Особенности психологического пространства и времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:20, доклад

Описание работы

Психологическое время личности - это реальное время психологических процессов, состояний и свойств личности, в котором они функционируют и развиваются на основе отраженных в непосредственном переживании и ценностном осмыслении объективных временных отношений между событиями жизни различного масштаба. Время в сознании и поведении человека приобретает конкретное психологическое содержание как элемент культуры, уровень развития которой определяет доминирующую в данном сообществе концепцию времени. Временные понятия человека всегда определены той культурой, к которой он принадлежит. Взятое в биографическом масштабе, психологическое время предстает как осмысление человеком своей жизни, отношений между основными событиями жизненного пути личности.

Файлы: 1 файл

доклад психологическое пространство и время.docx

— 19.30 Кб (Скачать файл)

В современной науке используются понятия «биологическое», «психологическое»  и «социальное» пространство и время. Эти понятия введены в связи  с особенностями проявления пространственно-временных  свойств нефизических объектов.

Психологическое время  личности - это реальное время психологических процессов, состояний и свойств личности, в котором они функционируют и развиваются на основе отраженных в непосредственном переживании и ценностном осмыслении объективных временных отношений между событиями жизни различного масштаба. Время в сознании и поведении человека приобретает конкретное психологическое содержание как элемент культуры, уровень развития которой определяет доминирующую в данном сообществе концепцию времени. Временные понятия человека всегда определены той культурой, к которой он принадлежит. Взятое в биографическом масштабе, психологическое время предстает как осмысление человеком своей жизни, отношений между основными событиями жизненного пути личности.

Психологическое время значимо  отличается от объективного, хронологического. Людям свойственны индивидуальные особенности восприятия времени например, как плавно текущего или скачкообразно, как сжатого или растянутого, пустого или насыщенного. На разных этапах онтогенетического развития люди по-разному относятся к прошлому, настоящему и будущему: молодым свойственна направленность в будущее, в пожилом возрасте более значимо прошлое.

психологический возраст является мерой реализованности психологического времени личности.

психологический возраст - это характеристика человека как индивидуальности и  измеряется в ее «внутренней системе  отсчета» (как интраиндивидуалъная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для того чтобы определить психологический возраст личности, достаточно знать лишь ее собственные особенности психологического времени.

Психологическое время способно не только ускорять или замедлять свое течение, сжиматься или растягиваться, оно может переживаться непрерывным и прерывистым, разорванным на отдельные части.

 

В психике индивида и в его  психомоторике формируется полимодальный (обобщенный) образ пространства. Этот образ включает совокупность особых метрических и топологических свойств: криволинейность, отсутствие жесткой привязки координат к координатам внешнего физического пространства, относительное безразличие к положению, преобладание топологии над метрикой, отсутствие право-левосторонней симметрии. Изучает пространство топологическая психология. разработанная Куртом Левином в начале 20 века.

По К.Левину жизненное пространство индивида - в психологической теории поля - мир психических представлений и переживаний личности; общее психологическое окружение индивида, включая его самого и всех других людей, имеющих для него значение.

Понятие жизненного пространства, как  ключевое понятие в теории поля, Курт Левин [8] ввел в психологию для  того, чтобы показать, что истинной средой обитания личности является не физическая реальность и не социальная среда, а лишь те их фрагменты, которые  отражены в сознании человека и на которых основывается его поведение.

В связи с этим он предложил рассматривать  человека и его среду как одну констелляцию взаимозависимых факторов, а совокупность этих факторов получила название жизненного пространства. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих  событий, которые находятся в  психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут  быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т. д. В общем, все, что может  обусловить поведение личности.

Жизненное пространство изображалось К.Левином в виде овала, в центре которого находится круг, символизирующий собой внутренний мир личности. Жизненное пространство имеет две основных границы: внешняя отделяет жизненное пространство от реального физического и социального макромиров, внутренняя отделяет внутренний мир личности от ее психологической среды в пределах жизненного пространства.  Оболочкой внутреннего пространства служит сенсомоторная область, которая, по мысли К.Левина, служит некоторым фильтром между внутренней и внешней средой.

Психологическое пространство состоит  из разных секторов, регионов, которые  графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством  проницаемости. Факт жизненного пространства — все, что может быть осознано человеком. Событие — результат  взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством  фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем  ближе сектор к личному пространству человека, тем большее влияние  он оказывает.

Жизненное пространство.

 

В последнее десятилетие в отечественной  психологии усилился интерес к изучению жизненного пространства личности, ее образа мира и картины собственного жизненного пути [13].

Нартова-Бочавер С.К. [10] обосновывает высокую степень эвристичности понятия «психологическое пространство личности», указывая на то, что состояние границ собственного психологического мира в значительной мере определяет отношение человека к элементам среды, т.е. его мироотношение в целом. В зависимости от того, воспринимается ли окружающий мир как чуждый или родственный, строится и собственная деятельность человека в нем.

К. Левин [8] основными характеристиками жизненного пространства личности считал степень его структурированности  и интегрированности, широту временной  перспективы, а также степень  проницаемости его границ.

К.Уилбер [12] считает, что проблемы конкретной личности проистекают из того, где она проводит границу между собой и окружающим миром. Чем обширнее пространство самоотождествления человека, тем большее содержание мира человек осознает как свое. Он приводит четыре варианта решения вопроса о том, где проходит граница между Я и не-Я:

А) уровень «маски»  - самая узкая  территория Я, которая приравнена только к части своего сознания, к тому, что человек предъявляет окружающим;

Б) уровень эго – граница проходит между сознанием человека и его  телом, при этом существует конфликт между духовным и телесным;

В) организм в целом – граница  проходит между телом и внешним  миром, душа с телом находятся  в гармонии и единстве, но они  противопоставляются миру;

Г) отождествление себя со Вселенной, расширение пространства своего Я до бесконечности.

По мнению К.Уилбера [12], любая граница становится источником конфликтов, поэтому психотерапия должна быть направлена на расширение пространства Я, на достижение сознания единства с другими людьми и миром в целом.

А.А.Бодалев [3] выделяет три параметра субъективного пространства мира:

а) объем или протяженность этого  пространства, которые определяются тем, что запечатлевается и актуализируется  в сознании человека из окружающего  его объективного пространства;

б) степень связи содержательного  наполнения этого субъективного  пространства мира с настоящим, прошлым  и будущим;

в) зависимость содержательного  богатства субъективного пространства мира от сформированности личности.

В качестве факторов, определяющих эти  характеристики, автор называет возраст  человека, его природно-социальное окружение, профессию, образ жизни, образованность и личностные особенности.

Л.П.Гримак [5] выделяет две реальности:

1) информационно-энергетические и  топологические взаимоотношения  индивидуума с окружающим жизненным  пространством;

2) субъективное моделирование внутреннего  психологического пространства  личности, на основе которого  строятся взаимодействия с реальным  миром.

По его мнению, первостепенное влияние  на субъективный комфорт человека оказывают  такие характеристики внутреннего  психологического пространства,  как  его величина и четкость границ. Человек может воспринимать свое внутреннее пространство слишком большим  и незаполненным, и тогда ему  будет неуютно. Наоборот, ощущение тесноты  этого пространства ведет к переживанию  несвободы, зависимости. Полноценная  «конструкция» субъективной модели жизненного пространства человека предполагает, что все три ее компонента (прошлое, настоящее и будущее) имеются  в наличии, доступны для мысленного обозрения и не закрывают друг друга.


Информация о работе Особенности психологического пространства и времени