Поведение высших животных, пределы их рассудочной психики, инструментальной и языковой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 16:09, реферат

Описание работы

Изучение поведения животных неизменно привлекает всеобщее внимание по многим причинам. Помимо теоретической важности, это необходимо для более полного познания человеком самого себя — для выявления биологических корней его психики, а также для оценки соотношения "врожденного" и "приобретенного" в его поведении. Наряду с этим знание поведения животных необходимо для понимания их экологии (особенностей образа жизни), что, в свою очередь, способствует разработке проблем охраны природы и рационального природопользования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Поведение высших животных……………………………………………4
Психическая, рассудочная деятельность животных…………………...13
Язык и речь высших животных, их инструментальная деятельность..18
Заключение……………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

ФГОУ ВПО реферат.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

В «классической» зоопсихологии изучаются (в отрыве друг от друга) три аспекта психики и поведения животных:

наследуемое поведение в биологически обусловленных ситуациях — этология. Она не охватывает психических и поведенческих аспектов межвидовых взаимодействий — в частности, отношений домашних животных с человеком;

способы формирования желательного поведения животных – бихевиоризм. Основным предметом изучения для бихевиористов стали именно сиюминутные индивидуальные мотивации животного и их баланс, позволяющий формировать желательное для человека поведение;

физиологические основы психической деятельности — нейрофизиология.

Очевидно, что индивидуальное поведение животного сочетает в себе все перечисленные аспекты, но не исчерпывается даже самой изощренной их комбинацией. За пределами возможностей «классической» зоопсихологии остаются такие проблемы, как оценка животным конкретной ситуации, определение эффективности той или иной стратегии поведения и способов ее реализации и многие другие аспекты наблюдаемого поведения животных. Очевидно, что именно эти вопросы во многом определяют собой успех использования животных человеком.

 

  1. Язык и речь высших животных

 

Языки большинства животных, включая и язык обезьян – это совокупность конкретных сигналов – звуковых, обонятельных, зрительных и т.д., которые действуют в данной ситуации и непроизвольно отражают состояние животного в данный конкретный момент.

Важная особенность основных видов коммуникации большинства животных – ее непреднамеренность, т. е. сигналы не имеют непосредственного адресата. Этим языки животных принципиально отличаются от языка человека, который функционирует под контролем воли и сознания.

В языках животных сигналы видоспецифичны: в общих чертах они одинаковы у всех особей данного вида, их особенности определены генетически, а их набор практически не подлежит расширению. Сигнализация (языки) большинства видов животных включает следующие основные категории:

- сигналы, предназначенные половым  партнерам и возможным конкурентам;

- сигналы, которые обеспечивают  обмен информацией между родителями  и потомством;

- крики тревоги, зачастую имеющие такое же значение для животных других видов;

- сообщения о наличии пищи;

- сигналы, связанные с выбиранием  агрессии;

- сигналы миролюбия;

- сигналы неудовлетворенности (фрустрации) и другие.

Таковы общепринятые представления о структуре видоспецифических языков животных.

 

 

Особенности естественных языков высокоорганизованных животных.

В настоящее время накапливается все больше сведений о том, что языки приматов и, по-видимому, других высокоорганизованных животных иногда выходят за рамки видоспецифической коммуникационной системы. Известно, например, что в языке зеленых мартышек и шимпанзе имеются звуковые сигналы для обозначения конкретных объектов и явлений, в частности различных видов хищников. Они обозначают не «хищника вообще» как опасность, а конкретно леопарда, змею и др. Точно также есть сигналы для обозначения не любого корма для утоления голода, а определенной пищи.

Действительно, у приматов существует сложная звуковая коммуникация (наряду с системами сигналов других модальностей). Например, самец шимпанзе пытается кричать «похоже» на ту обезьяну, с которой он в настоящий момент взаимодействует (т.е. воспроизводит акустические характеристики ее криков).

В формировании индивидуального звукового репертуара каждого самца шимпанзе большое значение имеет подражание сородичам. Это свойство сильно отличает их язык от обычных коммуникативных систем животных.

Было даже высказано предположение, что естественная коммуникативная система шимпанзе является промежуточной между языком человека и коммуникативными системами других животных (ее иногда называют «протоязыком»). 5

Издавна люди считали, что у каждого вида животных есть свой язык, присущий и понятный только им самим. Используя его, птицы неугомонно переговариваются, сбиваются в стаи и кочуют с места на место в поисках тепла и корма или улетают, услышав сигнал опасности и тревоги. В брачный период голуби нежно воркуют, аисты курлыкают и исполняют танцы, тетерева издают громкие звуки, а соловьи устраивают сольные концерты, чтобы затмить соперников.

У животных имеется свой «язык», выражающий их состояние. Рычанье льва слышно на всю округу – этим царь зверей заявляет громогласно о своём присутствии, и от этого стынет кровь у косуль и антилоп в саванне. Вожак слонов, самый старший и умный в стаде, призывно трубит, подняв хобот, собирая слонов в поход по джунглям в поисках хороших пастбищ. Лось издаёт громкий клич, идя сражаться с соперником за самку.

Звуки, издаваемые животными – это сигналы, выражающие их состояние, желания, чувства ярости, тревоги, любви. Язык человека выражается через его разговорную речь и определяется богатством словарного запаса – у одних людей он яркий, большой, у других – простой, примитивный, бедный по содержанию. Нечто подобное происходит у птиц и животных: у многих из них издаваемые сигналы-звуки разнообразные, многоголосные, а у других редкие и невыразительные. Но есть и совершенно немые птицы – грифы, которые не издают ни единого звука.

