Политическое лидерство. Имидж политического лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2012 в 14:44, реферат

Описание работы

В первой части данного реферата анализируется личность политического лидера, ее структура, сходство и отличия от личности людей - не политиков. Вторая часть раскрывает секреты создания имиджа политика, в нем анализируются психологические способы воздействия лидера на своих последователей. И в заключение даются несколько советов известных политиков, как добиться поддержки со стороны больших групп последователей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Часть1
ЧЕМ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ: СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

1.1 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА О СЕБЕ САМОМ И КАК
ОНИ ВЛИЯЮТ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: Я - КОНЦЕПЦИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
1.2. ЧТО ДВИЖЕТ ПОЛИТИКОМ: ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ЛИДЕРОВ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
1.3. КАК ЛИДЕР ОРИЕНТИРУЕТСЯ В МИРЕ ПОЛИТИКИ: УБЕЖДЕНИЯ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
1.4. КАК ДЕЛАЕТСЯ ВЫБОР: СТИЛЬ ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.5. КАК ПОЛИТИК РЕАГИРУЕТ НА "КРИЗИСНЫЙ СИНДРОМ":
УСТОЙЧИВОСТЬ К СТРЕССУ И МЕХАНИЗМЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ


Часть II
СОЗДАНИЕ ИМИДЖА ПОЛИТИКА
2.1.ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИДЕРСТВА
2.2. КАК ПОЛИТИК ВЛИЯЕТ НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ-МЕХАНИЗМЫ И СРЕДСТВА
2.3. ВЛАСТЬ ХАРИЗМЫ: ИЗ ЧЕГО И КАК СТРОИТСЯ ЛИЧНОСТНОЕ ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

имидж лидера.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Президентство для США - это не просто официальный пост главы страны, это символ национального

единства, национальных традиций и ценностей, в нём отражается вся героическая история Америки, её

требования к настоящему и её надежды на будущее. Чувства гордости, восхищения и уважения, которые

вызывает сам пост, могут переноситься на конкретную личность. Качества идеального президента в той или иной мере автоматически приписываются тому человеку, который занимает пост.

Ещё один механизм, который используется для влияния официального лица на публику, опирается на ролевые отношения, существующие в обществе. Это тот репертуар поведения человека, который определяется его местом в общественной структуре, в совместной деятельности и который ожидают и требуют от человека другие люди в данной ситуации. В нормально функционирующем обществе между лидером и последователями устанавливаются чёткие ролевые взаимоотношения, то есть "связи, в которых роли двух партнёров определяются в отношении одна к другой". Эти отношения могут существовать и сохраняться, если участники взаимодействия имеют взаимно разделяемые представления о поведении друг друга, требования друг к другу, которые принимаются противоположной стороной. Частично эти требования закрепляются официально и приобретают статус закона. Соблюдение этих ролевых отношений подкрепляется различными внешними ресурсами, находящимися в распоряжении государства, группы или официального лица. Так, например, роль американского президента является институционализированной, закреплённой в конституции и неразрывно связанной с его официальным статусом. Предусматривается, что президент осуществляет исполнительную власть, отчитывается перед парламентом и т.д. Роль последователей предполагает, что они должны выполнять распоряжения правительства, предъявлять свои претензии конституционным путем, выбирать президента и т.д.  Другая часть требований носит неформализованный характер и существует на уровне общественного мнения. Эти требования довольно трудно чётко определить и описать в обобщённом виде. Неинституционализированные ролевые требования сильно связаны с национальной политической культурой и обычно усваиваются в процессе социализации. Они регулируют поведение лидера, определяя, когда он должен чётко приказывать, а когда прислушиваться к мнению народа, как он должен вести себя в отношениях с парламентом, прессой, во время зарубежных визитов и т.д. Точно так же неинституционализированные ролевые требования определяют поведение последователей. Они могут, например, считать главной добродетелью слепое повиновение лидеру, приказы которого не подлежат обсуждению, или, наоборот, всячески высмеивать правительство.

Ролевое влияние отличается от влияния по принуждению. Оно, по-видимому, с трудом поддаётся произвольному усилению и контролю. Личные устремления лидера должны быть направлены скорее на то, чтобы не потерять контроль, а не на то, чтобы его усилить. Иначе говоря, лидер должен вести себя по-лидерски, в особенности учитывая неинституционализированные, подразумеваемые требования общественности. Последователи, которые видят, что лидер ведёт себя в соответствии с их ожиданиями, также склонны осуществлять ролевое поведение. Таким образом, взаимно-ролевые отношения сохраняются и поддерживаются. Однако всякие изменения таят в себе опасность нестабильности. Ещё свеж в нашей памяти пример М. Горбачёва, который ослабил идеологический контроль и дал стране гласность. Однако различные политические группы именно его больше, чем кого бы то ни было, из всех лидеров советской эпохи, обвиняли в "диктаторстве", "зажиме демократии" и тому подобном. Произошло нарушение взаимных ролевых отношений. Граждане перестали рассматривать власть как репрессивно карающий аппарат, а себя - как послушное стадо. Но в то же время новые, демократические ролевые отношения, удовлетворяющие обе стороны, ещё не сформировались. Это и повлекло серию взаимных обвинений и недовольства.

