Наука и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

Наука и религия являются единственными источниками получения человеком знаний о мире и о себе, а это, в свою очередь, необходимо для того, чтобы человек мог понять свое место в мире, цель и смысл своего существования. Однако если истины веры представляют из себя нечто незыблемое, окончательное и сверхчеловеческое, то истины научного знания – это результат побед или поражений конечного и ограниченного человеческого разума, и потому они никогда не носят окончательного характера, постоянно уточняются и пересматриваются. Сфера религиозного опыта зиждется, таким образом, на некоторой незыблемой скале богооткровенных догматов, сфера науки вечно пребывает в непрерывном сомнении и поиске.

Содержание работы

Введение 3
Причины°конфликта 4
История°проблемы 6
Синкретический°этап 7
Конфронтационный°этап 8
Синергетический°этап 13
Мысли°великих°ученых°о°взаимоотношениях°между°наукой°и°религией 14
Заключение 17

Файлы: 1 файл

Реферат КСЕ - копия.docx

— 61.54 Кб (Скачать файл)

Несовершенство мира, руководствующегося лишь научной парадигмой, получает все большее признание среди  всех критических наблюдателей, многие из которых это сами ученые. Вопросы  загрязнения окружающей среды, экологического дисбаланса, широко распространяющейся моральной деградации во всех сферах жизни и мрачная перспектива III мировой войны - таковы лишь некоторые из основных черт современного положения.

Долгое время принято было считать, что наука и религия находятся  в постоянном противоборстве. Этот тезис не сложно доказать используя  исторические факты. Но, с другой стороны, можно предположить, что проблема заключается исключительно в  интерпретации определенных догматов в некоторых исторических условиях. Не даром  наука, религия и искусство  зародились как единое целое.  

 

Синкретический  этап

К сожалению, сведения о достижениях  древних обществ достаточно ограниченны. В распоряжении ученых, исследующих такой период времени, находятся только два достоверных источника: археология и мифология. Но этого достаточно, чтобы заключить, что наука и религия изначально были едины, что, впрочем, неудивительно. Ведь, на раннем этапе своего развития человек не классифицировал знание по способу его добычи. Следовательно, наибольшая степень гармоничности во взаимоотношениях науки и религии присутствовала в традиционном обществе. В древних цивилизациях доколумбовой Америки, Египта, Индии, Китая, а затем в эллинистическом мире научные знания были частью эзотерики, хранимой жрецами. Поэтому центром научной и духовной жизни становились святилища и храмы. Во всех без исключения религиях и культах древнего мира именно жрец является носителем знания, полученного как путем наблюдения и исследования, так и путем религиозного откровения. Знание такое использовалось, в основном, для возведения культовой архитектуры, точного исчисления временных циклов, совершения ритуалов над усопшими. Научные знания естественным образом были вписанными в традиционную культуру. Развивались, преимущественно, математика, геометрия, астрономия, медицина. В этот период идеал науки не вступает в противоречие с религией.

В древнеегипетской цивилизации существовал  сложный аппарат государственной  власти, неразрывно сплетенный с сакральным аппаратом жрецов. Носителями знаний были именно они, а знания были обличены в религиозно – мистическую форму  и были доступны только жрецам, способным  читать священные книги и хранить  практические знания для того, чтобы  властвовать над людьми. Природные  условия способствовали открытию определенных связей между явлениями, что привело  к созданию календаря, открытию затмений Солнца. Жрецы накапливали знания в области математики, химии, медицины, овладели гипнозом и искусством мумифицирования. В это же время шумерами было изобретено колесо. Следует отметить, что они  установили, что год равен 365 дням 6 часам 15 минутам 41 секунде (современное  значение отличается на 27 минут 35 секунд).

В то время как на востоке наука  развивалась, в первую очередь в  связи с практическими нуждами, на Западе стала зарождаться наука  доказывающая.

В VI веке до Рождества Христова угасающие  цивилизации Древнего Востока передают эстафету научного познания бурно развивающейся  цивилизации Древней Греции. По преданию, отцы древнегреческой науки Пифагор  и Фалес Милетский учились  науке (да и магии) у жрецов Египта и Вавилона. Даже если эти предания ошибочны, преемственность науки  древних греков от древневосточной  несомненна. В Древней Греции, однако, наука не сохранила связи ни с  храмом, ни со жреческим сословием. Ученые в Греции, как и позднее  в эллинистических государствах, и в Древнем Риме являлись свободными художниками, не связанными ни с храмом, ни с государством, но высокопочитаемыми в обществе. Причина подобного разрыва заключается в том, что крайне грубые и примитивные языческие верования греков и римлян никак не соответствовали высокому полету мысли античных ученых. Разрыв с храмами не означал, однако, потерю интереса к высшим, нематериальным проблемам бытия. Но решение этих проблем античные ученые искали не в примитивной религии, а в философии, которая в античном мире достигла высот, не превзойденных и поныне. Более того, философия, по их представлению, являлась вершиной учености, а естественные науки лишь ступеньками к этой вершине.