В животном мире широко распространён «язык» запахов. Животные семейства кошачьих, куньих, собачьих «метят» границы территории, где они обитают. По запахам животные определяют зрелость особей, выслеживают добычу, избегают врагов или опасные места – ловушки и капканы. Имеются и другие каналы связи между животными и средой, связанные с биоэлектромагнитными полями и акустическими сигналами: электромагнитная локация у рыбки нильского слоника, ультразвуковая эхолокация у летучих мышей, высокочастотные звуковые сигналы – свисты у дельфинов, инфразвуковая сигнализация у слонов. Рыбы издают много разных и характерных звуков, используя их для общения в стае. Издаваемые ими сигналы изменяются в зависимости от состояния рыб, окружающей среды, от их действий. Американские учёные установили, что рыбы кашляют, чихают и хрипят, если вода по температуре не соответствует тем условиям, в которых они должны находиться.

Звуковая сигнализация существует у всех видов животных: курицы издают 13 разных звуков, грачи – 120, свиньи – 23, вороны – до 300, дельфины – 32, лисицы – 36, обезьяны – более 40, лошади – около 100 звуков. Эти звуки передают общее эмоционально-психическое состояние животных – поиск корма, тревогу, агрессивность, радость общения.

Разные виды животных имеют свой язык, который является средством коммуникации, общения. Благодаря ему передаются подробные сведения обо всём, что с ними происходит.

В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого предположения говорит факт наличия у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. Речь шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их субъективные состояния. Это — система эмоционально-экспрессивных выражений, но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами животного. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов. В разнообразных формах жестомимического и пантомимического общения шимпанзе на первом месте находятся эмоционально-выразительные движения, хотя и очень яркие, богатые по форме и оттенкам.

У животных, кроме того, можно обнаружить выразительные движения, связанные с так называемыми социальными эмоциями, например специальные жесты — приветствия друг друга. Высшие животные, как показывает опыт внимательного наблюдения за их общением, прекрасно разбираются в жестах и мимике друг друга. При помощи жестов они выражают не только свои эмоциональные состояния, но и побуждения, направленные на другие предметы. Самый распространенный способ общения шимпанзе в таких случаях состоит в том, что они начинают то движение или действие, которое хотят воспроизвести или к которому хотят побудить другое животное. Этой же цели служат хватательные движения, выражающие желание обезьяны получить от другого животного какой-либо предмет. Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи.

Для многих животных речь является не только системой эмоционально-выразительных реакций, но также средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль, формирующаяся в онтогенезе речь, первоначально выполняет и у человека, по крайней мере, в возрасте до полутора лет.

 Имеются достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека.

Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и некоторые другие) понимают обращенную к ним речь человека, избирательно реагируют на эмоционально-экспрессивные ее аспекты.

Инструментальная деятельность животных состоит в использовании ими предметов. Обычно это делается с целью извлечения из труднодоступных для животного мест пищи и последующего её приема, а также при уходе за телом, нападении или защите. При оценке инструментальной деятельности животных следует учитывать ее вторичный характер. В одних случаях она выступает звеном инстинктивных актов поведения, например, когда роющая оса утрамбовывает землю над своей норкой, куда помещена парализованная гусеница с прикрепленным к ней яйцом, камешком, который она, оса, держит в челюстях. В других случаях предметная деятельность животного вызывается к действительности его рассудком, например, когда шимпанзе строит возвышение из сподручных средств ради достижения высоко расположенной приманки.

Итак, важнейшее назначение этологии и зоопсихологии состоит не только в том, чтобы зафиксировать поведенческие акты животных, но и определенным образом интерпретировать их.     
Заключение

Поведение животных кажется загадочным потому, что для  нас знаковая форма деятельности намного менее привычна, чем поддающиеся в известной степени прямому наблюдению материальные процессы. Чтобы понять поведение животных, необходимы такие способы интерпретации, которые принципиально отличаются от методов физики, химии, биохимии и молекулярной биологии.

 Наука о поведении животных  называется этологией фактически, смыкается с зоопсихологией.

Животные вынуждены отвечать на те или иные воздействия, и делают они это посредством рефлексов, которые, в свою очередь, делятся на условные и безусловные.  

Высшие животные обладают элементарными формами рассудка.

К психике животных примыкает их языковая и инструментальная деятельность. Важное значение для животных имеет звуковой язык, с помощью которого они не только выражают своё эмоциональное состояние, но и передают друг другу весьма существенную информацию о своих намерениях, об окружающей обстановке, необходимых коллективных действиях.

Содержание психической деятельности животных состоит в их адаптивно-избирательном поведении и символическом отображении своего настоящего, прошлого и будущего.

Таким образом, исследование элементарного разума животных поможет психологам найти ключ к пониманию интеллекта человека.

 

 

 

Список литературы

  1. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев: учеб. пособие. 3-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.-392с.
  2. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учеб. пособие – М.: Аспект-Пресс, 2008,-320с.
  3. Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.- М.: Логос, 2003.-368с.
  4. Крушинский Л.В. Проблемы поведения животных.- М.:Наука,1993

 

 

1 Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных.-М:Аспект-Пресс, 2001 с.7-11

2 Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.-М: Логос, 2003 с.253-254

3 Крушинский Л.В. Проблемы поведения  животных.-М: Наука, 1993

4 Зорина З.А, Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных.-М:Аспект-Пресс, 2001 с.108-128

5 Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных.-М:Аспект-Пресс, 2001 с.194-196

 


 



Информация о работе Поведение высших животных, пределы их рассудочной психики, инструментальной и языковой деятельности