Организация научных исследований в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:39, реферат

Описание работы

В последнее столетие наука развивалась и развивается в настоящее время очень быстрыми темпами. В настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Именно наука явилась главной причиной столь бурного развития человеческого общества, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления "новой экономики", начала переноса знаний человечества в электронную форму, удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и др.

Содержание работы

Введение
1. Система научных учреждений в РФ
2. Научно-исследовательская работа в высшей школе
3. Особенности УИИРС и НИРС
4. Организация прикладных исследований
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 45.44 Кб (Скачать файл)

 

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО – СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Кафедра теплоэнергетики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Организация научных исследований в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. 3СМ114       

Гатиятуллин М.Р.

 

Проверил:

Ахмерова Г.М.

 

 

 

 

 

Казань, 2013.

 

Содержание

 

Введение

1. Система научных учреждений  в РФ

2. Научно-исследовательская работа  в высшей школе

3. Особенности УИИРС и НИРС

4. Организация прикладных исследований

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Необходимость в научном знании появляется в обществе тогда, когда  обнаруживается недостаточность представлений, возникших в рамках повседневного  мышления и обыденного знания, а  также данных невооруженных органов  чувств, понятий, здравого смысла и  опыта.

История науки показывает, что если эта недостаточность осознается обществом, то, в конце концов, в  обществе возникает потребность  в научном познании соответствующего предмета или явления [5].

В последнее столетие наука развивалась  и развивается в настоящее  время очень быстрыми темпами. В  настоящее время объем научных  знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Именно наука явилась главной причиной столь бурного развития человеческого общества, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления "новой экономики", начала переноса знаний человечества в электронную форму, удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и др. Все это убедительно доказывает, что наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности. Луи Пастер сказал: "Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым всегда будет тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности". Одна из главных задач России на сегодняшний - ускоренными темпами создать в России новый, мощный научно-технологический потенциал, а для этого необходимо точно знать истинное положение дел в науке и высшем образовании.

Выход России в число лидеров  глобального научно-технического развития требует ускоренного осуществления  государственной стратегии поддержки  НИОКР и инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Система научных учреждений  Российской Федерации

 

В Российской Федерации создана  разветвленная сеть учреждений, занимающихся фундаментальными исследованиями в различных отраслях науки и производства. К ним относятся: Российская Академия наук (РАН) и ее филиалы, отраслевые академии министерств, являющиеся высшими научными учреждениями отдельных отраслей науки, а также отраслевые научно-исследовательские институты министерств и ведомств, вузы.

Деление науки на вузовскую, академическую  и отраслевую во многом условно в  силу возрастающего взаимодействия этих отраслей науки. Стираются и границы между фундаментальными и прикладными науками. Перед всеми учеными, независимо от сферы их деятельности, теперь ставится общая и ответственная задача: увеличить вклад науки в создание материально-технической базы общества.

Российская академия наук (РАН) является высшим научным учреждением Российской Федерации, ведущим центром фундаментальных  исследований в области естественных и общественных наук в стране. В РАН решаются основные, магистральные проблемы естественных, технических и общественных наук, возникающие в процессе общественного развития; ведутся прикладные исследования, способствующие быстрейшему внедрению достижений науки и техники в производство.

Академия наук в России была основа в 1724 г. указом Петра I и первоначально  называлась академией наук и художеств, с 1803 г. - Императорской академией  наук, с 1836 г. - Императорской Санкт-Петербургской академией наук. Ее действительными членами были М.В. Ломоносов, Л. Эйлер, П.Л. Чебышев, А.М. Бутлеров, И.Л.Павлов и другие видные ученые. В феврале 1917 г. она была преобразована в Российскую академию наук, июле 1925 г. - в Академию наук СССР и в 1991 г. - в Российскую академию наук (РАН). Органами управления РАН являются Общее собрание РАН, Президиум РАН и президент РАН.

На протяжении почти трех столетий существования Академии наук менялись ее задачи, статус и структура.

В соответствии с исторически сложившимся  статусом и задачами Академия построена  по научно-отраслевому и территориальному принципу, включает в себя, отделений РАН (по отраслям и направлениям науки: математики, истории и философии, общей физики и астрономии, ядерной физики, машиностроения, нанотехнологии, физико-технических проблем энергетики и др.), 3 региональных отделении (Сибирское, Дальневосточное и Уральское), 14 региональных научных центров (объединение научно-исследовательских институтов).

Отделение РАН (по областям и направлениям науки) объединяет членов Академии, избранных по данному отделению, и научных сотрудников научных организаций, а также организаций научного обслуживания и социальной сферы, входящих в данное отделение.

Отделение РАН является основным научным  и научно-организационным центром, объединяющим в РАН ученых одной или нескольких смежных отраслей науки.

Отраслевые академии министерств  концентрируют силы и материальные ресурсы на тех научных направлениях, где занимают или могут занять ведущее положение в стране или  в мире. Они также развивают  те научные направления, которые  определяются потребностями экономики  и культуры, что позволяет правильно  распределять научные силы и избегать их распыления.

К отраслевым академиям министерств  относятся такие академии как  Академия медицинских наук, Академия педагогических наук, Академия наук строительства  и архитектуры, Российская Академия сельскохозяйственных наук и др.

Основной научный потенциал  агропромышленного комплекса Российской Федерации сосредоточен в системе  Российской Академии сельскохозяйственных наук (РАСХН).