Знаменательно в этом смысле, что  из античного идеала науки в дальнейшем развились некоторые черты противостояния науки и религии. Связано это  было с разработкой логических законов  мышления, правил, категорий; различением  эмпирической действительности и действительности теоретической; организацией системы  знания в связи с правилами  и категориями. Установка Сократа  на общие понятия способствовала выработке уникального культурного  феномена европейской мысли - появлению  теоретического сознания. Этот конкретный ход культуры равно сопоставляем с другими её решениями. Платон полагал, что познать можно лишь отражение  мира идей, следовательно, такое познание не будет истинным. Истинно лишь то знание, которое можно твёрдо обосновать. Твёрдо обосновать можно  только математические истины, поэтому  возможна только математика (аксиомы). Аристотель считал, что можно знать  кое-что и из опыта. Поскольку  он поставил задачу разработать системы  частных дисциплин, то, что описывало  природу как один из видов бытия, позволяло констатировать разные движения (планет, физических тел), он назвал физикой. Физика Аристотеля опирается на принцип  явления и сущности.

 

Конфронтационный этап

. Разногласия между наукой и религий начинается со времени формирования классического идеала науки. Еще Аристотель не мог себе позволить вмешиваться в природу, он только наблюдал ее. В Средние века представление о природе меняется. Все переосмысляется в соответствии с иудео-христианским мировоззрением. Так, в связи с идей живого Бога творца появляются представления о природе сотворённой и природе творящей. Сотворённая природа замышлена и создана Богом. Творец Библии удивительным образом подобен проектировщику-инженеру. Он замышляет, творит и удостоверяется, что творение соответствует проекту. Природа есть объект, но пока не человеческой деятельности, а объект замысла и деятельности Творца. Для античности это было не понятно, там природа была бытием, в котором велось рассуждение. Идея природы творящей приводит к тому, что в ней начинают видеть энергию. Бог не только создал, но и стал присутствовать в природе (всё происходит по воле Бога: камень падает вниз, теплый воздух поднимается вверх). Получается, что Бог разлит в природе, присутствует в ней как активный живой организм.

Другая особенность этого мировоззрения  – природа сотворена для человека. Наличие этих трёх смыслов, плюс то, что человек создан по образу и  подобию Бога — эти идеи способствуют формированию интересного замысла  со II половины Средних веков. Полагают, что человек может этой природной  энергией воспользоваться, т.к. он создан по образу и подобию Бога и он может проникнуть в замысел Бога. Если он сообразно Божьему промыслу будет проникать в природу, ему  будет дана сила над этой энергией. Отсюда появляются алхимия, астрология (сопровождаемые молитвой, мистикой).

  Переход от Античности к Средневековью  обусловлен в основном двумя  процессами: распространением христианства  и варваризацией (особенно на  Западе) античного общества. Оба  эти процесса заняли более  двухсот лет и протекали примерно  одновременно. Тем не менее, распространение Христова учения началось чуть раньше, и мы можем выделить короткий (в историческом масштабе) период существования мощной христианской Церкви во все еще античном обществе. Этот короткий период играет очень важную роль в истории Церкви, ибо в этот период великие святые, которых Церковь именует вселенскими учителями и многие из которых блестяще владели всеми плодами античной учености, выковывали догматику христианского вероучения. Церковь не могла не сформировать своего отношения к такому явлению, как наука. Рассуждая о роли языческого культурного наследия, святые Отцы, прежде всего, подчеркивали главную цель жизни христианина — стяжание Царства Небесного. Для этого христианин и должен был иметь некоторые знания. В получении этих необходимых христианскому обществу знаний святые Отцы требовали подвергать языческое культурное наследие строгой духовной цензуре, так как многое в этом наследии не только бесполезно, но и вредно для христианского воспитания. Оставляя в стороне античное искусство и философию, рассмотрим, что же вредного находили святые Отцы в научных достижениях Античности. Во-первых, вред был в самих целях научного познания. Христианство, как мы видели, предлагает только две цели: высшую — помощь в Богопознании, и низшую — помощь в практической жизни. Таким образом, отметаются не только те цели, которые вносила в науку магия Древнего Востока, — власть над природой, власть над себе подобными, стяжание мирового богатства, но и высшая цель античных ученых — познание истины — объявляется пустым и ненужным любопытством. Во-вторых, вред был в примеси философских измышлений, «басен», как говорили святые Отцы, которые не вытекают из Священного Писания или даже противоречат ему.

Здесь мы выходим на очень важный вопрос об иерархии истин, постулированной  древнехристианскими Отцами и сохраненной  Церковью до наших дней. Согласно христианскому  учению, человек, сотворенный по образу и подобию Божию, способен к самостоятельному познанию. Но, поскольку человек  есть существо ограниченное и переменчивое, то и истина, добытая им в самостоятельном  познании, всегда ограничена и переменчива. В светской философии разработаны  понятия абсолютной и относительной  истин, и ведутся дебаты о том, существует ли абсолютная истина и  доступна ли она человеку. Христово учение отвечает: да, существует — это  истина Божия, и да, доступна, через  Божие Откровение.

