Понятия «наблюдение», «эксперимент», их смыл и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

На данном этапе попытаемся раскрыть суть явлений «наблюдение» и «эксперимент» их смысл и содержание.
Наблюдение – один из важнейших методов. Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие.
Эксперимент есть непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие его условия.

Содержание работы

Введение.
1.Понятия «наблюдение», «эксперимент» …
2.Смысл и содержание «наблюдения» и «эксперимента» …
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Понятие наблюд-е, экспе-т.docx

— 22.03 Кб (Скачать файл)

        МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА

                      ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

По дисциплине: Концепция современного естествознания .

 

Тема: Понятия «наблюдение», «эксперимент», их смыл и содержание.

.

 

 

 

 

 

Преподаватель: Седнев Олег Генадьевич

 

Студент: Олемской Олег Викторович

 

 

 

Факультет  управления

Группа М-13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОЛЬЯТТИ   2014г.

Содержание.

Введение.

1.Понятия «наблюдение», «эксперимент»    …

2.Смысл и содержание  «наблюдения» и «эксперимента»  …

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

На данном этапе попытаемся раскрыть суть явлений «наблюдение» и «эксперимент» их смысл и содержание.

Наблюдение – один из важнейших методов. Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие.

Эксперимент есть непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие его условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Наблюдение – один из важнейших методов. Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существенных свойств и отношений объекта познания. Важнейшей особенностью наблюдения является его целенаправленный характер (+планомерность, + активность). Эта целенаправленность обусловлена наличием предварительных идей, гипотез, которые ставят задачи наблюдению. Научное наблюдение в отличие от обычного созерцания всегда оплодотворено той или иной научной идеей, опосредуется уже имеющимся знанием, которое показывает, что наблюдать и как наблюдать. (непосредственное и аппосредованное наблюдение). 

Эксперимент есть непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие его условия, осуществляемое с целью познания этого объекта (более сложный метод). 
В эксперименте выделяют следующие элементы: 1) цель эксперимента; 2) объект экспериментирования; 3) условия, в которых находится или в которые помещается объект; 4) средства эксперимента; 5) материальное воздействие на объект или условия его существования. Каждый из этих элементов может быть положен в основу классификации экспериментов. Например, эксперименты можно разделять на физические, химические, биологические и т.п. в зависимости от различия объектов экспериментирования. Одна из наиболее простых классификаций основывается на различиях в целях эксперимента.  
Целью эксперимента может быть установление каких-либо закономерностей или обнаружение фактов. Эксперименты, производимые с такой целью, называются поисковыми. Результатом поискового эксперимента является новая информация об изучаемой области. Однако чаще эксперимент проводится с целью проверки некоторой гипотезы или теории. Такой эксперимент называется проверочным. Ясно, что нельзя провести резкую границу между этими двумя видами экспериментов. Один и тот же эксперимент может быть поставлен для проверки гипотезы и, то же время, дать неожиданную информацию об изучаемых объектах. Точно так же и результат поискового эксперимента может заставить нас отказаться от принятой гипотезы или, напротив, даст эмпирическое обоснование нашим теоретическим рассуждениям. В современной науке один и тот же эксперимент все чаще обслуживает разные цели.  
                                                        

 

2.Смысл и содержание  «наблюдения» и «эксперимента» 

Наблюдение как метод эмпирического исследования всегда связано с описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр для дальнейшей обработки. 
 
Часто исследование требует эксперимента. В отличие от обычного наблюдения в ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить о нем определенные знания. С помощью эксперимента объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заданные определенным образом и контролируемые условия, отвечающие целям исследования. В процессе научного познания применяется и мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует определенными образами, мысленно ставит объект в определенные условия. 

Виды эксперимента: исследовательский или поисковый, проверочный или контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный или количественный, подтверждающий, опровергающий или решающий. 
 
Познавательная роль эксперимента велика не только в том отношении, что он дает ответы на ранее поставленные вопросы, но и в том, что в ходе его возникают новые проблемы, решение которых требует проведения новых опытов и создания новых экспериментальных установок. Теоретически обоснованная экспериментальная деятельность обладает сложной структурой: теоретические основы эксперимента - научные теории, гипотезы; материальная основа - приборы; непосредственное осуществление эксперимента.; экспериментальное наблюдение; количественный и качественный  анализ результатов эксперимента, их теоретическое обобщение. Эксперимент одновременно принадлежит и к познавательной, и к практической деятельности людей, использует теоретические знания, являясь частью эмпирики. 

 

 

 

                                   

 

 Заключение.

 
 Следует подчеркнуть, что наблюдение, измерение и эксперимент, хотя и  тесно связаны с теоретическими допущениями, являются разновидностями  практической деятельности. Осуществляя  рассмотренные эмпирические процедуры, мы выходим за рамки чисто логических рассуждений и обращаемся к материальному  взаимодействию с реальными вещами. В конечном итоге только через  посредство такого взаимодействия получают подтверждение или опровержение наши представления о действительности. В эмпирических познавательных процедурах наука вступает в непосредственный контакт с описываемой ею реальностью  – именно в этом заключается громадное  значение наблюдения, измерения и  эксперимента для научного познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Список литературы.

 

  1. Ссылка на сайт - http://userdocs.ru/filosofiya/2746/index.html?page=31

Учебное пособие написано коллективом авторов: гл. I, II, III доктором философских наук, профессором  Кузнецовым  К.  Т.; гл. IV - доктором  философских наук,  профессором  Готтом  В.

 


Информация о работе Понятия «наблюдение», «эксперимент», их смыл и содержание