Научное познание: основные особенности, структура, закономерности роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:32, лекция

Описание работы

Наука же представляет собой весьма многогранный феномен. Она существует и как особый способ познания мира, предполагающий бытие особой познавательной деятельности и ее результатов – системы знаний, она существует и как социальный институт, и как особая область культуры, и как непосредственная производительная сила общества. Все эти формы бытия наука обрела не сразу, а в ходе своего исторического развития.

Содержание работы

Специфические черты науки. Проблема критериев научности.
Структура научного знания. Общая характеристика эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного познания.
Классификация методов познания.
Основные формы бытия науки.
Основные закономерности роста научного знания.

Файлы: 1 файл

Научное познание.docx

— 37.17 Кб (Скачать файл)

Научное познание: основные особенности, структура, закономерности роста.

План.

  1. Специфические черты науки. Проблема критериев научности.
  2. Структура научного знания. Общая характеристика эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного познания.
  3. Классификация методов познания.
  4. Основные формы бытия науки.
  5. Основные закономерности роста научного знания. 

      

    Существует целая область  философских исследований, делающая  своим предметом исследование  феномена науки, - философия науки. 

  Наука же представляет собой  весьма многогранный феномен.  Она существует и как особый способ познания мира, предполагающий бытие особой познавательной деятельности и ее результатов – системы знаний, она существует и как социальный институт, и как особая область культуры, и как непосредственная производительная сила общества. Все эти формы бытия наука обрела не сразу, а в ходе своего исторического развития. Как особый способ познания мира и область культуры наука возникает приблизительно в V в. до н.э. в Древней Греции, как социальный институт – в начале Нового времени, непосредственной производительной силой общества наука в полную силу становится, пожалуй, в ХХ в. Философия науки изучает феномен науки во всех ее ипостасях. Если наука рассматривается как особый способ познания мира, то здесь внимание исследователей фокусируется на следующих проблемах: что такое наука, каковы ее отличия от прочих видов познания (это так называемая проблема критериев научности), какова структура науки, структура научного познания, каковы методологические основания научного знания, какие закономерности исторического развития науки мы можем выделить и проч. При рассмотрении науки как социального института исследуются формы социальной организации научной деятельности. При рассмотрении науки как социокультурного феномена  на первый план выходят такие проблемы, как соотношение внешних и внутренних факторов развития науки, взаимное влияние науки и прочих отраслей культуры, прежде всего форм духовной жизни – религии, искусства, философии, отношение науки и экономики, отношение науки и техники и т.д.

   Следует отметить, что философия  науки существует как направление в западной и отечественной философии, зародившееся во второй трети XIX в. в рамках классического позитивизма, и как научная дисциплина. Философия науки как дисциплина  возникла во второй половине ХХ в. в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР (научно-технической революции).

  

1.1. Наука  и ее специфические черты. 

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных знаний о мире и их систематизацию. Наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ей законов.          

Наряду с научным  познанием существуют и такие,  как:

-обыденное познание

- философское 

- религиозное

- художественное.

     Все эти виды познания  необходимы для человека, так  как они дают ему информацию  о мире, позволяющую ему ориентироваться  в нем, решать свои жизненные  задачи, определять свое место  в нем и проч. В чем отличие  научного познания от остальных  видов познания, т.е. в чем заключаются  специфические черты науки?  Для  того чтобы решить эту проблему, необходимо выделить критерии научности знания, ибо на основе их проводится различие между научным и другими видами познания.

Это, прежде всего:

- критерий объективности  знания: наука должна описывать объект таковым, каков он есть на самом деле;

- критерий  обоснованности (доказательности):  статус научного знание получает в том случае, если оно подтверждено опытом или экспериментами (т.е. научно организованным опытом) – это называется эмпирическим подтверждением, или обоснованно логически – это называется логическим доказательством;

- критерий эссенциалисткий: наука направлена на познание сущности (лат. Essencia – сущность) предмета;

- критерий интерсубъективности: результаты научного познания должны быть общезначимыми, т.е. признаваться всеми, иметь независимый от индивида характер; научное знание, полученное одним исследователем, должно быть воспроизводимо в опытах и теоретических построениях другими исследователями;

- критерий истинности:  знание должно соответствовать своему предмету, из этого критерия следует следующий –

-  критерий предметности: если нет познаваемого предмета, то нет и знания;

- критерий систематичности научного знания – весь  массив знаний организуется на основе общих принципов.

   Заметим, что каждый признак в отдельности не конституирует определенность науки. Истинным может быть и философское, и обыденное знание.  Интерсубъективным, общезначимым может быть и «всеобщее заблуждение». Признак системности, реализованный обособленно от других, обусловливает лишь «наукообразность», видимость обоснованности. И только одновременная реализация этих признаков в известном результате познания в полной мере определяет его научность.

