Понятие и виды юридических гарантий прав человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:14, контрольная работа

Описание работы

ГАРАНТИЯ -(от фр. garantie) - ручательство, поручение, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо. Гарантии прав человека и свобод человека и гражданина являются составляющей, с одной стороны, правового статуса личности , с другой – более емкого понятия «конституционные гарантии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека .

Файлы: 1 файл

контрол.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

1.ПОНЯТИЕ И  ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ГАРАНТИЙ ПРАВ  ЧЕЛОВЕКА И          ГРАЖДАНИНА.

 

 

ГАРАНТИЯ -(от фр. garantie) - ручательство, поручение, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо. Гарантии прав  человека и свобод человека и гражданина являются составляющей, с одной стороны, правового статуса личности , с другой – более емкого понятия «конституционные гарантии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека .Гарантии один из вопросов проблемы правильного применения правовых норм, законности. Гарантии нужны не сами по себе, а для полного претворения в жизнь прав и свобод. Более полное претворение в жизнь прав и свобод граждан зависит от множества факторов, каждый из которых выступает в качестве гарантий прав и свобод. Эти факторы выступают в качестве условий, средств, способов ,приемов и методов его осуществления.

Таким образом под  гарантиями понимаются правовые средства обеспечивающие реализацию того или  иного права человека и гражданина.

Каждое право только тогда может быть реализовано, когда  ему соответствует чья-то обязанность  его обеспечить. Гарантии и есть обязанности ,применительно к конституционным  правам и свободам это обязанность  государства.

         Система гарантий прав и свобод достаточна обширна. Включает следующие составляющие:

1 Социально-экономические  гарантии.

2 политические гарантии

3 юридические гарантии.

          Мы рассматриваем юридические  гарантии.

           Юридические гарантии – это собственно правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод. Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии.

Формально-юридические  гарантии заключаются в нормативном  закреплении, непосредственно  в Конституции РФ и других законах. Превозглашение  прав и свобод высшей ценностью в качестве одной из основ конституционного строя ,определение и соблюдение прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства(ст.2 Конституции).Закрепление основных прав и свобод на уровне Основного закона(гл.2).Признание общепризнанных норм и принципов международного права составной частью российской правовой системы(ч.4 ст.15).Запрет применения любых неопубликованных нормативных правовых актов ,которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч.3 ст. 15).Установление равенства каждого перед законом и судом (ст. 19). Каждый имеет права защищать  свои права и свободу всеми не запрещенными законом способами , в том числе и самозащиту(ч.2 ст. 45) и др. Будучи членом общества человек имеет определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством. В то числе не нарушать права и законные интересы других людей (ч.3 ст.17 Конституция).Исходя из этого мы можем сказать, что такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным и в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ. Это обусловлено тремя условиями:

          Во-первых, права и свобода человека  и гражданина могут быть ограничены  только Федеральным законом.

         Во-вторых ,ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только строго в определенных целях. Перечень таких оснований достаточно обширен:

            1 защита основ конституционного  строя

            2 защита нравственности

            3 защита здоровья других лиц

            4 защита  прав и законных интересов  других лиц

            5 обеспечение обороны и безопасности  государства

          В-третьих ,даже при наличии  указанных оснований ограничение  прав и свобод возможно только  в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.

Система институционных гарантий  включает различные государственные  и общественные органы, в которые  может обратиться гражданин за защитой  своих прав. Также включает способы  осуществления прав и свобод и  процедурные гарантии (парламентские процедуры, процедуры административной жалобы, судебные  процедуры и так далее.

          Все виды гарантий по-своему  важны , и лишь все вместе  они могут обеспечить полную  и всестороннюю защиту прав  и свобод человека и гражданина. Юридические гарантии прав и свобод многочисленны и весьма разнообразны, но их обьединяет одно и то же, что они все выражены и закреплены в законодательстве.

    

                                                                                                     

              2.Уполномоченный по правам человека  Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия , роль .

 

Значительную роль в  защите прав человека может играть Уполномоченный по правам человека .Эта  должность предусмотрена в Конституции РФ(ч.1 ст.103).Деятельность регулируется Федеральным  конституционным законом от 26февраля 1997г. Назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума большинством голосов. Кандидатом на эту должность может быть гражданин  РФ , достигший 35 лет, который имеет познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный  по правам человека при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким либо государственным органам или должностным лицам. Но это не значит, что не должен поддерживать постоянную связь с парламентом. Уполномоченный по правам человека ежегодно предоставляет доклады о своей деятельности Федеральному собранию(ст.33 Закона).