Исходя  из такого вот простого понимания, древнехристианские Отцы вычищали из наследия языческой  мысли все выводы, противоречащие Божиему Откровению, сколь бы убедительно  ни были эти выводы аргументированы. Оставшееся принималось на нижние полки  в созидающийся храм культуры христианской. Прежде всего, полезным было само умение широко, глубоко и логично мыслить. Затем Отцы отмечали роль философии. История и география (вместе с  художественной литературой) рассматривалась  Отцами как материал, на котором  можно исследовать пути порока и  добродетели, и Промысл Божий  в судьбах отдельных личностей  и целых народов.

Какую же роль отводит Церковь в Бого-познании математике и естественным наукам? На это дает ответ встречающийся  у многих Отцов, писавших в разное время и в разных местах, образ  двух Книг. Этот образ позволяет  вообще уяснить очень много во взаимоотношении науки и религии. Удобнее будет использовать не формулировки древних Отцов, но приспособленную к проблемам взаимоотношений науки и религии формулировку М. В. Ломоносова. В своем труде, описывающем затмение Венеры, Михаил Васильевич писал: «Создатель дал роду человеческому две Книги. В одной показал Свое Величие, в другой — Свою Волю. Первая — видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его, признавал Божественное Всемогущество. Вторая Книга — Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению... Обе обще удостоверяют нас не только о бытии Божием, но и о несказанных Его к нам благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры!»

Во-первых, Книги эти написаны одним и  тем же непогрешимым Автором и, следовательно, в принципе не могут противоречить  одна другой. Когда же видятся противоречия между ними, то они не должны порождать  «плевелы и раздоры», но должны восприниматься как антиномии, обильно встречающиеся  в философии и в Священном  Писании. Путем глубоких размышлений  и исследований разрешение этих антиномий  выводит человека на новый, более высокий уровень понимания. Во-вторых, две Книги, хоть и написаны одним Автором, имеют принципиально различное содержание: Книга природы возводит человека через усилия его собственного разума от твари к Творцу. Книга же Священного Писания, наоборот, заключает в себе снисхождение Творца к твари. Она содержит такие знания о Творце и Его Промысле, небесных бесплотных силах, потустороннем мире и т.д., которые принципиально не достижимы усилиями человеческого разума (в том числе научными методами) и могут быть лишь дарованы Творцом человеку в доступном ему виде через сверхъестественное откровение (пророчества Духом Святым, вочеловечение Сына Божия).

Ситуацию  можно резюмировать словами знаменитого  физика XX века Макса Планка: в естествознании Бог стоит в конце всякого  рассуждения, а в религии —  в начале. Таким образом, по самому принципу построение содержания обеих  Книг не должно пересекаться, а наука  и религия обе являются источниками  знаний, но из совершенно разных областей. Из этого вытекает важное следствие: наука не может в принципе опровергнуть или подтвердить чисто религиозные  утверждения, и так же религия  не может быть судьей в чисто научных  вопросах.

Античные  ученые полагали, что для объяснения природного явления достаточно указать  причину любого вида. Христианские же ученые, начиная с уже поминавшегося нами Буридана, подчеркивали, что сама природа не имеет цели, а цели ей ставит Бог. Следовательно, доискиваться до целевых причин есть задача богословия, а естествознание должно вскрывать действенные причины, через которые Господь реализует свои замыслы в природе.

Второй  важный вклад христианского учения в философские науки — это  учение о человеке. Согласно христианской антропологии, человек, сотворенный  по образу и подобию Божию, является венцом и главной целью творения. По толкованию святых Отцов, в первые дни творения Господь уготовляет царство и потом, оглядев его  и заключив, что оно «хорошо  весьма», вводит в него последним  творческим актом царя — человека. Человек обладал умом, сотворенным  по образу Божию, способным проникать  в суть остальной твари, что и  выразилось, по мнению святых толкователей, в наречении Адамом имен живой  твари.

Даровав человеку познаваемый мир и вооружив его познающим умом, Господь не оставил человека одного в его  исследованиях, но незримо направляет его мысль.

Третьим важнейшим вкладом христианства является освобождение науки от рабства  философии. Более того, Церковь старалась  быть строгим цензором, отделяющим научные результаты от произвольных философских измышлений, так как  эти измышления, не основываясь на Богооткровенной истине, могут привести к богохульным и богомерзким  идеям.

В XIII—XIV веках жизнь в Западной Европе начала стабилизироваться. На Западе закончилось переселение народов. Стали формироваться национальные государства с понятием естественных границ. Возникла развитая система государственных университетов, церковных и частных школ. Для дальнейшего очень важным явилось изобретение печатного станка, позволяющего печатать тексты и оттискивать гравюры. В эпоху Возрождения появляется идея проверить соответствует ли наблюдаемое нами знание действительности. Если в эпоху античности описывали природу, то здесь возникает идея обосновать, действительно описывать природу (опытно). В античность правильное знание - это такое знание, которое получено согласно правильным законам мышления, а здесь появляется новое требование — удостовериться, что знание соответствует природе. Так формулируется идея новой науки (Р.Бэкон).

Информация о работе Наука и религия