В соответствии с Уставом Российская академия сельскохозяйственных наук является высшей самоуправляемой научной  организацией в системе Агропромышленного  комплекса России и осуществляет научное обеспечение агропромышленного  производства в Российской Федерации. Она объединяет действительных членов и членов-корреспондентов, иностранных членов, избранных общим собранием Академии, ученых научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений, других научно-технических организаций; координирует и направляет их усилия на развитие фундаментальных и приоритетных прикладных исследований в области сельского, водного, лесного хозяйств, пищевой и перерабатывающей промышленности, других отраслей, работающих на агропромышленный комплекс; обеспечивает подготовку научных кадров, осуществляет научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. Главной задачей научных учреждений является развитие фундаментальных и приоритетных прикладных исследований.

Благодаря труду многих поколений  ученых-аграриев российская наука достигла мирового уровня по многим направлениям фундаментальных и приоритетно-прикладных исследований в области почвоведения и земледелия, сельскохозяйственной мелиорации и экологии, селекции, генетики и защиты растений, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. В России создан крупнейший банк генетических ресурсов растений, животных, птицы, микроорганизмов. Выведены не имеющие аналогов в мире сорта сельскохозяйственных культур и породы животных. Созданы принципиально новые индукторы устойчивости растений к болезням и вредителям, а также уникальные вакцины и препараты для борьбы с болезнями животных. Разработан ассортимент продуктов питания нового поколения. Россельхозакадемия является крупным центром по научному обеспечению агропромышленного производства страны, ведет научно-техническое сотрудничество с 68 странами мира.

Отраслевые отделения являются основным научным и научноорганизационным формированием Академии, объединяющим ученых одной или нескольких смежных специальностей, свою деятельность осуществляют в тесном взаимодействии с региональными отделениями, научными и научно-методическими центрами. Число и наименование отделений определяется решением Общего собрания Академии с учетом приоритетных научных, производственных проблем, количества входящих в состав отделения научных учреждений, объема научно-методической деятельности и финансовых возможностей.

Отраслевые отделения организуют работу по фундаментальным и важнейшим  прикладным исследованиям по закрепленной отрасли науки; координируют деятельность научных учреждений, предприятий  и организаций, входящих в его  состав; организуют подготовку научных  кадров и осуществляют другие функции, определяемые Положением о каждом отделении.

Отраслевое отделение объединяет членов Академии, избранных по данному  отделению, ученых научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других научных организаций соответствующего профиля.

Отделения имеют в своем составе  всероссийские, отраслевые и зональные  научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации, создают при отделении научно-методические советы, секции, комиссии по направлениям исследований и научноорганизационной деятельности.

В Российской Академии сельскохозяйственных наук выделяют следующие отраслевые отделения:

- земледелия;

- экономики и земельных отношений;

- мелиорации, водного и лесного хозяйства;

- растениеводства;

- защиты растений;

- зоотехнии;

- ветеринарной медицины;

- механизации, электрификации и автоматизации;

- хранения и переработки сельхозпродукции.

Основной организационной единицей Академии является научно-исследовательский  институт (НИИ). Каждый институт, проводя  ту же политику, что и академия наук, стремится вывести соответствующую  область знаний в передовые ряды, формирует научно-техническую политику в своей отрасли и тесно связан с производством.

Научно-исследовательский институт организационно делится на отделения (группа отделов), отделы, лаборатории, секторы, научные группы в зависимости от специфики деятельности учреждения. Научная деятельность будущего исследователя начинается, как правило, в лабораториях, научных группах, т.е. с самых нижних уровней научного учреждения. Возглавляет деятельность института его директор, при котором действует ученый совет совещательный орган, координирующий основные направления научно-исследовательских разработок.

Специализированные ученые советы научно-исследовательских институтов рассматривают диссертации и представляют в Высшую аттестационную комиссию при Министерстве образования и науки Российской Федерации материалы для  присуждения ученой степени доктора наук и для контроля материалы о присуждении советом ученой степени кандидата наук.

Основными научными центрами, занимающимися  проблемами в области технологии сырья и продуктов животного  происхождения, в первую очередь, являются ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт мясной промышленности им. В.М. Горбатова" Российской академии сельскохозяйственных наук и ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности" Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ВНИМИ).

Основными научными направлениями  ГНУ ВНИМИ им. В.М. Горбатова является проведение фундаментальных, прикладных и экспериментальных научных  исследований в области технологии мяса, мясной, кулинарной и технической  продукции, внедрение их результатов  в промышленность, общественное питание  и торговлю, производство научно-технической продукции, выполнение работ и оказание услуг по повышению научно-технического прогресса, качества и безопасности продуктов питания, разработка и реализация технической документации на продукцию и повышение профессиональных знаний работников отрасли, научная разработка вопросов технологии, техники, экономики и организации производства молочных продуктов; решение научнотехнических и технико-экономических проблем по созданию нового технологического оборудования; разработка и реализация технической документации на продукцию, проведение научно-исследовательских разработок по усовершенствованию технологии производства молочных продуктов, в том числе диетического, профилактического, лечебного, детского, геродиетического и других видов питания [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Научно-исследовательская работа в высшей школе

 

В вузах Российской Федерации научные  исследования направлены на разработку фундаментальных проблем в той  области, для которой данный вуз  готовит специалистов. Важное место  занимают также исследования по проблемам  высшей школы, совершенствованию учебного процесса, повышению качества подготовки выпускников. Например, при Министерстве образования функционирует Научно-исследовательский институт проблем высшей школы, координирующий в вузах страны научно-исследовательскую работу методического направления. В головных вузах, осуществляющих подготовку специалистов по отраслям производства, созданы координационные центры по методической работе вузов аналогичного направления в регионах. При вузах с высоким уровнем выполняемых научных исследований создаются научно-исследовательские институты отраслевых проблем, работают проблемные научноисследовательские лаборатории.

Информация о работе Организация научных исследований в РФ