Термин "роль" есть теоретическое понятие Ясно, что граждане воспринимают лидера не как исполнителя той или иной роли, а как конкретную личность, поступающую определённым образом. И поступки лидера могут рассматриваться последователями как "правильные" или "неправильные", как удовлетворительные или неудовлетворительные. В этом смысле ролевое поведение является одним из факторов формирования имиджа лидера, а ролевое влияние является составляющей личностного влияния.

Выводы. Советы.

Ни один из видов власти - власть закона, наказания или награды - не является универсальным средством

достижения политических целей; каждая из них имеет свои "плюсы" и "минусы". Следует помнить,

что наиболее эффективное их использование должно сопровождаться применением специальных

коммуникативных средств: использованием значимых для аудитории символов, апелляцией к ценностями,

использование специального политического языка.

Власть, которую даёт политику его роль, также можно использовать более эффективно. Установление чёткой субординации, однозначное и известное всем распределение прав и обязанностей способствует сохранению и упрочению ролевого влияния.

 

2.3. ВЛАСТЬ ХАРИЗМЫ: ИЗ ЧЕГО И КАК СТРОИТСЯ ЛИЧНОСТНОЕ ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРА

             

В отличие от всех рассмотренных выше властных оснований, власть харизмы может и не опираться на какие-либо "объективные" средства и возможности. Сила харизматической личности заключается в том, что она обладает необыкновенными возможностями или привлекательностью в глазах публики, она имеет в себе нечто, заставляющее других повиноваться. Нигде, а особенно в политической области, эта власть невозможна без языка .В данном случае лидер использует язык не только для того, чтобы отдавать приказы, но и для того, чтобы строить свой образ, который публика могла бы уважать и любить, которому могла бы подчиняться.

Образ политического лидера, или, как его принято называть вслед за англоязычными авторами, имидж, - "это набор определённых качеств, которые люди ассоциируют с определённой индивидуальностью". В отличие от публики, воспринимающей лидера целостно, исследователям необходимо, по-видимому, различать составляющие его имиджа. Существуют три группы таких составляющих. Это прежде всего персональные характеристики лидера. К ним относятся его физические, психофизиологические особенности, его характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и тд. Другая составляющая образа лидера - "социальные характеристики". Под ними мы имеем в виду статус лидера, который включает не только статус, связанный с занимаемой официальной позицией, но также и с происхождением, богатством и тд. Со статусом тесно связаны модели ролевого поведения. Кроме того, социальные характеристики включают связь лидера с различными социальными группами, с теми, интересы которых он представляет, с теми, которые поддерживают его и являются союзниками, а также с теми, которые являются его оппонентами и открытыми врагами. Наконец, образ лидера несет большую символическую нагрузку. Лидеры становятся знаками определённых идеологий, того или другого возможного будущего, определённого курса действий.

Каждая из этих групп характеристик вносит различный вклад в формирование личностной власти

политического лидера и в различной степени поддается сознательному конструированию. Однако в связи с тем, что общение лидера и последователей опосредуется СМИ, подавляющее большинство нежелательных персональных качеств лидера может просто не попасть на глаза последователям.

Одна из немногих характеристик, которая, напротив, приобретает в телевизионную эпоху большой вес, - это внешность лидера. Многие исследователи отмечают существование некоторого качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет осуществлять загадочное влияние, особенно в случаях непосредственного контакта с массами, например, на митингах. Лебон называл это качество "обаянием", Вебер - харизмой, его пытаются понять и объяснить многие поколения ученых.

Другие качества, существенные для имиджа лидера, - "социальные характеристики" - связаны с текущей политической ситуацией, которой лидер должен соответствовать. Лидер ориентируется на определённые социальные группы, стараясь в то же время заручиться поддержкой как можно большего количества людей. Он должен чутко улавливать их требования, продиктованные их социальным и демографическим положением, реальными или мнимыми политическими интересами, идеологическими предпочтениями, а также ситуацией, сложившейся в стране, городе и т.п. В этом случае задача политического консультанта, работающего над формированием имиджа лидера - обозначить и стимулировать желательные ассоциации так, чтобы избиратели поверили, что кандидат осуществит их мечты, надежды и потребности".

"Социальные характеристики" - достаточно подвижная часть имиджа лидера, тесно связанная с

требованиями реальности. Символические характеристики, напротив, являются крайне устойчивым и

неизменным компонентом. Они связаны с идеологиями, которые не меняются в течение десятилетий или

даже столетий, а также с ещё более постоянными культурными архетипами Иначе говоря, существует некий постоянный набор черт и качеств, который обязательно должен демонстрировать политик, чтобы его последователи увидели в нём лидера. Только тот политик, который сможет подогнать под себя

этот идеальный тип, сможет добиться успеха в качестве публичного лидера.

