Космологические представления Аристотеля. Геоцентрическая система мира Птолемея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 04:14, контрольная работа

Описание работы

Начиная с IV века до н. э. греческие мыслители строили геометрические модели мира, призванные объяснить движение небесных светил. Рождению новой космологической модели способствовал самый выдающийся ученый Древней Греции – Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). На основе достижений всей греческой науки он создал единую научную систему, сформировал детально разработанное мировоззрение. Аристотель превратил сведения о видимых небесных явлениях и движениях светил в стройную теорию – систему мира. Система мира по Аристотелю основывалась на четырех принципах, являвшихся синтезом всей греческой науки.

Содержание работы

1 Космологические представления Аристотеля. Геоцентрическая система мира Птолемея

3
2 Понятие материи. Микро-, макро- и мегамиры
7
3 Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Элементы экосистем (биотоп, биоценоз)
10
4 Самоорганизация. Примеры самоорганизации в природе
13
5 Краткая история развития эволюционных идей в биологии
16
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ксе2.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 Именно так в работах швейцарского  биолога Ш. Бонне впервые было  использовано понятие эволюции как процесса длительного, постепенного изменения, приводящего к появлению новых видов. Однако в работах большинства ученых того времени идеи градации живых существ и идеи эволюции существовали раздельно. В единую теорию они оформились только в XIX в., когда появилась эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

Французский ботаник и зоолог Ж.Б. Ламарк внес особый вклад в развитие эволюционных представлений. В 1809 г. он издал свой труд «Философия зоологии», в котором последовательно и полно высказал воззрение, которое по праву оценивают как первое эволюционное учение. По Ламарку, жизнь возникает путем самозарождения простейших живых тел из веществ неживой природы. Дальнейшее развитие идет в направлении прогрессивного усложнения организмов, т.е. путем эволюции. Ламарк выделил два независимых пути эволюции: 1) градация – ступенчатое повышение организации (развитие от простого к сложному)2) изменение организмов под воздействием окружающей среды, благодаря которому создается разнообразие видов на каждой ступени градации.

 Ж.Б. Ламарк – создатель естественной системы животного мира, в основе которой лежит принцип родства между организмами. Исследовав строение нервной, кровеносной, дыхательной и других систем, он разместил 14 классов животных на 6 ступенях в порядке их усложнения – от инфузории и полипов до птиц и млекопитающих.

Следующий этап в развитии  эволюционных идей связан с именем Ч. Дарвина. Идея постепенного и непрерывного изменения всех видов растений и животных высказывалась многими учеными задолго до Дарвина. Поэтому само понятие эволюции – процесса длительных, постепенных, медленных изменений, в конечном итоге приводящих к коренным, качественным изменениям – возникновению новых организмов, структур, форм и видов, проникло в науку еще в конце XVIII в. Однако именно Дарвин создал совершенно новое учение о живой природе, обобщив отдельные эволюционные идеи в одну стройную теорию эволюции. Опираясь на огромный фактический материал и практику селекционной работы по выведению новых сортов растений и пород животных, он сформулировал основные положения своей теории, которые изложил в книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859).

Дарвин последовательно решил проблему детерминации органической эволюции в целом, объяснил целесообразность строения живых организмов как результат естественного отбора, а не как результат их стремления к самосовершенствованию. Также он показал, что целесообразность строения носит всегда относительный характер, так как любое приспособление оказывается полезным только в конкретных условиях существования. Этим он нанес серьезный удар по идеям телеологизма в естествознании.

 Кроме того, Дарвин подчеркивал, что элементарной единицей эволюции является не отдельная особь, как у Ламарка, а группа особей – вид. Иными словами, под действие естественного отбора могут подпасть как отдельные особи, так и целые группы. Тогда отбор сохраняет признаки и свойства, невыгодные для отдельной особи, но полезные для группы особей или вида в целом.

Критика дарвинизма велась практически со времени его возникновения и имела объективные основания, поскольку из поля зрения дарвинистов изначально выпадал ряд важных вопросов. К их числу относятся вопросы о причинах сохранения в историческом развитии системного единства организмов, механизмах включения в эволюционный процесс онтогенетических перестроек, неравномерности темпов эволюции, причинах прогрессивной макроэволюции, причинах и механизмах биотических кризисов и др.

 Антидарвинизм второй половины XIX – начала XX вв. был представлен двумя главными течениями – неоламаркизмом и концепциями телеогенеза. Борьба с ними, а также поиск экспериментальных доказательств отдельных факторов естественного отбора составили основное содержание биологии этого времени.

Рассматривая основные факторы эволюции, нетрудно убедиться, что исходные идеи теории эволюции Дарвина в дальнейшем подверглись значительным уточнениям, дополнениям и исправлениям. Особую роль в становлении новых представлений о развитии сыграла генетика, которая составила основу неодарвинизма — теории органической эволюции путем естественного отбора признаков, детерминированных генетически. Другое общепринятое название неодарвинизма — синтетическая (основанная на данных многих областей естествознания), или общая, теория эволюции (СТЭ). Синтетическая теория эволюции представляет собой синтез основных эволюционных идей Дарвина и, прежде всего, естественного отбора с новыми результатами исследований в области наследственности и изменчивости.

Возможно, в будущем СТЭ и недарвиновские концепции эволюции, дополняя друг друга, объединятся в новую единую теорию жизни и развития живой природы.

 

 

Список использованной литературы

  1. Бочкарев А.И. Концепции современного естествознания / А.И. Бочкарев, Т.С. Бочкарева, С.В. Саксонов. – Тольятти:  ТГУС, 2008. – 386 с.   
  2. Концепции современного естествознания / Под ред. Михайлова Л.А. – СПб.: 2008. – 336 с.
  3. Петросова Р.А. Естествознание и основы экологии / Р.А Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов, Е.К. Страут. – М.: Дрофа, 2007. – 303 с.
  4. Стародубцев В.А. Концепции современного естествознания / В.А. Стародубцев. – Томск.:  Том. политех. ун-т, 2009. – 390 с.
  5. Черкашин Б.Н. Концепции современного естествознания / Б.Н. Черкашин. – Воронеж: ВИЭСУ, 2009. – 450 с.
  6. Чернова Н.И., Былова А.М. Общая экология / Н.И. Чернова, А.М. Былова. – М.: Дрофа, 2004. – 416с.

 


 



Информация о работе Космологические представления Аристотеля. Геоцентрическая система мира Птолемея