Методология современного естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Естествознание – наука о явлениях и законах природы, неотъемлемая и важная часть духовной культуры человечества. Знание его современных фундаментальных научных положений, мировоззренческих и методологических выводов является необходимым элементом общекультурной подготовки специалистов в любой области деятельности. Поэтому, изучение естественных наук - важный фактор для подготовки современных образованных специалистов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...................2
1 Концепции Томаса Куна……………………………………………...…3-7
2 Учение Имре Лакатоса……………………….……………………......8-12
3 Карл Поппер. Фальсифицируемость и эпистемология……………13-16
4 «Методологический анархизм» Пола Фейерабенда………….……17-20
5 Гастон Башляр. Неорационализм……………………………….….20-24
Заключение……………………………………………………………...25-26
Список Литературы………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Методология.docx

— 64.92 Кб (Скачать файл)

 

Основные положения философии  науки Г. Башляра

1. В философии науки он выделяет  две принципиально возможные  теоретические позиции - реализм  и рационализм. Их двойственность  неустранима в силу того, что  сама наука обладает двойственностью  фактуального и теоретического  содержания, опытного и математического  знания.

2. Реальность, к которой обращена  новая наука, он называет реальностью  второго уровня. Научная реальность - это рационально обработанная  реальность, сконструированная человеком;  это реальность, преподанная сквозь  экспериментальную, лабораторную, инструментально-техническую,  проективно-конструкторскую обработку  первичной реальности.

3. Особое внимание Г. Башляр  уделяет научным понятиям. Вновь  появляющиеся теории не отбрасывают  ранее существовавшие теории, а  обнимают их собой -разные теории  сосуществуют, не нарушая границ  друг друга, что и приводит  к многосмыслию базовых понятий; 

4. В философии науки неорационализма  разрабатывается вопрос о развитии  науки, связанный с определенной  трактовкой истории науки. Для  Г. Башляра развитие науки - это высшее проявление творчества, свидетельствующее о «рациональной  свободе» человека.

5. Новизна подхода связана с  признанием неизбежности кризисов, мутаций, потрясений до оснований  самих устоев науки.

6. Г. Башляр считал, что для  того чтобы принадлежать науке  своего времени, не нужно забывать  о социальных условиях ее существования. 

 

 

Заключение

Первый признак, характеризующий  современное естествознание - широкое  распространение в его различных  областях идеи и методов синергетики. Второй признак - закрепление теории цельности, осознание необходимости всестороннего глобального взгляда на мир. Так же современное естествознание, заключается в укреплении в нем идеи коэволюции и в постепенном их распространении в более широком масштабе.

Современное естествознание характеризуется изменением характера  объекта исследования и усилением  роли комплексного подхода в его  изучении. Еще одна из отличительных  особенностей современного естествознания – широкое применение во всех его  областях философии и ее методов. Одной из специфических особенностей современного естествознания также  является господство в ней методологического  плюрализма, который вытекает из познания методологии, в том числе ограниченности, односторонности диалектического  материализма. 

Из недавно сформированных особенностей современного естествознания – широкое проникновение в  него деятельности человека, объединение  объективного мира с миром человека, устранение пропасти между объектом и субъектом. Современное естествознание также характеризуется глубоким проникновением во все его области  идеи развития, а также «историзацией», «диалектизированием» (как разновидности  развития).

Отличительной особенностью является увеличение математизирования  естественных наук, особенно физики, повышения  уровня абстрактности и сложности  этих наук. Другая особенность современного естествознания – способность зарождаться  на основе принципов глобального  эволюционирования. Знаменательной особенностью современного естествознания является также понимание его как природного организма.

И наконец, характерной особенностью современного естествознания является также то, что эта форма мышления понимает мир не только как систему  гармонии, благозвучности, закономерности, но и как систему нестабильности, неустойчивости, транссизма, хаоса, неопределенности.

Все сказанное показывает, что в развивающемся изучении мира необходимо обязательно принять  во внимание его два взаимосвязанных  аспекта: стабильность и нестабильность, порядок и хаос, определенность и  неопределенность.

Принятие же неустойчивости и нестабильности как фундаментальных  характеристик устройства мира, безусловно, требует применения в процессе познания новых методов и способов, являющихся по своей сути диалектическими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы

  1. Кун Т. Структура научных революций, - М., 1997.
  2. Поппер, К. Логика и рост научного знания. — М., 1983.
  3. Башляр Г. Прикладной рационализм, — М., 2000.  
  4. Башляр Г. Рациональный материализм, — М., 2000.
  5. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М., 1995.
  6. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки.— М., 2008.
  7. Степин В.С. История и философия науки. М., 2011.
  8. Порус В.Н. Рыцарь Ratio. - Вопросы философии. 1995. №4. С. 127-134.
  9. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов./ Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 2000.
  10. Концепции современного естествознания под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М., 2007. 
  11. Новая философская энциклопедия. //Под ред. С. Стёпина, В 4 т.,М., 2001.
  12. Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки -М., 2009.

 

 

 

 

 

 

    

 

Федеральное Государственное  Образовательное Бюджетное

Учреждение Высшего Профессионального  Образования

Финансовый Университет  при Правительстве

Российской Федерации

 

 

Реферат по концепции  современного естествознания

На тему: «Методология развития естествознания»

 

 

Выполнила студентка

                                     третьего курса группы ЭО-310                                                                    

                                                                                                Путикян А. О.

Преподаватель к.ф.н., доцент:

 Самсонова Н.Г.

 

 

 

 

Москва 2012

 


Информация о работе Методология современного естествознания