Далее будет рассмотрено содержание всех характеристик, а также способы успешного конструирования имиджа политика. Конструирование имиджа как символа занимает первостепенное место и в силу своего постоянства легче, чем другие составляющие, поддаётся теоретическому обобщению. Действия, с помощью которых конструируется идеальный лидерский тип, являются символическими, или, по Веберу, ценностно-ориентированными. Они не порождаются конкретной ситуацией и не должны вести ни к каким конкретным результатам в смысле изменения действительности. Важна сама их демонстрация, они ценны сами по себе, независимо от последствий.

Черты и качества личности лидера, которые он должен демонстрировать публике, должны быть

однозначны, чётко определены, ярко выражены и довольно постоянны.  Различные авторы пытались выявить тот набор черт, которыми обязательно должен обладать лидер в глазах публики. Так, Макиавелли писал: "Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью Этих качеств надо остерегаться как огня, стараясь, напротив, в каждом действии являть великодушие, бесстрашие, основательность  и твердость. Решение государя касательно частных дел подданных должно быть бесповоротным, и мнение о нём должно быть таковым, чтобы никому не могло прийти в голову, что можно обмануть или перехитрить государя".

Те описания "лидерских" черт, которые были сделаны современными авторами на протяжении последних десятилетий дополняют и развивают их. Прежде всего, лидер должен конструироваться как лицо деятельное, активное. Дж.Гэллап, анализируя кривые президентской популярности, писал: "Любое резкое падение в популярности - вероятно, следствие бездействия президента перед лицом важных событий. Бездействие вредит ему более, чем что-либо ещё". Образ деятельного лидера конструируется в глазах публики не только действиями и инициативами, но скорее с помощью слов и речей. Впечатляющие решения, предложения и перспективы, предлагаемые лидером в своих выступлениях, будут способствовать его популярности больше, чем неуклонные, постепенные и малозаметные действия по действительному решению какой-либо проблемы. Вообще, чтобы действия, которые лидер предпринимает, были восприняты публикой с энтузиазмом, они должны отвечать двум условиям: быть достаточно решительны и поражать воображение.

Наша политическая жизнь также дает множество ярких подтверждений тому, что, прежде всего

нерешительность губит политиков, в то время как решительность делает их лидерами. Так, именно

решительность и категоричность действий Ельцина во время событий 1991 года обеспечили ему такую

поддержку народа 19 августа, казалось бы не имея в руках никаких сил для отражения возможного

нападения ГКЧП, и следовательно, никакой возможности реально противостоять ему, он тем не менее

совершил ряд решительных действий с помощью слов, объявив все решения и сам ГКЧП

неконституционными. Эти слова сделали его лидером в глазах миллионов, слова дали ему такую власть,

против которой оказались бессильны все войска, которые ГКЧП имел в своем распоряжении. Кто знает, что бы произошло, если бы Ельцин не сказал этих слов?

              Необходимо заметить, что великие события истории всегда играли на руку популярности лидеров. Ведь именно тогда, когда стране и народу грозят опасности или враги, появляется возможность

продемонстрировать решительные действия. Такие действия очевидны для всех и поражают воображение.

Политик, совершивший их, становится в глазах народа героем и выдающимся деятелем своего времени.

Между тем другие лидеры, действующие не в столь экстремальной обстановке, и предпринимающие не

столь бросающиеся в глаза действия, часто не имеют в глазах последователей никакой популярности.

Чрезвычайные события и критические ситуации, отсутствующие в действительности, также могут быть

созданы с помощью слов. В обществе и мире всегда сохраняется определённое неблагополучие. Однако от задач оратора зависит, заметит или нет он это неблагополучие, назовёт или нет его проблемой, и насколько серьёзно он оценит эту проблему. В принципе никто не мешает лидеру, его сподвижникам или оппонентам объявить, что ситуация складывается серьёзная или даже критическая, что наступает решительный момент или переломный период. Поскольку большая часть населения лишена достоверной и полной информации о действительном положении вещей в стране или мире, то проверить эти утверждения довольно трудно. Этим приёмом успешно и охотно пользовались все советские руководители вплоть до последнего времени.

Итак, действенность является важнейшим качеством лидера. Однако ряд авторов подчеркивает, что центральным моментом здесь является не просто действие, но демонстрация того, что лидер видит

проблемы, хочет с ними справиться, и принимает на себя ответственность за положение дел в стране,

правительстве и т.д.  Принятие ответственности лидером имеет для публики важный психологический смысл: оно вносит справедливость и разумность в мир безличных причин. Тем самым публика как бы заверяется в том, что мир управляем, и жизнь будет постоянно улучшаться.

Информация о работе Политическое лидерство. Имидж политического лидера