Научное познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:06, реферат

Описание работы

Стремительное развитее науки за последнее столетие привело к массе открытий, которые направлены на улучшения качества и продолжительности жизни людей. Благодаря повсеместному внедрению информационных технологий стали столь удобными хранение, перенос, систематизация и обработка информации. Внедряемые технологии позволяют нам экономить время и повышают производительность труда, что очень важно при современном стиле жизни. Таким образом, наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности, она является основной основная формой человеческого познания.

Содержание работы

Введение
1. Научное познание и его особенности
2. Формы научного познания
2.1. Формы научного познания на эмпирическом уровне
2.1.1. Научный факт
2.1.2. Законы науки
2.2. Формы научного познания на теоретическом уровне
2.2.1. Научная проблема
2.2.2. Научная гипотеза
2.2.3. Научная теория
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Научное познание.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине:

на тему :

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка  1  курса

группы  2011 – З-ФК/1

Воловик Лилия Евгеньевна

Проверил преподаватель:

      

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

 

Содержание

 Введение

1. Научное познание и его особенности

2. Формы научного познания

2.1. Формы научного познания на эмпирическом уровне

2.1.1. Научный факт

2.1.2. Законы науки

2.2. Формы научного познания на теоретическом уровне

2.2.1. Научная проблема

2.2.2. Научная гипотеза

2.2.3. Научная теория

Заключение

         Список литературы

 

Введение

Стремительное развитее науки за последнее столетие привело к массе открытий, которые направлены на улучшения качества и продолжительности жизни людей. Благодаря повсеместному внедрению информационных технологий стали столь удобными хранение, перенос, систематизация и обработка информации. Внедряемые технологии позволяют нам экономить время и повышают производительность труда, что очень важно при современном стиле жизни. Таким образом, наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности, она является основной основная формой человеческого познания.

Столь высокая продуктивность науки обеспечивается развитием  значительной системой методов и  принципов познания, присущих ей. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Но все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, что еще раз подтверждает важность наличия философский знаний у любого ученого.

 

  1. Научное познание и его особенности

Познание — это  специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание – это, обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование».

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. Каждая из них имеет свою специфику. Научное познания, в отличие от всех многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Основные характеристики научного знания: прогностический характер; простой, строгий и однозначный научный язык; объектом познания являются как предметы и явления реального мира, так и их мыслительные аналоги - понятия, категории, законы, числа и т.п.

Основными особенностями  научного познания являются:

1. Научное знание – результат осознанного и целенаправленного процесса получения нового знания. Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Исследования ориентируется преимущественно на общие, существенные свойства предмета.

2. Характерная черта научного познания — объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета. Т.е. непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания.

3. Наука в большей  мере, чем другие формы познания  ориентирована на то, чтобы быть  воплощенной в практике, использоваться для изменения окружающей действительности и управления реальными процессами. Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека».

4. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (хроматографы, спектрофотометры, ракетно-космическая техника и т. д.). Они относятся к средствам научного познания, т.е. это материальные структуры, заменяющие человека как мыслящие,  действующие и чувствующие. Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы и методы.

5. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д.

 

2. Формы научного познания

Познание законов – задача науки. Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.

Формы научного познания (на эмпирическом уровне) – научный факт, эмпирический закон. На теоретическом уровне научное познание выступает в форме проблемы, гипотезы, теории.

 

2.1. Формы научного познания на эмпирическом уровне

2.1.1. Научный факт

Научные факты – установленные путем наблюдения или экспериментов различные факты. Как категория науки факт может рассматриваться как достоверное знание о единичном. Научные факты генетически связаны с практической деятельностью человека, отбор фактов, составляющих фундамент науки, так же связан с повседневным опытом человека. В науке фактом признается не всякий полученный результат, поскольку, чтобы прийти к объективному знанию о явлении, необходимо произвести множество исследовательских процедур и их статистическую обработку (т.е. учесть взаимодействие таких факторов исследования как внешние обстоятельства, состояние приборов, специфика изучаемого объекта, возможности и состояние исследователя и т.д.). Формирование факта – синтетический процесс, благодаря которому происходят особого рода обобщения, в результате чего  возникают понятия.

 

2.1.2. Законы науки

Законы науки – отражают в форме теоретических утверждений существенные связи явлений.

Закон – это общие, необходимые,  существенные, относительно устойчивые повторяющееся отношения между явлениями реального мира, которые при наличии соответствующих условиях определяют характер и направление, и результат развития.

Существуют три основных вида законов:

– специфический (частный)-(законы преломления, законы Ома, Авагадра, Дальтона,. постулаты Бора и т.д.);

– общий - для большой группы явлений (закон сохранения энергии, импульса и т.д.);

– универсальные – законы диалектики.