Деятельность Уполномоченного  по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или бездействия, действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц .Уполномоченный не наделен властными полномочиями, не принимает нормативно-правовые акты , не может давать указания. Основным содержанием его деятельности является рассмотрение жалоб, анализ состояния прав человека и гражданина в стране. Также он  вправе отклонить , если она не относится к предметам его ведения, в этом случае он указывет причины и разьясняет , какие средства можно использовать ,если права ,по его мнения подлежат защите. (ч.1.2 ст.16,ст.17)

        Уполномоченный по правам человека  и гражданина вправе:

  1. передать жалобу государственному органу , органу местного самоуправления, должностному лицу , к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу.
  2. Обратиться в суд с заявлением о нарушении прав и свобод и участвовать в судебном процессе.
  3. Обратиться в суд или прокуратуру с ходотайством о проверке вступившего в законную силу решения суда
  4. Обратиться с ходатайством в компетентные органы о возбуждении административного, дисциплинарного производства, уголовного дела в отношении нарушителя -соответствующего должностного лица
  5. Обратиться должностному лицу, имеющему право приносить протест, изложив свои доводы
  6. В случае грубых и массовых нарушений обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию, проведении парламентских слушаний и участвовать в комиссии или служащих

В пределах своей компетенции  Уполномоченный может в соответствующих  случаях принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе, без жалобы.Закон (ст.21) допускает  такую возможность в случаях  получения информации  о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан , в случаях, имеющих особое общественное мнение либо когда необходима защищать интересы лиц,  которые не в состоянии самостоятельно использовать правовые средства защиты. Это могут быть престарелые, больные, несовершеннолетние.

 В Республике Алтай  Уполномоченным по правам человека  представляет Шеффер Семен Семенович.  Правовое регулирование деятельности : Закон Республики Алтай « Об Уполномоченном по правам человека в Республике Алтай» 24 ноября 2006№94-Р3.Назначен на должность 28 февраля 2007года сессии Госсобрания Республики Алтай.

 

3Судебные гарантии  прав человека и гражданина  в РФ: понятие, виды ,значение     

Конституция Российской Федерации как Основной закон  государства, провозгласила в ст.2 человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства.

Провозглашение в Конституции РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью означает, что во взаимоотношениях человека, общества и государства приоритет принадлежит правам и законным интересам человека.

Это общее правило  обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства Российской Федерации. Эта функция составляет главное назначение судебной системы, то есть в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти, в том числе и органы прокуратуры. Одновременно наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Из содержания ст. 2 Конституции РФ усматривается, что в Конституции закреплена концепция «естественных прав» человека, поскольку они не «даруются» человеку государством или его главой, а признаются.

Обязанность государства  признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина означает, что государство (в том числе его органы и должностные лица):

  • признает принадлежащие человеку и гражданину в силу рождения или в силу гражданства неотъемлемые и неотчуждаемые права и свободы;
  • соблюдает эти права и свободы, то есть не вмешивается в сферу самостоятельного осуществления человеком и гражданином своих прав и свобод и пользования ими, но создает условия для их реализации (например, государство не осуществляет контроль за волеизъявлением избирателя, но создает условия для проведения свободных, демократических выборов);
  • защищает права и свободы от всяческих посягательств и нарушений.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, и в соответствии с ч.1 ст.17 Конституции они являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Конституция РФ, с одной стороны, провозглашает и гарантирует право каждого на квалифицированную юридическую помощь, в том числе бесплатную в указанных в законе случаях (ст.48).

С другой стороны, конституционный принцип права каждого на квалифицированную юридическую помощь действует во всех видах судопроизводства, названных в ч.2 ст.118 Конституции Российской Федерации: конституционного, административного, гражданского и уголовного.

Данные виды судопроизводства как  формы реализации судебной власти напрямую связаны со следующими конституционными установлениями:

    - государственная защита прав и свобод человека и гражданина;

     - гарантированная каждому судебная защита его прав и свобод;

     - право каждого защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами;

   -недопустимость, запрет лишить права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина означает, что Россия как правовое государство берет на себя обязанность гаранта жизненных ценностей и благ личности, выраженных в ее субъективных гражданских правах и личных свободах. Для выполнения этой публично-правовой обязанности Российская Федерация располагает законодательной базой и системой органов правоохраны, к которым относятся также и суды.

Суд независим и подчиняется только закону. Он не связан никакими узковедомственными интересами. Судьи профессионально сведущи в вопросах законодательства. Кроме того, деятельность суда протекает в судебном заседании и порядок его проведения точно регламентирован законом. Он обеспечивает гласность, публичность разбирательства, личное участие заинтересованных лиц. Демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.

Обращение в суд с исковым заявлением, заявлением заинтересованного лица или по его поручению иного лица создает условия для всего объема деятельности в гражданском и арбитражном процессах, в том числе и для правосудия по гражданским и арбитражным делам. Всю эту деятельность охватывает, включает право на судебную защиту.

право на судебную защиту является единым понятием, имеющим два аспекта:

право на восстановление нарушенных прав, право на возмещение ущерба, то есть право на удовлетворение материального требования (материальный аспект права на судебную защиту);

Информация о работе Понятие и виды юридических гарантий прав человека и гражданина