Неклассическая наука и ее концептуальные основы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества. Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.

Содержание работы

1. Введение
2. Периодизация науки
3. Неклассическая наука
4. История естествознания как смена научных парадигм
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

К.раб по Концепция современного естествознания 2 сем.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

                                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                          СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Управление качеством-5»

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О  Л Ь Н А Я       Р А Б О Т А

 

по дисциплине: «Концепции современного естествознания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка  1 курса

за 2 семестр

Жеглова Анна

Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когалым, 2010

Содержание

 

 

1. Введение

2. Периодизация науки

3. Неклассическая наука

4. История естествознания  как смена научных парадигм

5. Список использованной литературы

 

Неклассическая наука  и ее концептуальные основы

 

Введение

 

Наука в ее современном  понимании является принципиально  новым фактором в истории человечества. Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного  производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое  время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.

Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Развитие нового - буржуазного - общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания - астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Понятия "наука" и "естествознание" в этот период (и даже позднее) практически отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило несколько медленнее.

Прогресс науки во всех направлениях, распространение  знаний и создание все новых и  новых средств улучшения условий  жизни человека стали характерными чертами этого времени.

Однако дальнейшее изучение физических процессов показало, что  недостаточно знать только механические принципы. Более того, физика того времени все больше и больше опиралась на предполагаемые свойства субстанции, эфира, которые никак не удавалось открыть. За короткий промежуток времени (с 1895 по 1905 г.) попытки решить эту и похожие проблемы буквально потрясли основания механистической теории XIX в. Открытие рентгеновского излучения и радиоактивности продемонстрировали наличие гораздо более сложной структуры атомов, о которой ранее даже и не предполагали. Работа Макса Планка по проблеме теплового излучения доказала бесконечность энергии, что было необъяснимо с точки зрения классической термодинамики. Но самым большим потрясением стала теория относительности Эйнштейна, обнародованная в 1905 г. Она не только уничтожила понятие эфира и свела на нет достижения тех направлений физики, которые оперировали им, но и превратила физику в науку, изучающую не просто события сами по себе, а отношения между ними и наблюдателем. Наблюдаемые события и все, что происходит, стали рассматриваться как функция местоположения наблюдателя и направления движения относительно других событий. Абсолютного пространства, оказывается, не существует. Появилась угроза разрушения основ современной физики.

Это революционное событие  до сих пор еще не было полностью осмыслено учеными, занимающимися историей науки. Достаточно сказать, что ученые смогли принять в целом потрясающие достижения физики начала ХХ в., но при этом новая физика стала отличаться от той, что была раньше. Механические модели явлений стали неприемлемы, так как для некоторых процессов (например, светового излучения) просто невозможно построить полноценные модели. Физики не могли с уверенностью говорить о физической реальности, они лишь останавливались на вероятности производства некоторых измерений.

Новые направления физики - теория относительности, квантовая  механика, физика элементарных частиц - могут идти вразрез со здравым  смыслом, но они заставляют ученых пробиваться  к самым границам физической реальности. Сложные приборы и способы  математической обработки данных позволяют современным ученым с легкостью заниматься процессами внутри атома, моделировать самый первый момент мироздания, понять великую структуру и будущее Вселенной.

Революция в физике оказала  непосредственное влияние на химию и биологию, позволив производить неслыханные манипуляции с атомами, молекулами, клетками и их генетической структурой. Уже никого не удивляет, что химики занимаются веществами на уровне их молекулярной структуры, изменяя строение молекул по своему желанию. Генная инженерия позволяет человеку активно вмешиваться в процесс эволюции. Вторая научная революция может стать наиболее важным событием в истории человечества.

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Периодизация науки

 

Поскольку наука - явление  конкретно-историческое и не есть нечто  неизменное, а представляет собой  развивающуюся целостность, исторический феномен, проходящие в своем развитии ряд качественно своеобразных этапов, то возникает проблема периодизации истории науки, т.е. выделение качественно своеобразных этапов ее развития ("эволюционный срез").

Наука как целостное  развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые  подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук - раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд ("структурный срез"). Обе проблемы решаются по-разному в зависимости от предмета исследования отдельных наук, их методов, целей научного познания и других многообразных обстоятельств.

Что касается классификаций  современных наук, то они проводятся по самым различным основаниям (критериям). По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание, об обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.). Отдельную группу оставляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.

В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута  более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, геология, биология и другие, каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.

По своей "удаленности" от практики науки можно разделить  на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и  принципы реального мира и где  нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.

Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях  по сей день является дискуссионным  и активно обсуждается в отечественной  и зарубежной литературе. Один из подходов, который получает у нас все  большее признание, разработан на материале истории естествознания, прежде всего физики и состоит в следующем.

Науке как таковой  предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются  в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания:

1. Классическая наука (XVII - XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

2. Неклассическая наука (первая  половина XX в.), исходный пункт которой  связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.

3. Существенный признак постнеклассической  науки (вторая половина XX - начало XXI в.) - постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постнеклассической стадии соответствует  парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на "синергетическое движение" - это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.

При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего - постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Налицо "закон субординации": каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия. Например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать принципы квантовой механики, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования.

Следует иметь в виду, что историю  науки можно периодизировать  и по другим основаниям. Так, с точки  зрения соотношения таких приемов  познания, как анализ и синтез (опять  же на материале естественных наук), можно выделить две крупные стадии:

1. Аналитическая, куда входит - по предыдущей периодизации - классическое и неклассическое естествознание. Причем в последнем идет постоянное и неуклонное нарастание "синтетической тенденции". Особенности этой стадии: непрерывная дифференциация наук; явное преобладание эмпирических знаний над теоретическими; акцентирование внимания прежде всего на самих исследуемых предметах, а не на их изменениях, превращениях, преобразованиях; рассмотрение природы, по преимуществу неизменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений.

2. Синтетическая, интегративная стадия, которая практически совпадает с постнеклассическим естествознанием. Ясно, что строгих границ между названными стадиями провести невозможно: во-первых, глобальной тенденцией является усиление синтетической парадигмы, во-вторых, всегда имеет место взаимодействие обеих тенденций при преобладании одной из них. Характерной особенностью интегративной стадии является возникновение (начавшееся уже, по крайней мере, со второй половины предыдущей стадии) междисциплинарных проблем и соответствующих "стыковых" научных дисциплин, таких как физхимия, биофизика, биохимия, психофизика, геохимия и др. Поэтому в современном естествознании уже нет ни одной науки "в рафинированном чистом виде" и идет процесс построения целостной науки о природе и единой науки о всей действительности в целом.

Информация о работе Неклассическая наука и ее концептуальные основы