    В философии науки  ХХ в. очень остро стояла  проблема демаркации – поиск  критериев, с помощью которых  мы можем «провести черту»  между научным и ненаучным  знанием. В неопозитивистской  философии был выдвинут принцип верификации, согласно которому научным признается то знание, которое подтверждено опытом и экспериментами. К.Поппер, отец постпозитивизма, для отличия научного знания от ненаучного, выдвинул принцип фальсификации. Согласно этому принципу, лишь то знание научно, которое в принципе может быть опровергнуто экспериментами. То, относительно чего невозможны никакие эксперименты, не является научным знанием. Так что к вышеперечисленным критериям научного знания можно причислить критерий верификации и критерий фальсификации, хотя, надо заметить, они в какой-то мере лишь конкретизируют критерий обоснованности результатов научного познания.

1.2. Структура  научного познания.

Научное познание имеет довольно сложную  структуру. Она может быть представлена в различных срезах. С точки  зрения взаимодействия субъекта и объекта  познания она включает в себя 4 момента:

1). Субъект науки (тот, кто осуществляет познавательную деятельность): отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив, в конечном счете – общество в целом;

2). Объект – то, что познается;

3). Система методов и приемов, характерных для данной науки;

4). Язык науки – как естественный, так и искусственный (математические уравнения, химические формулы).

   Структура научного познания  может быть представлена как  единство 2 уровней: эмпирического, теоретического. Ряд исследователей выделяет еще один уровень научного познания – метатеоретический, или уровень оснований науки. К основаниям научного знания относят: 1) идеалы и нормы исследования; 2) философские основания; 3) научную картину мира. Идеалы и нормы исследования включают в себя  совокупность правил и принципов описания и объяснения явлений, нормы обоснования и доказательства положений науки. Философские основания представляют собой самые общие принципы построения научной картины мира. Они  обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру.

    Научная картина мира – это особая форма теоретического знания, представляющая собой синтез основных концепций, идей, теорий, позволяющий представить целостное видение предмета исследования, соответствующее определенному историческому этапу развития науки. Все эти три блока оснований науки исторически изменчивы. Коренная перестройка всех или некоторых оснований науки называется научной революцией. Всякая научная революция дает начало новому этапу развития науки.

   Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по: 1) характеру предмета исследования; 2) типу применяемых средств исследования; 3) особенностям методов исследования. Одна и та же реальность может рассматриваться на разных уровнях по-разному: эмпирическое исследование направлено на изучение явлений и связей между ними, теоретическое же  пытается выделить сущностные связи в чистом виде и выразить их в форме закона или системе законов. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация. Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов. Чувственное познание не устраняется, а становится подчиненным аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное предвидение будущего.Теоретическое знание фиксируется в следующих формах знания: теории, теоретические модели, гипотезы, законы. Эмпирическое – в научных фактах, данных экспериментов, выраженных на языке науки, эмпирическом обобщении.

    Средства эмпирического  исследования необходимо включают  в себя приборы, приборные установки  и другие средства реального  наблюдения и эксперимента. В  теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. На теоретическом уровне в современной науке используются приборы, делающие более эффективной интеллектуальную деятельность: калькуляторы, компьютеры. 

   Соответственно своим особенностям  эмпирический и теоретический  типы познания различаются по  методам исследовательской деятельности. К эмпирическим методам познания относятся следующие:

Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими техническими устройствами. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла (что именно наблюдается); возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов - расшифровка показаний приборов и т.п.

Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. Основные особенности эксперимента: а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования; б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; г) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях. Выделяют: по своим функциям исследовательские, проверочные, воспроизводящие эксперименты. По характеру объектов различают физические, химические, биологические, социальные и т.п. Существуют эксперименты качественные и количественные. Широкое распространение в современной науке получил мысленный эксперимент - система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Но мысленный эксперимент относится уже к теоретическим методам познания.

Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов, т.е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

 Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются "вслепую", а всегда "теоретически нагружены", направляются определенными концептуальными идеями.

  Теоретические методы познания – это, прежде всего, способы построения теории – самой достоверной формы познания. К ним относятся

  Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.). Главное в процессе формализации - над формулами можно производить операции. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами.

  Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Аксиоматический метод - лишь один из методов построения уже добытого научного знания. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития аксиоматизированной содержательной теории. 

   Гипотетико-дедуктивный метод – это такой способ построения теории, при котором сначала выдвигается гипотеза – научно обоснованное предположение о причинах тех или иных явлений, а затем из нее дедуцируются следствия, которые затем подвергаются опытной проверке.

   Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности ("точка", "идеальный газ" и т.п.). Идеализированный объект выступает как отражение реальных предметов и процессов.

   Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели. По характеру моделей выделяют материальное и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. Материальные модели являются природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам - физики, механики и т.п. При материальном моделировании конкретного объекта его изучение заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самолетов, кораблей, космических аппаратов и т.п.). При идеальном моделировании модели выступают в виде графиков, чертежей, формул, систем уравнений, предложений естественного и искусственного (символы) языка и т.п. В настоящее время широкое распространение получило математическое (компьютерное) моделирование.

Информация о работе Научное познание: основные особенности, структура, закономерности роста