Между общими и частным существует взаимодействие: общие законы действуют через частные, а частные представляют проявление общих. Свойства законов: объективность (не зависит от воли человека). Содержание законов не зависит от человека, познающего мир, форма этих законов может зависеть и зависит от того, как сформулирован тот или иной закон, тем или иным исследователем. Законы объективны, а формулировки - субъективны. Термины и понятия, в которых выражаются законы, носят отпечатки личности исследователя. Субъективность формулировок одного и того же закона можно трактовать как наилучшее свидетельство его объективности, независимости его от людей породивших этот закон. На основе знания закона возможно достоверное предвидение течения процесса.

Характерные черты закона:

  1. опорные пункты, ступени и формы познания «сгустки», «узлы» познания;
  2. результат движения мысли от конкретного к абстрактному;
  3. итог абстрагирующей и обобщающей деятельности человека;
  4. является сжатым выражением массы явлений благодаря тому, что он выражает общее, является формой всеобщности;
  5. вскрывает внутреннюю связь, существенные отношения между явлениями, выражает необходимые, существенные, устойчивые, постоянные связи;
  6. беднее явления, зато он глубже, чем явление, раскрывает внутреннюю сущность процессов ;
  7. имеет объективный характер, ибо он отражает реальный мир с его собственными связями, отношениями;
  8. значение законов состоит в том, что с их помощью человек познает сущность явлений, благодаря чему явления выступают не в виде хаоса, а в своей необходимости, закономерности.

 

2.2. Формы научного познания на теоретическом уровне

2.2.1. Научная проблема

Научные проблемы – осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно. Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Иначе говоря, это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, но процесс, включающий два основных момента – постановку проблемы и ее решение. В структуре проблемы прежде всего выявляется неизвестное (искомое) и известное (условия и предпосылки проблемы). Неизвестное здесь тесно связано с известным (последнее указывает на те признаки, которыми должно обладать неизвестное), таким образом, даже неизвестное в проблеме не является абсолютно неизвестным, а представляет собой нечто такое, о чем мы кое-что знаем, и эти знания выступают ориентиром и средством дальнейшего поиска. Уже формулировка всякой действительной проблемы содержит в себе «подсказку», указывающую, где нужно искать недостающие средства. Они не находятся в сфере абсолютно неизвестного и уже обозначены в проблеме, наделены некоторыми признаками. Чем больше не хватает средств для нахождения исчерпывающего ответа, тем шире пространство возможностей решения проблемы, тем шире сама проблема и неопределённей конечная цель. Многие из таких проблем не по силе отдельным исследователям и определяют границы целых наук.

 

2.2.2. Научная гипотеза

Научная гипотеза – предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, это предполагаемое решение проблемы. Как правило, гипотеза является предварительным, условным знанием о закономерности в исследуемой предметной области или о существовании некоторого объекта. Главное условие, которому должна удовлетворять гипотеза в науке, – ее обоснованность, этим свойством гипотеза отличается от мнения. Всякая гипотеза имеет тенденцию превращения в достоверное знание, что сопровождается дальнейшим обоснованием гипотезы (этот этап называется проверкой гипотезы). К критериям обоснованности гипотезы относят такие условия как:

- принципиальная проверяемость  гипотезы (возможность опытным путем  проверить истинность положений  гипотезы, даже если наука сегодняшнего  дня еще не располагает техническими  средствами для опытного подтверждения её идей);

- совместимость гипотезы с фактическим материалом, на основе которого она выдвинута, а так же с утвердившимися теоретическими положениями;

- «приложимость» гипотезы  к достаточно широкому классу  исследуемых объектов.

Решающей проверкой  истинности гипотезы является практика во всех своих формах, но определенную роль в доказательстве или опровержении гипотезы играют и логические критерии истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

2.2.3. Научная теория

Научная теория – систематизированные знания, в совокупности объясняющие множество фактов и описывающие посредством системы законов определенный фрагмент реальности. Это высшая, самая развитая форма организации научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоей сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что  характеристики, имеющие наиболее общую природу, составляют основу модели, другие же подчиняются основным положениям или выводятся из них по логическим законам. Каждое положение теории является истиной для множества обстоятельств, в которых проявляется исследуемая связь. Обобщая факты и опираясь на них, теория согласуется с господствующим мировоззрением, картиной мира, которые направляют ее возникновение и развитие.

Современная методология  выделяет следующие основные элементы теории:

– исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.д.;

– идеализированный объект – абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов;

Информация о работе Научное познание