники на 1 случай заболевания;

М - средняя стоимость 1 посещения;

Н - общее число календарных дней временной нетрудоспособности по болезни;

Х - доля дней стационарного лечения  в общем числе дней временной нетрудоспособности;

К - стоимость 1 койко-дня в больнице (руб.).

Затраты на стационарное лечение могут  быть также определены на основе данных о числе госпитализированных  больных и средней длительности их пребывания в стационаре.

Расчет экономического эффекта от уменьшения продолжительности временной нетрудоспособности в связи с заболеваемостью работников предприятий народного хозяйства можно производить двумя методами. Первый метод сводится к сопоставлению народнохозяйственных потерь от заболеваемости с временной нетрудоспособностью в расчетном (данном) периоде с народнохозяйственными потерями, которые были бы в расчетном периоде, если бы количество дней временной нетрудоспособности на 1 работающего не изменилось и осталось таким же, как в базисном (предшествующем) периоде.

Для упрощения расчетов можно прямо  исходить из разницы в днях временной  нетрудоспособности в расчетном  периоде по сравнению с базисным и сначала рассчитать эффект от сокращения временной нетрудоспособности на одного работающего, а затем - на всех работающих. По этому методу:

 
 

                           Э = Э  x Р,

                                1

где:

    Э   -   экономический    эффект   от   сокращения    временной

нетрудоспособности  в связи с заболеваемостью  работников;

    Э   -   экономический    эффект    от   сокращения   временной

     1

нетрудоспособности  в расчете на 1 работающего;

    Р  - средняя численность работающих  в данном периоде.

    Величина  Э  определяется по формуле:

                       1

 
 

    Э  = Д  x t  + Б  x t  + Л x t  = (Д + Б ) x t  + Л x t ,

     1    1    р    1    р    1    к     1    1     р    1    к

где:

    Д  - новая стоимость (национальный  доход,  чистая  продукция),

     1

производимая  за 1 рабочий день в расчете на 1 работающего (руб.);

   Б   -  средняя сумма пособия за  счет  средств социального

     1

страхования на 1 день временной нетрудоспособности (руб.);

    Л   -  стоимость   лечения   одного   больного  в  расчете  на

Информация о работе Правовая охрана атмосферного воздуха